12 архетипов
Архетипы — это те интегральные образы, которые «впечатаны» в коллективное бессознательное, и по которым мы, зачастую — даже не осознавая этого, сходу идентифицируем новых людей, происходящее, и информацию в целом.
Цитируя автора, работы которого мы дальше рассмотрим подробнее:
Углубляться в причины существования архетипов мы здесь не будем, поскольку об этом и без нас написан целый ряд материалов.
Из классики про архетипы лучше всего, конечно, читать Карла Густава Юнга: «Архетип и символ», «Структура психики и архетипы», «Душа и миф. Шесть архетипов».
Но мы здесь будем рассматривать то, как 12 архетипов описаны в книге Маргарет Марк и Кэрол Пирсон «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов» и в проекте Ольге Книзе (Knjazna), которую многие знают как автора типологии Нелюдей.
В книге Марк и Пирсон 12 архетипов рассматриваются в первую очередь с точки зрения позиционирования бренда. В текстах Ольги Книзе — с социально-психологического ракурса, причем — именно в российской действительности.
Последнее — как раз то, что нам нужно. Поэтому на проекте Княжны и ее коллеги Dreamer-M и остановимся подробнее.
Вводные тексты Княжны и Dreamer-M:
- Предисловие. История встречи
- Архетипы, бренды и имидж
- Архетипы: функционал. Большой рассказ про маленький выпавший винтик
- Архетип: как это работает
- Архетип в сказочном сюжете
- Чем заняться в сказке
- Архетипы, времена и нравы
Вектор интересов: Принадлежность (Люди/Принадлежность — Марк и Пирсон):
- (в сказке)
- (в сказке)
- (в сказке)
Вектор интересов: Стабильность (Стабильность/Структура — Марк и Пирсон):
- (в сказке)
- (в сказке)
- (в сказке)
Вектор интересов: Независимость (Изучение/Индивидуальность — Марк и Пирсон):
- (в сказке)
- (в сказке)
- (в сказке)
Вектор интересов: Мастерство (Результаты/Мастерство — Марк и Пирсон):
- (в сказке)
- (в сказке)
- (в сказке)
Послесловия:
- Послесловие Княжны. Архетип, личность, обличье
- Послесловие Dreamer-M: архетипы и игры
- Постпослесловие Княжны. Архетип: по Проппу или по Берну?
- Постпослесловие Dreamer-M: архетипы, встроенные в жизнь
Почитайте — проект очень интересный.
Но главное, на что нам здесь стоит обратить внимание — это что все архетипы поделены на так называемые векторы интересов (приоритетов). В рамках которых существуют младший, средний и старший архетип
Согласно теории, человек способен продвигаться по архетипам, прорабатывая проблематику предыдущего архетипа и переходя в следующий. Продвигаться можно двумя путями: в рамках вектора и по глобальной общей спирали.
Впрочем, ничто при этом не мешает человеку вновь оказаться в более младшем архетипе — в зависимости от того, что в его жизни в данный момент актуально, и как сложатся условия и потребности.
Кроме того, по Княжне пребывание человека в том или ином архетипе может быть имитационным (когда мы пытаемся скопировать внешние признаки некоего образа) и с реальным полным погружением в роль. Особенно это касается архетипов, начиная с Изгоя и выше. Имитировать более ранние архетипы можно тоже, просто у этого чаще всего нет никаких вторичных выгод.
Гипотезы об 12 архетипах, экзистенциальных страхах и опорних точках массового сознания
Страх вытеснен. В этом случае проблематика вектора для нас не актуальна вообще, либо актуален младший архетип вектора (находится в активной острой фазе).
Страх неосознанно скомпенсирован. Проблематика младшего архетипа вектора проработана (знакома и человек чувствует себя в этой роли уверенно), среднего — актуальна (в обостренной стадии) на данный момент или отвергается.
Страх осознан. Проработана проблематика среднего архетипа вектора, проблематика старшего отвергается, либо находится в острой актуальной стадии.
Страх проработан. В этом случае у нас проработана проблематика старшего архетипа вектора — человек чувствует себя в этой роли уверенно и комфортно.
Update от 31.12.2016:
Еще гипотеза: Определять актуальность и проработанность экзистенциальных страхов и архетипических векторов также можно, опираясь на установки, заряды и позиции человека по вопросам:
- человеческих взаимоотношений (страх Изоляции, вектор Принадлежности)
- денег, благосостояния (страх Свободы, вектор Стабильности)
- самореализации, поиски себя, смысла жизни и высших истин (страх Бессмысленности, вектор Независимости)
- здоровья (страх Смерти, вектор Мастерства)
Способ диагностики гипотетически начинается с выявления: если тема Вас беспокоит — это «стрелочки» (вверх или вниз), если не беспокоит — «галочка» или «крестик». Дальше необходим углубленный анализ.
И еще гипотеза: достижение существенных результатов в этих наиболее актуальных для человека областях впрямую зависит от уровня проработанности соответствующих экзистенциальных страхов (и, соответственно, архетипических векторов).
Все данные гипотезы нуждаются в проверке. Возможно, в дальнейшем они позволят определять, в каком состоянии у человека находится тот или иной экзистенциальный страх, на основе проявленности архетипов. Этим мы Вам и предлагаем заняться — проверить на себе.
Определите свой тип по Экзистенциально-Архетипической Типологии (только будьте с собой честны!).
Подумайте о своем отношении к деньгам, взаимоотношениям, самореализации и поискам смысла, здоровью.
Прочитайте про 12 архетипов, и постарайтесь понять, проблематика каких архетипов для вас на данный момент особенно актуальна.
Разместить свой ответ можно у себя во ВКонтакте или Фейсбуке с хэш-тегом #ЭАТ — тогда мы сможем вас по нему найти.
Почему люди увлекаются соционикой
Несмотря на доказательства псевдонаучности соционики, в теорию деления людей на типы продолжают верить. Концепция даже «проникла» в некоторые учебные программы вузов: по теме делают доклады, проводят тестирования студентов на определение типа личности, преподаватели рекомендуют литературу.
«Международный институт соционики» бережно сохраняет любое упоминание своего направления в образовании. Так, в 2003 году Санкт-Петербургский государственный университет в рамках дисциплины «Социология конфликта» рекомендовал к прочтению минимум две книги по соционике.
Объяснить веру в псевдонаучную концепцию можно тем, что человек подвержен когнитивным искажениям. Одно из них — предвзятость подтверждения или склонность к подтверждению своей точки зрения. Человеческое сознание устроено так, что будет искать информацию, которая подтвердит, а не опровергнет данные. Эта эволюционная уловка помогает избежать стресса, делает мир более понятным и предсказуемым.
Алена Голзицкая, научный сотрудник Психологического института РАО, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter:
«Люди тяготеют к разного рода типологизациям для упрощения восприятия реальности. Соционика предлагает один из тысяч вариантов психологических классификаций. Как и любым способом деления людей на типы, подобным подходом не стоит злоупотреблять — ведь всегда найдутся те, кто не укладывается в описание.
Классификации в психологии довольно распространены, достаточно вспомнить хотя бы классификацию типов темпераментов. Но у данного подхода есть один существенный минус — они базируются на усреднении черт, что всегда приводит к потере нюансов значений».
Экзистенциально-Архетипическая Типология
Что здесь видим мы?
Если внимательно почитать про проблематику каждого архетипа, нетрудно обнаружить, что вектора интересов отлично коррелируют с… экзистенциальными страхами!
Следите за руками.
Вектор приоритетов «Принадлежность» подразумевает стремление принадлежать чему-то большему и быть высоко оцененным другими — экзистенциальный страх Изоляции (Одиночества).
Вектор приоритетов «Стабильность» подразумевает желание безопасности, стремление справиться с окружающим хаосом и взять его под контроль — экзистенциальный страх Свободы.
Вектор приоритетов «Независимость» подразумевает поиск себя и ответов на свои вопросы — экзистенциальный страх Бессмысленности.
Вектор приоритетов «Мастерство» подразумевает попытку победить законы самой жизни — экзистенциальный страх Смерти.
Таким образом, архетипы соответствующего вектора по сути являются своего рода аватарами (сценическими костюмами, если угодно) для трех разных форм контакта с определенным экзистенциальным страхом.
Важно уточнить, что речь идет о реальном проживании проблематики архетипа с полным погружением. Иммитация любого архетипического образа и поведения представляется нам возможной при любой степени проработанности вектора и любом состоянии экзистенциального страха
Кто придумал соционику
Теория темпераментов Гиппократа-Галена
Считается, что разделить людей по типам темперамента предложил Гиппократ в книге «О природе человека» в V веке до нашей эры. Теория основывалась на представлении, что в теле текут четыре «жизненных сока» — кровь, флегма (лимфа), желчь и черная желчь. Доминирование одной из жидкостей могло вызвать болезни и влияло на характер человека. При этом комбинация соков зависит от комбинации звезд в момент рождения.
Через шесть веков древнеримский медик Клавдий Гален, основываясь на учении Гиппократа, описал 13 темпераментов. А известные сегодня типы темперамента (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик) окончательно создал Аэций.
Карл Юнг и соционика
В ХХ веке типами темперамента занимался и психиатр Карл Юнг. В 1921 году он опубликовал книгу «Психологические типы». В этой работе впервые прозвучали термины, которые оказали влияние на многие учения о типах личности.
Юнг выделил четыре типа личности по преобладанию одной из психических функций — мышление, эмоции, сенсорика и интуиция. Карл Юнг считал, что не существует «чистых» личностей, а каждый человек бывает экстравертированным (открыт миру) или интровертированным (погружен в себя). Всего получается восемь типов личностей.
На работы Юнга опиралась Сьюзан Деллингер: она присвоила восьми юнговским типам личностей геометрический знак, расположила их на шкале и добавила еще один параметр. Она дополнительно предложила делить людей на рационалов и иррационалов. Так появилась психогеометрия с ее 16 типами.
В конце 1920-х годов Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабель Бриггс Майерс взяли теорию Юнга и создали свою систему для оценки личности. Исследовательницы 20 лет дорабатывали типологию и представили методику тестирования, которая известна как тест Майерс-Бриггс. В этой концепции также 16 типов личности.
Экономика инноваций
16 типов личности: как строить отношения с коллегами на удаленке
Упрощенный вариант учения Юнга и Майерс-Бриггс в СССР адаптировала Аушра Аугустинавичюте.
Теория Аушры Аугустинавичюте
В 1960-х годах советская и польская исследовательница Аушра Аугустинавичюте изучала работы Фрейда, Юнга, Кемпинского. К тому времени Майерс и Бриггс уже создали свою классификацию. На базе этих теорий Аугустинавичюте пишет очерк «Дуальная природа человека». Считается, что это одна из первых публикаций по соционике. Очерк начинается с рассуждения о том, что существуют люди, которые не подходят друг другу. И по сути, вся дальнейшая классификация типов — помощь для выбора подходящего партнера.
Аушра Аугустинавичюте изменила юнговские определения, обосновав это тем, что названия Юнга «нам не совсем подходят». Так «мышление» Юнга стало «логикой», «эмоции» — «этикой».
В основе соционики лежит мысль, что различия между типами личности — это различия в обмене информационного сигнала с окружением. И хотя мнение Аугустинавичюте, что все люди по-разному воспринимают и передают информацию, не было новым, именно с него началась соционика в СССР.
Соционика и 16 типов личности
Влияние на работы Аугустинавичюте оказал польский психолог Антон Кемпинский. Он, так же как и Бриггс и Майерс, выделял 16 типов личности и записывал их с помощью буквенного кода. Например, ИЛЭ — интуит, логик, экстраверт.
Аугустинавичюте предложила альтернативную запись и назвала 16 типов личности именами исторических и литературных персонажей. Так появились «Дон Кихоты», «Дюма», «Гамлеты» и прочие. Для каждого есть описание основных моделей поведения и черт характера.
К примеру, тип личности «Дон Кихот» (интуитивно-логический экстраверт) характеризуется мечтательностью, увлеченностью своими идеями. Такой человек может болезненно воспринимать, если его не поддерживают; его раздражают приземленные реалисты.
Описания типов по Аугустинавичюте затрагивают не только основные черты личности, но и внешность. Например, для «Дон Кихотов» характерен скошенный подбородок, высокий рост. Для «Дюма» — округлость линий, полнота.
Аугустинавичюте считала, что только противоположности будут счастливы и гармоничны в любовных отношениях, так как они дополняют друг друга: «Экстраверт настоящую женственность видит в интровертной девушке, интроверт — в экстравертной».