Как реагировать на то, что вы не можете изменить

Первая позиция

Для человека естественно воспринимать окружающую среду и
окружающих его людей с первой позиции, то есть с собственной точки
зрения. Описывая жизненный опыт, мы используем слова «я» или «мой». Мы
ведем себя привычным образом. В первой позиции мы смотрим собственными
глазами, слушаем собственными ушами (а также прислушиваемся к
внутреннему диалогу) и осознаем ощущения собственного тела. Этот процесс
называется ассоциацией. Если бы мы могли увидеть себя отстраненным
мысленным взором, то тем самым перешли бы в иную позицию в процессе
диссоциации.

Когда используется первая позиция

Первая позиция имеет массу преимуществ

Определившись с
желаемым результатом, очень важно понять, чего вы хотите и как этого
добиться. В первой позиции люди весьма энергичны, они выражают
собственную точку зрения и добиваются собственных целей

Всегда
проводите экологическую проверку с этой позиции, оценивая результаты
возможных действий.

Оборотная сторона первой позиции

В первой позиции человек думает только о том, как ситуация
подействует на него, поскольку рассматривает ее с собственной точки
зрения. Оперируя только в первой позиции, мы становимся, эгоистичны и
нечувствительны к чувствам других людей. Это очень опасно, так что мы не
советуем вам ограничиваться первой позицией. Обязательно дополняйте ее
второй и третьей.

Виды жизненных позиций

Существует 4 основных вида жизненных позиций:

  1. Первую позицию занимают исключительно неудачники. Такие люди всегда найдут причину своих неудач и оправдают свое бездействие. Чаще всего такие индивиды так ничего и не добиваются в жизни.
  2. Вторую позицию также занимают неуверенные в себе люди, которые боятся потерпеть поражения. Они могут попробовать себя в той или иной сфере, но они никогда не доведут дело до логического конца.
  3. Третья позиция характеризуется позицией за компанию. К ней не относятся неудачники, но и лидерами таких людей назвать очень тяжело. Такие личности способны подстраиваться под окружающий мир, чтобы не отставать.
  4. Лишь к четвертой позиции можно отнести людей, которые берутся за что-то для достижения результата. Они всегда имеют перед собой конкретную цель и пытаются найти пути, чтобы добиться желаемого. Такие люди действую не для того, чтобы не потерять, они хотят видеть результат.

Метазеркало

В 1988 году Роберт Дилтс разработал прием метазеркала, в
котором используется четвертая позиция. Этот прием позволит вам лучше
понять взаимодействие с окружающими и с самим собой с помощью анализа
проблематичных отношений. Люди чаще всего относятся к нам так же, как мы
сами относимся к ним, поэтому данный прием и получил название «зеркала».

Этапы

  1. Начните процесс с первой позиции. Мысленным взором увидьте
    человека, отношения с которым вам хотелось бы улучшить. Убедитесь в
    том, что вы полностью слились с опытом. Что вы видите, слышите и
    чувствуете? Поймите, почему вам трудно общаться с этим человеком.
    Возможно, он кажется вам бесчувственным.
  2. Прервите состояние.
  3. Теперь перейдите в третью — метапозицию. Отстранитесь от ситуации,
    постарайтесь увидеть ее глазами стороннего наблюдателя. Выявите
    собственные реакции. К примеру, вы можете понять, что в данной ситуации
    действуете нересурсно. Поймите, каким образом ваше поведение заставляет
    окружающих действовать так, как они действуют по отношению к вам.
  4. Прервите состояние.
  5. Запомните то, что вы узнали и почувствовали. Какие перемены
    необходимо осуществить в отношениях с этим человеком? Что нужно сделать
    по-другому?
  6. Прервите состояние.
  7. А теперь перейдите в четвертую позицию и найдите слово, описывающее
    вашу реакцию на самого себя, например «прямолинейный». Как соотносится
    эта реакция с зеркальным образом поведения другого человека?
  8. С четвертой позиции представьте, что первая и третья позиции
    поменялись местами. Это означает, что ваша реакция на самого себя
    переходит в первую позицию, и наоборот.
  9. А теперь поставьте себя на место другого человека, то есть
    перейдите во вторую позицию. Взгляните на себя его глазами. Каким
    сейчас вам кажется ваше поведение? Чему учит вас такой урок?
  10. Вернитесь на пересмотренную первую позицию и проанализируйте
    изменившиеся чувства.
  11. Продолжайте переходить из позиции в позицию, пока не ощутите полной
    конгруэнтности с произведенными переменами.

НЛП в действии

  • Подумайте о человеке, которым вы
    восхищаетесь. Мысленным взором постарайтесь увидеть его прямо перед
    собой. Ощутите этого человека, находясь в первой позиции. А теперь
    поставьте себя на его место и почувствуйте, каково это — быть им. Затем
    перейдите в третью позицию и оцените его с точки зрения стороннего
    наблюдателя. Чему вас учит подобный опыт?
  • Подумайте об отношениях, которые
    вам хотелось бы улучшить или изменить. Затем проделайте все этапы
    процесса метазеркала.

Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то
интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox,
который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился
контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми
на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только
то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.

Позиция восприятия

Справочник психолога

В человеческом восприятии и в человеческом опыте можно выделить три позиции, три точки зрения, с которых он воспринимает, оценивает окружающую ситуацию и своё участие в ней. Они тесно связаны с понятием ассоциации и диссоциации. Коротко ассоциацию можно определить как жизнь в своем теле. Это и есть первая позиция восприятия .

  • Важным компонентом первой позиции является эмоциональная и сенсорная включённость в происходящие события. Это хорошо если события носят положительный характер, но в случае негативных событий первая позиция наиболее подвержена психологическим травмам.
  • Вторая позиция – это попытка взглянуть на ситуацию глазами другого человека, участвующего в ней, попытка понять его мысли, понять, что оппонент испытывает собственные чувства, собственные эмоции отличные от вас. Вторая позиция особенно важна в понимании сложных человеческих взаимоотношений.
  • Третья позиция – позиция стороннего наблюдателя. Она используется в психотерапии для того, чтобы выйти из состояния эмоционального напряжения, привести мысли в порядок, успокоиться, подумать рационально. Данная позиция называется диссоциированной.

М. Гордеев

Способность видеть себя со стороны даёт вам возможность «пересмотреть» события «с другой точки зрения» и увидеть его по-новому, как будто оно происходит с кем-то другим. Лучший вариант юмора имеет в качестве составляющей иной взгляд на себя.

…Многие из проблем ассоциированных людей можно устранить, научив их диссоциироваться в нужные моменты. Например, диссоциацию можно использовать, чтобы контролировать боль. Наблюдая за тем, как вы испытываете боль, вы не находитесь внутри собственного тела, которое её чувствует.

Вы можете оказать себе настоящую услугу, потратив немного времени, чтобы диссоциированно пробежаться по нескольким из своих неприятных воспоминаний. Выясните, как далеко вам нужно отодвинуть картины, чтобы, спокойно рассматривая их, вы всё же могли видеть достаточно ясно, чтобы на них учиться …

АССОЦИИРОВАТЬСЯ С ПРИЯТНЫМИ ВОСПОМИНАНИЯМИ И ДИССОЦИИРОВАТЬСЯ ОТ НЕПРИЯТНЫХ – ВОТ ЧТО ВЫ УЧИТЕ ДЕЛАТЬ СВОЙ МОЗГ .

Это один из наиболее глубоких и всеобъемлющих способов изменения качества человеческого опыта и возникающего в результате ПОВЕДЕНИЯ .

Р. Бэндлер

В любой ситуации вы должны знать собственную позицию и понимать позиции других людей, хотя не обязательно с ними соглашаться. И только достигнув этого, вы сможете сделать ментальный шаг наружу и оценить сложившиеся отношения.

… Взаимопонимание вырастает на основе нашего умения занимать вторую позицию. Занимая вторую позицию, мы пытаемся понять другого человека с его собственной точки зрения… Мы не должны осуждать поведение других людей, а должны попытаться понять их.

Отношения, приносящие удовлетворение, строятся на взаимопонимании, а не на согласии.Дж. О’Коннор 

Феномен бинокулярного соперничества

Бинокулярное соперничество возникает, когда мы видим два разных изображения в одном месте. Одно из них доминирует, а второе — подавляется. Доминирование чередуется через определенные промежутки времени. Так, вместо того, чтобы видеть комбинацию двух картинок одновременно, мы воспринимаем их по очереди, как два конкурирующих за доминирование изображения.

В 1998 году Франк Тонг (Frank Tong), Кен Накаяма (Ken Nakayama), Джей Томас Воган (J. Thomas Vaughan) и Нэнси Канвишер (Nancy Kanwisher) в ходе эксперимента сделали вывод о том, что если смотреть одновременно на два разных изображения, возникает эффект бинокулярного соперничества.

В эксперименте участвовали четыре подготовленных человека. В качестве стимулов через очки с красным и зеленым фильтрами им показывали изображения лица и дома. В процессе восприятия происходило нерегулярное чередование сигналов от двух глаз. Стимул-специфичные реакции испытуемых контролировались с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Как мы воспринимаем визуальную информацию согласно эксперименту Тонга?

  1. По данным МРТ, у всех испытуемых наблюдалось активное бинокулярное соперничество, когда им показывали разнородные картинки.
  2. В нашей зрительной системе эффект бинокулярного соперничества происходит во время процесса обработки визуальной информации. Иначе говоря, в течение короткого промежутка времени, когда глаза смотрят на два разнородных изображения, расположенных близко друг к другу, мы не в состоянии определить, что на самом деле видим.

Дэвид Кармель (David Carmel), Михаэль Аркаро (Michael Arcaro), Сабин Кастнер (Sabine Kastner) и Ури Хассон (Uri Hasson) провели отдельный эксперимент и выяснили, что бинокулярным соперничеством можно манипулировать с помощью таких параметров стимула, как цвет, яркость, контрастность, форма, размер, пространственная частота или скорость.

Манипулирование контрастом в примере ниже приводит к тому, что левый глаз воспринимает доминирующее изображение, в то время как правый – подавленное:

Как контрастность влияет на наше визуальное восприятие по данным эксперимента?

  1. Манипулирование контрастом приводит к тому, что сильный стимул оказывается доминантным большее количество времени.
  2. Мы будем видеть слияние доминирующего образа и части подавленного, пока не возникнет эффект бинокулярного соперничества.

Совет №3 по информационному дизайну, основанный на эффекте бинокулярного соперничества: не перегружайте контент; используйте тематические иконки; выделяйте ключевые моменты.

Четвертая позиция восприятия

О четвертой позиции восприятия упоминают редко. Почему-то так повелось. Хотя используют ее практически всегда, когда работают с первыми тремя и достигают успеха в коммуникации. Что же это за позиция восприятия?

Четвертая позиция восприятия включает в себя все три предыдущие, а в речи выражается местоимением «мы». Это позиция всей системы большего масштаба, в которую включены эти люди (команды, фирмы, общества и т.д.).

Самое интересное, что формально команды может и не быть. Однако, всегда есть нечто, что может объединить любых людей в команду, действующую в одном направлении. Это и есть главный секрет четвертой позиции восприятия, в котором и заключается ее могущество. В чем он ?

Вы будете удивлены, насколько все просто. Секрет силы четвертой позиции восприятия заключается в единой цели. Общей глобальной цели всех людей, кто объединен команду «Мы».
 
Причем, напрямую, общая цель команды может и не являться частными интересами объединенных в нее людей. Но, тем не менее, она будет для них актуальна, если через реализацию этой общей цели каждый видит путь удовлетворения своего частного интереса.

Например, освоение нового рынка компанией не так важно отдельному продавцу этой компании, как ее директору. Но вытекающее из этого увеличение объемов продаж, и, как следствие, увеличение зарплаты продавцов, будет мотивировать их на достижении этой цели компании

И главное для директора — это суметь донести это до продавцов.

Еще один пример. Повышение общего уровня интеллектуального развития всего человечества для каждого из нас может казаться не таким важным, как, например, повышение нашего личного уровня развития. В какой-то мере, это может казаться даже не выгодным нам, как появление лишней конкуренции.
Однако, если задуматься о том, сколько всего интересного мы можем узнать от других людей, когда их уровень развития станет выше… И сколько всего уникального могут создать эти люди, чем мы все потом сможем пользоваться (например, интернет)… Начинаешь понимать, что чем больше будет уровень развития других людей, тем лучше будет нам всем.

Таким образом, четвертая позиция восприятия позволяет системно рассмотреть интересы всех членов команды «Мы» сквозь общий командный интерес. А если мы можем эти выгоды увидеть, значит мы можем их и создать.

Позиция «Мы» — это особенность лидерского мышления. Только тот может увлечь людей за собой и получить их искреннюю веру в свою идею, кто способен мыслить в рамках коллективных интересов. А тот, кто может еще и показать другим людям, как в коллективных интересах реализуются их частные интересы, способен воодушевить массы на воплощение любой своей идеи.

Именно это качество во все времена было свойственно самым успешным общественным лидерам: руководителям крупнейших корпораций, популярнейшим политикам, и любимым народом ораторам. И так же стоит отметить, что навык мышления в рамках позиции «Мы» даже на начальном уровне делает из человека первоклассного манипулятора!

Егор Булыгин,
тренер НЛП2005 г.


Оценить:

Особенности развития в младшем дошкольном периоде

Возраст характеризуется:

  • активной двигательной и игровой деятельностью, позволяющей взаимодействовать с предметами и познавать их свойства;
  • началом использования речи и ее активным развитием.

Все это служит катализатором для развития всех процессов познания, и, в частности, восприятия.

Предметность восприятия

Для детей этого возраста свойства предметов еще неотделимы от самих предметов

Например, лимон всегда желтый и если ребенок увидит фрукт желтого цвета, то он будет убежден, что это лимон.
Рассматривая изображения предметов, дети трех и четырех лет фиксируют внимание на одной, выделяющейся размером, цветом или формой, детали и от нее «домысливают» весь предмет. Например, видя компьютер, ребенок всего скорее заметит его большую часть (монитор) и решит, что это телевизор.. Информация и ее восприятие в 3-4 года только конкретно предметные


Информация и ее восприятие в 3-4 года только конкретно предметные

Отсутствие четкости восприятия

Восприятие детей этого возраста несколько «размыто», ему не хватает четкости. Например, дети этого возраста не узнают близких и хорошо знакомых людей, одетых в карнавальные костюмы, даже при условии «открытого лица». Трех и четырехлетки видят общую картинку, затрудняясь ее анализировать и сопоставлять факты.

Родители (воспитатели) способны оказать существенную помощь в развитии восприятия ребенка, активизируя процесс и направляя его.


Особенности восприятия у дошкольников

  1. Способствовать познанию детьми новых предметов и явлений.
  2. Учить детей манипуляциям с предметами с целью обнаружения их свойств, назначения, особенностей.
  3. Развивать умение узнавать предметы и явления по их свойствам, сравнивать, выделять сходство и отличия, находить особенности.
  4. Развитие восприятия формы и цвета предметов.
  5. Способствовать расширению кругозора детей, развитию их любознательности.

Термин «пространственное восприятие у детей».

Чтобы лучше понять пространственное восприятие (осознание), существует несколько терминов, которые мы, вероятно, должны определить. Ниже приведены некоторые понятия, которые являются частью пространственного восприятия (не только у детей). Эти термины будут полезны для понимания того, как твой ребенок развивает этот важный навык.

— Что такое пространственные навыки?

Пространственные навыки являются навыками, необходимыми для поиска объектов в трех измерениях, используя осязание и зрение.

— Пространственная способность.

Пространственные способности — это то, что по-прежнему работает у тебя, как у взрослого человека. Твоя пространственная способность определяется способностью думать об объектах в трех измерениях и делать выводы о них с ограниченной точки зрения. Этот навык является неотъемлемой частью успеха во многих базовых областях.

— Пространственный интеллект.

Пространственный интеллект — это то, чем ты пользуешься, когда, например, ходишь. Он помогает тебе ориентироваться в сложных трехмерных сценариях. Например, где тебе нужно наблюдать и интерпретировать форму, размер, направление и траекторию объектов вокруг.

— Пространственное восприятие.

Пространственное восприятие описывает, как твой мозг обрабатывает физическое взаимодействие между объектами. Этот тип восприятия использует визуальное восприятие, восприятие расстояния и движения.

— Пространственно — временное мышление.

Пространственно-временное мышление — это способность визуализировать то, как объекты располагаются в трехмерном пространстве. Такого рода талант помогает, например, разгадывать головоломки. Люди с этим талантом могут визуализировать готовый продукт и как его составные части вписываются в него.

— Пространственный смысл.

Пространственный смысл обычно рассматривается с точки зрения того, как мы изучаем геометрию в школе. Но помимо использования его для успешного написания контрольной по математике, он также очень полезен для некоторых типов науки, основанной на запросах. Пространственный смысл описывает способность человека понимать и визуализировать трехмерное пространство и то, как объекты вписываются в это пространство.

— Термин «ментальное тело».

Осознание тела — это осознание твоим ребенком собственного тела. Так мы с детства понимаем, где оно и его составные части находятся в пространстве.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Мир иллюзий

Тактильные иллюзии связаны с осязательными ощущениями. Восприятие несовершенно, и порой человек может услышать звук, увидеть образ или почувствовать на себе необъяснимое прикосновение. В психологии считается вполне нормальным явлением, когда на фоне искаженного восприятия мозг человека выстраивает образы, которые не соответствуют реальности. Порой людям свойственно не заметить очевидных вещей или, напротив, создать видимость того, чего нет на самом деле. Поэтому иногда можно увидеть искажение объекта в воздухе, мираж и многое другое.

При данном нарушении больному кажется, что он имеет тактильный контакт с нереальными предметами и выдуманными объектами. Кроме этого, у человека может присутствовать ощущение инородного предмета внутри себя.

Активная и пассивная жизненные позиции

Люди с уже сформированной жизненной позицией четко понимают, чего хотят от жизни. Обычно люди с внутренним стержнем выглядят в глазах окружающих как уверенные в себе личности, идущие к своей цели.

Жизненная позиция может быть как активной, так и пассивной. Если человек относится к первой категории, то у него всегда будут какие-то желания, а также он будет обладать решимостью для их реализации. Веря в свои желания, которые на первый взгляд могут показаться невероятными, индивид делает некий толчок вперед. Люди могут приобрести смысл жизни, пережив одни события, но для каждого человека он будет разный.

Активность в жизненной позиции в позитивном ключе направлена на обретение благополучия во всех его сферах. Если же активная жизненная позиция имеет негативные нотки, значит, это может привести к серьезному ущербу.

Существуют и люди с пассивной жизненной позицией. Они имеют главную особенность — равнодушие по отношению ко всему происходящему в обществе и окружающем мире. Такие личности абсолютно не знают, чего они хотят от жизни, они часто испытывают апатию и привыкли бездействовать.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Отстройка и пере-раппорт

Так сладок мед, что, наконец, и гадок. Избыток вкуса отбивает вкус (с) У. Шекспир, “Ромео и Джульетта”

Состояние всецелого раппорта – это, конечно хорошо. Но что «слишком хорошо», то легко и быстро перерастает в «плохо». Представьте себе мужчину, который задаривает девушку подарками, проводит с ней всё время, во всём соглашается, поступается своими потребностями и принципами ради её прихотей. Звучит заманчиво, но не обманывайтесь. Так уж мы устроены: скоро девушка в приступах тошноты бросит беднягу.

Поэтому, чтобы избыток вкуса не убивал вкус, иногда самое лучшее решение — временно отстроиться.

Отстройка в НЛП – это надорванный раппорт, призванный отстраниться эмоционально и энергетически от человека / людей на необходимое время. Она возможна только тогда, когда УЖЕ есть стабильный раппорт.

Отстройка — это супер-важный элемент “взбудораживания” любых отношений, особенно романтических. Не зря это один из любимейших приёмов профессиональных пикаперов.

Отстраиваться без побочных эффектов — то еще искусство. Резко прерывая уже крепкую и полюбившуюся второму лицу связь без внятных причин можно вызвать шквал обиды и недовольства.

Тем не менее иногда резкая отстройка может быть даже на руку. Умеючи сделанная, она может вдохнуть жизнь в любые отношения и даже поспособствовать вашим деловым переговорам. Именно в этом и состоит цель и могущество пере-раппорта.

Представьте себе: мы подстраиваемся к человеку по всем важным для него критериям, входим в доверие, создаём совместный раппорт и… исчезаем. На звонки отвечаем односложно, отказываем во встрече под предлогом занятости и так далее.

Почему и зачем?

Для того, чтобы:

  • дать возможность по себе соскучиться
  • вызвать страх потерять отношения
  • поднять ценность этих отношений

Продолжением эмоции радости всегда будет эмоция отвращения. Отстройка же “откатывает” эмоцию радости “к заводским настройкам”, не давая ей шанса перерасти в отвращение.

Но не все могут так просто взять и отстроиться, ведь не так просто сказать великое и ужасное “нет”. Способность сделать это означает, что вы не нуждаетесь в человеке настолько, чтобы во всем ему потакать. Если же вы не можете отстроиться или сказать “нет”, это говорит о том, что нуждающаяся сторона — вы. Способность отказывать есть только там, где есть ресурсы справиться с последствиями отказа. Потому обязательно масштабируйте количество ресурсов в своей жизни — быть «вечносогласным» для других значит быть «вечноотказным» для себя.

Что делать, если вы отстроились, а за вами никто не бежит? Если вы ведете, а за вами не идут?

Всё просто: значит, раппорт не случился. Он был только в голове у того, кто подстраивался. Знаете, как бывает:

— Я тебя бросаю.

— А мы встречались?

P.S.: а вы чувствуете, как другие подстраиваются к вам? Часто ли сами подстраиваетесь сами для достижения раппорта, или наоборот — предпочитаете, чтобы подстраивались под вас?

(На основе материалов Алуники Добровольской. Под редакцией Анны Асаевой)

Закладка

Методика развития перцепции

По мнению известного психолога Дейла Карнеги, симпатию можно вызвать с помощью простой улыбки

Поэтому стоит уделить внимание своей улыбке и научиться улыбаться прохожим и в перспективе своим собеседникам, чтобы начать диалог, а потом создать прочную и продолжительную коммуникативную связь

Искренняя улыбка вызывает симпатию по умолчанию

Сегодня есть много хитрых приемов и психологических уловок в диалоге, которые позволят понять собеседника и усилить передачу своих эмоций.

Также можно больше жестикулировать и развить мимику, чтобы разговор был более живым, а собеседнику было проще донести информацию.

Это позволит совершенствовать качество социальной перцепции и понимать людей.

Практика американского психолога, профессора и специалиста в области психологии эмоций и распознавании лжи Пола Экмана – один из самых действенных способов получения и развития навыков социальной перцепции.

Он основывается на концентрации внимания в трех зонах лица человека: лба, подбородка и носа. Пол Экман считает, что именно нос, подбородок и лоб отражают различные эмоциональные состояния человека, например, такие как гнев, страх, отвращение, грусть.

Анализируя мимику и жесты человека во время диалога, можно понять, в каком настроении находится собеседник и что чувствует в данный момент. Навык распознавания эмоций и жестов позволяет упрочнить контакт между людьми. Так можно знать, что лучше сказать в ходе диалога.

Первая позиция восприятия: «Я»

Люди с главенствующей первой позицией всецело сконцентрированы на себе, своих желаниях и мнениях.

Это колоритный типаж: всегда знает, чего хочет и куда стремится прийти. Окружающие же воспринимаются им либо как инструменты — способы реализации его желаний и стремлений, либо как помехи на пути к ним. Других людей как отдельных субъектов в воображении этого типа не существует: они воспринимают их только через призму себя, своего мнения и своих целей.

Вероятно, вы встречали таких людей: для них каждое сказанное собеседником слово — мучительная секунда в ожидании своей очереди высказаться самому.

Люди с позицией «Я» живут ради удовлетворения собственных желаний и прихотей: едят вкусно, спят сладко, одеваются комфортно, а если что-то делают, то только в собственных интересах. К цели идут напролом, мало считаясь с теми, кого может отбросить ударной волной от их движения.

Часто эти люди — именно те, кто, ныряя в жизненный поток, ненароком сбивают соседей по планете, даже не заметив этого.

В экстремальном варианте представители первой позиции – это отъявленные эгоисты, а порой и социопаты, зацикленные только на себе и с несколько отбитым«приёмником обратной связи». В мягком и адекватном же проявлении – себялюбивые, целеустремленные, ценящие собственный комфорт и уважающие своё мнение личности.

Плюсы:

  • Целеустремленность
  • Энтузиазм
  • Самоуважение
  • Любовь к себе
  • Умение достичь счастья
  • Отсутствие комплексов

Минусы:

  • Эгоизм и самовлюбленность
  • Максимализм, впадение в крайности (в том числе эмоциональные)
  • Гневливость и бесцеремонность
  • «Неэкологичность» поступков по отношению к другим

Восприятие сути сцены по Кастелано и Хендерсену

Вы когда-нибудь задумывались, что на самом деле означает выражение «одна картинка говорит больше тысячи слов»? Или почему мы воспринимаем изображение лучше, чем текст?

Это не значит, что изображение сообщает нам всю необходимую информацию. Просто человек обладает способностью ухватывать основные элементы сцены с одного взгляда. Когда мы фиксируем взгляд на предмете или предметах, то формируем общее представление и распознаем смысл сцены.

Что такое восприятие сути сцены? По мнению исследователя из Nissan Research & Development Рональда А. Ренсинка (Ronald A. Rensink):

«Восприятие сути сцены (scene gist), или восприятие сцены — это визуальное восприятие окружающей среды в качестве наблюдателя в любой момент времени. Оно включает в себя не только восприятие отдельных объектов, но и такие параметры, как их взаиморасположение, а также представление о том, что встречаются другие виды объектов».

Представьте, что вы видите некие объекты, представляющие собой две вывески с символами, и схему, символизирующую развилку и указывающую два разных пути. Скорее всего, перед вами возникла следующая сцена — вы посреди джунглей/леса/шоссе и впереди два пути, которые ведут в два разных пункта назначения. На основании этой сцены, мы знаем, что необходимо принять решение и выбрать один путь.

В 2008 году Моника С. Кастелано (Monica S. Castelhano) из Университета Массачусетса в Амхерсте и Джон М. Хендерсон (John M. Henderson) из Эдинбургского университета в ходе эксперимента изучили влияние цвета на способность восприятия сути сцены.

Эксперимент включал в себя три различных испытания. Студентам показывали несколько сотен фотографий (природных или сделанных человеком объектов) в различных для каждого испытания условиях. Каждое изображение было показано в определенной последовательности и момент времени. Участников попросили ответить «да» или «нет», когда они увидят детали, соответствующие сцене.

Нормальные и размытые фотографии были представлены с цветными и монохромными соответственно.

Для определения роли цветов в восприятии сути сцены для следующих примеров фотографий использовались аномальные цвета:

Авторы исследования также изучили диапазон отклонений с помощью следующих образцов:

Как мы воспринимаем визуальную информацию на основании выводов Кастелано и Хендерсена?

  1. Испытуемые схватывали суть сцены и целевой объект за секунды. Это значит, что люди могут быстро понимать значение нормальной сцены.
  2. Испытуемые быстрее устанавливали соответствие цветных картинок, чем черно-белых. Таким образом, цвет помогает нам лучше понять картинку.
  3. В целом, цвета определяют структуру объектов. Чем лучше цвет соответствует тому, как мы обычно воспринимаем мир, тем легче нам понять смысл изображения.

Совет №5 по информационному дизайну на основе исследований восприятия сцены Кастелано и Хендерсена: используйте подходящие иконки или картинки для представления данных; располагайте контент в правильной последовательности; используйте привычные цвета для важных объектов.

Диагностика

При развитии вышеперечисленных отклонений необходимо обратить к врачу, который в свою очередь постарается выявить полную картину заболевания и изучить анамнез. Допустим, если пациент совсем недавно перенес опухоль мозга, инсульт или другие различные травмы — это может стать существенным основанием для формирования данных расстройств. Поэтому лечащий врач должен учитывать все нюансы в процессе диагностики нарушений, после чего направить к специалистам узкого профиля для проверки состояния зрения, слуха. Также в процессе проверки нарушения тактильно-двигательного восприятия выполняются различные лабораторные тесты.

Восприятие, что это такое

В психологии под восприятием понимается процесс отражения действительности во всех ее взаимосвязях. Сигналы из окружающей среды человек принимает посредством различных органов чувств. От них информация поступает в головной мозг, где «перерабатывается» и «порождает» ощущения.

Немаловажную роль в восприятии играет деятельность человека, его речь и «багаж» накопленного жизненного опыта.

Все это позволяет видеть не только свойства отдельных взятых предметов, но и воспринимать полноценную картинку окружающей нас действительности.


Сенсорное восприятие у детей младшего возраста

Умение человека воспринимать информацию, в отличие от способности это делать, не является врожденным. Появившись на свет, ребенок учится это делать. Он видит предметы, слышит определенные звуки, чувствует прикосновения и ощущает запахи. Это является свидетельством сформированности механизма восприятия. Вот только использовать его ребенок не может — еще не умеет.

Значение восприятия

Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти

Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованным в этом развитии


Познание мира ребенком начинается с восприятия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: