Воспитание по принципу «кнута и пряника»
Родители мало балуют малышей: это удел бабушек и дедушек. Уже с 3 лет дети знают, что нужно слушать учителя, сидеть за партой и не баловаться.
Чтобы наказать ребенка, китайские родители могут шлепнуть его по попе или ладоням, поставить в угол, дать прописать иероглифы или отнять игрушку. Хвалят только по делу, если малыш приложил усилия и выполнил то, что раньше у него не получалось.
Мальчиков стараются воспитывать в строгости, чтобы они могли добиваться целей и стать добытчиками для семьи. К девочке относятся как к маленькой принцессе, хвалят, чтобы, будучи взрослой женщиной, она не доверялась первому мужчине, который превознесет ее красоту.
Но в современном обществе наметилась и другая тенденция. Когда в Китае запретили иметь больше одного ребенка, стало распространяться явление «маленькие принцессы и маленькие императоры». Так называли детей, которых нянчили, баловали и покупали им все, что возможно. В результате выросло неприспособленное к жизни поколение, которое во всем опиралось на родителей.
Впоследствии китайцы осознали эту ошибку и постарались вернуться к прежней модели воспитания. Но и сейчас в богатых семьях немало детей, которых балуют дорогими подарками, получая в ответ своенравие и распущенность.
Сыновняя почтительность
Один из главных принципов воспитания детей — сыновняя почтительность. Жители Поднебесной называют его «китайской добродетелью», о которой упоминал еще мудрец Конфуций.
Принцип заключается в том, что дети должны уважать старших. Даже будучи взрослыми, китайцы очень ценят мнение родителей. Это касается буквально всего — от поиска работы до выбора спутника жизни. Уважение к старшим прививается с младенчества, о нем говорят в школе, пропагандируют через СМИ.
В некоторых семьях в Поднебесной даже практикуется обращение к родителям на «вы». Кстати, это правило когда-то применялось и у наших предков.
Особенности воспитания детей в Китае.
Традиционные стили воспитания в Китае значительно отличаются от европейских. Воспитание детей в Китае — государственная забота, поэтому вполне нормально, когда ребенка отправляют в ясли с трехмесячного возраста. Говорят, что маленькие китайцы, могут спать почти в любой позе, они достаточно спокойны и терпеливы, поэтому проблемы воспитания в раннем возрасте здесь стоят не очень остро. В полтора года ребенка начинают учить: счет, пение, рисование, письмо. Воспитание детей – дело серьезное, к занятиям с раннего возраста относятся настойчиво.
Малыши растут деятельными, общительными, любопытными. Применяемые стили воспитания приучают детей быть сговорчивыми и послушными.
Чтобы вам стало более понятно содержание воспитания детей раннего возраста в Китае и основные ценности, которыми должны проникнуться в результате воспитания дети, я приведу известную историю про мальчика, ставшего проповедником Дао. Когда ему предлагали вкусное, он мужественно отказывался. Почему? Он объяснял это тем, что он маленький, и ему надо мало. Эту назидательную историю обязательно рассказывают детям, преподнося непритязательность мальчика как важную добродетель.
Проблемы воспитания в китайском обществе совсем не те, которые волнуют нас. Побывавшие в Китае очень удивляются ситуациям, когда мама в магазине говорит мальчику: » Подожди» и он ждет ее час или два без малейшего беспокойства. Представьте себе, чтобы в эти два часа делал ваш ребенок?
Самопринижение и покорность здесь — традиционно весьма значимые факторы воспитания. Раньше, например, ребенок в сельской местности проводил все время с матерью, будучи примотанным к ней куском ткани (прообраз слинга-шарфа). Долго принято было грудное вскармливание, кормили ребенка по требованию, спать клали с родителями. Вроде бы все хорошо. Но, в то же время, пол считался нечистым, поэтому ребенка не отпускали по нему ползать. Большую часть времени ему приходилось сидеть на стуле, иногда даже привязанным.
Современные стили воспитания, конечно же, отличаются от традиционных, но основные тенденции сохраняются: послушание и принятие всего происходящего со смирением.
Будущее страны с этой политикой
Политика воспитания только одного ребенка в Китае привела к возникновению нового негласного праздника для населения — дню двойняшек. Для семьи считалось большим событием рождение близнецов, так как это давало им право воспитывать своих двух детей. Как бы власть ни старалась предотвратить это, но против природы не пойдешь. Когда будущие родители узнавали, что у них будет двойня, их счастью не было предела — это освобождало их от штрафа за второго ребенка и увеличивало семью аж на два маленьких чуда. В стране стали устраивать фестивали двойняшек по этому поводу.
Но этот закон не распространяется на малочисленные которые не превышают 100 тысяч человек на население всего Китая. Этим людям также повезло — они имеют право рожать столько детей, сколько захотят.
Анализируя все проблемы и подводные камни принятого в конце 70-х годов двадцатого века закона об одном ребенке на семью, власти Китая пришли к выводу, что необходимо как-то смягчить его формулировку и дать возможность населению рожать не только одного ребенка. В результате «Одна семья — один ребенок» — политика в Китае — отменена. Это случилось в октябре 2015 года.
Руководство страны утвердило новый закон о разрешении семьям иметь двоих детей. По их прогнозам, это решит проблему с селективными абортами, не будет такой погони за мальчиками в семьях, и многие позволят себе растить еще и девочек. Кроме этого, будет не такое резкое сокращение молодого населения, а на замену двум старым родителям придут двое молодых детей. К тому же не все китаянки могут иметь детей, а некоторые так и останутся с одним ребенком. Поэтому демографическая ситуация существенно не изменится с принятием нового закона.
Различия между китайским и европейским подходом к воспитанию
Китайцы уверены, что научиться чему-либо можно лишь в том случае, если постоянно заниматься и тренироваться. А учитывая, что дети хотят лишь играть и беззаботно проводить время, родители просто обязаны решить, чем заниматься их детям.
Работа над школьными домашними заданиями с детьми и их увлечениями требует большой силы духа от родителей, ведь ребенок обязательно будет сопротивляться. Тем не менее китайцы уверены, что не добившись успеха – не получишь удовольствия, а значит, все время, потраченное на достижение цели, потрачено впустую. Именно поэтому даже там, где европейские или американские родители сдаются и дают слабину, китайские родители показывают стойкость характера.
Для достижения цели важна практика, практика и еще раз практика! В странах Европы и Америки механическое повторение в большинстве своем недооценивают, однако жизнь показывает, что заставляя ребенка заниматься учебой, спортом или творчеством, в определенный момент он обязательно начинает делать успехи. Похвала и восхищение его успехами вызывают у ребенка чувство удовлетворения, и он начинает с энтузиазмом заниматься тем, что раньше не доставляло ему удовольствия.
В случае с Эми ее дети, София и Лулу, занимались игрой на пианино и скрипке, соответственно. И здесь строгость китайской мамы проявлялась в полной мере. Западным родителям может показаться слишком жестоким, заставлять свое чадо заниматься музыкой ежедневно по 30 минут в день. А вот для китайцев это ерунда. Родители нередко заставляют своих малышей тренироваться по два, и даже по три часа!
Отдельного разговора заслуживает учеба, которая также выявляет существенные различия между китайскими и европейскими родителями. Показателен эксперимент, в котором участвовали 50 американских матерей и 50 матерей, выходцев из Китая. Почти 70% матерей с Запада согласились с доводом, что «требовать от ребенка успехов в учебе – дурно». По их словам «родителям следует укреплять своих малышей в мысли, что учеба должна приносить радость».
Знаете, сколько матерей из Китая согласились с этим доводом? – 0%! Родители китайских малышей откровенно заявили, что уверены – их дети могут быть лучшими учениками, а школьная успеваемость – показатель успешного воспитания ребенка. В этом плане, если ребенок не учится на одни пятерки, это тревожный звонок, говорящий о том, что родители не выполняют своих обязанностей.
В то же время, исследования показывают, что родители из Поднебесной тратят в 10 раз больше времени на то, чтобы выполнять домашние задания со своими детьми. В то же время, дети из западных стран и США больше времени уделяют спорту и чаще являются участниками школьных спортивных команд.
Секрет «Маленького белого ослика»
Вот история в поддержку принуждения в китайском стиле. Лулу было около семи, она играла на двух музыкальных инструментах, и работала над произведением для фортепиано под названием «Маленький белый ослик» французского композитора Жака Ибера. Очень милая вещица. Представьте ослика, бредущего по проселочной дороге с хозяином на спине. Но вещь эта крайне сложна для начинающих музыкантов, потому что левая и правая рука должны играть в шизофренически разных ритмах.
У Лулу этого не получалось. Мы работали над этим без остановок в течение недели, тренируя каждую руку отдельно, снова и снова. Но всякий раз, когда мы пытались играть в две руки, одна сбивалась в ритм другой, и все разваливалось. Наконец, за день до урока музыки, Лулу раздраженно заявила, что ей надоела и она сваливает.
— Вернись к фортепиано, — приказала я.
— Ты не можешь меня заставить.
— Разумеется, могу.
Вернувшись за фортепиано, Лулу решила мне отомстить. Она била-колотила по клавишам, схватила партитуру и порвала ее в клочья. Я склеила порванное и закатала в пластик, чтобы ее нельзя было больше уничтожить. Затем я отнесла кукольный домик Лулу в машину и сказала ей, что буду жертвовать его Армии спасения по частям, если она не научится идеально играть «Маленького беленького ослика» к завтрашнему дню. Тогда Лулу ответила: «Я думала, что ты собираешься в Армию спасения, почему ты еще здесь?». Я угрожала оставить ее без обеда, без ужина, без подарков на Рождество и Хануку, а также на день рождения в течение ближайших в течение двух, трех, четырех лет. Когда она продолжала играть неправильно, я сказала ей, что она нарочно доводит себя до исступления, так как тайно боится, что у нее не получится. Я потребовала от нее, чтобы она перестала лениться, трусить, потворствовать собственным слабостям и жалеть себя.
Джед меня отозвал в сторону. Он сказал, чтобы я перестала оскорблять Лулу (чего я не делала, я просто ее мотивировала) и что он не думает, что угрозы пойдут Лулу на пользу. Кроме того, сказал он, может быть, Лулу действительно просто не в состоянии освоить технику игры, может быть, у нее плохо с координацией — думала ли я об этом?
— Ты просто не веришь в нее, — обвинила его я.
— Это смешно, — с презрением сказал Джед. — Конечно, верю.
— София играла эту вещь в ее возрасте.
— Но Лулу и София — разные люди, — указал Джед.
— О, нет, только не это, — я закатила глаза. — Каждый человек необычен своим необычным образом, — спародировала я, — Даже у проигравших есть свой собственный путь. Ну, не волнуйтесь, вам не нужно будет и пальцем пошевелить. Я собираюсь заниматься этим столько, сколько потребуется, и я рада быть тем родителем, которого ненавидят. А ты можешь быть тем, кого они обожают, потому что ты печешь им блинчики и берешь их на стадион, когда играют Yankees.
Я засучила рукава и вернулась к Лулу. Я использовала все возможное оружие и любую тактику, которую смогла придумать. Мы работали от обеда до ночи, и я не позволяла Лулу вставать из-за пианино, даже чтобы попить воды или сходить в туалет. Дом стал зоной военных действий, и я сорвала голос, но прогресса все не было, и даже у меня появились сомнения.
И вдруг нежданно-негаданно Лулу это сделала. Ее руки вдруг собрались вместе, ее правая и левая рука стали совершенно невозмутимо играть по отдельности. Лулу поняла все одновременно со мной. У меня перехватило дыхание. Она попробовала еще раз. Затем стала играть все увереннее и быстрее, продолжая держать ритм: «Мама, смотри, это просто!» После этого она играла эту вещь много раз подряд и не хотела вставать из-за фортепиано. В ту ночь она пришла, чтобы спать в моей постели, и мы прижались друг к другу и обнялись. Когда она играла «Маленького белого ослика» на концерте несколько недель спустя, родители подходили ко мне и говорили: «Как прекрасно у Лулу получается — с такой страстью, так в ее духе».
Даже Джед признал мои заслуги. Западные родители слишком беспокоятся о чувстве собственного достоинства своих детей. Но одна из худших вещей, которую вы как родитель можете сделать для самооценки вашего ребенка, это позволить ему сдаться. С другой стороны, нет ничего лучше для укрепления доверия, чем обучения его такому, что он считал для себя невозможным.
«Попустительский стиль» воспитания в Испании
Испанцы балуют своих детей, хвалят и ни в чём им не отказывают. Они не краснеют от стыда и не отчитывают своего ребёнка за истерику и крики в магазине, а совершенно спокойно реагируют на это. Детей никто не гонит спать в 11 часов ночи и не запрещает сидеть в планшетах. Связь в испанской семье достаточно крепкая: взрослые стараются всё свободное время проводить с детьми. Несмотря на такую свободную и мягкую форму воспитания, обязанности родителей в Испании чётко прописаны в законе. Плохое обращение с детьми и психологическое давление на них могут быть чреваты лишением родительских прав.
Русский папа, который живёт 17 лет в Испании, делится особенностями местного воспитания
Япония: коллективное сознательное
В отличие от своих западных соседей на материке, японцы детям позволяют многое. Особенно в период от рождения до школы, когда малышам можно играть, бегать и развлекаться столько, сколько захочется. Остроумная японская пословица гласит: до пяти лет ребенок – король, с пяти до 15 лет – раб, и только после 15 лет становится для взрослого как равный.
После развлечений в приоритете – раннее развитие заложенных в ребенке талантов, поэтому в Японии нередко можно увидеть трехлетних малышей, которые посещают студии танца, рисования или даже каллиграфии.
В детский сад чадо отдают только в четыре-пять лет. До этого воспитание занимается в основном мама, с минимальным вмешательством отца и других членов семьи. По японской системе воспитания «икудзи», лучший способ научить чему-то ребенка – это подать личный пример.
Выделяться из толпы в Стране восходящего солнца тоже не принято. «Неформалы» подвергаются травле в школах и детских садах, а чувство коллектива и плеча становится одним из главных для японских подростков.
Ступени японского воспитания
Методы воспитания в стране восходящего солнца едины для всех районов – от мегаполисов до скромных провинций (см. также: проводим грамотное воспитание ребенка до года). Однако в государствах с иным менталитетом и традициями они нуждаются в корректировке с учетом привычных устоев. Воспитание по-японски включает такие этапы:
- возраст 0-5 лет, дитя считают «императором»;
- возраст 6-15 лет, ребенка называют «рабом»;
- возраст 16 и старше, когда ребенок становится «равным».
Нежный возраст ребенка-«императора»: дозволено практически все
До 5 лет японский малыш не знает никаких запретов. Родители могут только предостерегать его фразами: «здесь грязно», «этот предмет опасен» и другими. Мир для ребенка практически не имеет границ (в разумных пределах), однако когда он обжегся или упал, всю вину за случившееся мама берет на себя. Большую часть времени он проводит с ней, пока не наступает время поступать в сад или школу.
В Японии не положено, чтобы подруги и дети помогали матери семейства по хозяйству, мыли посуду, убирали. Она должна успевать все сама, содержать в порядке дом.
Роль отца в «императорском» возрасте не так велика. Он появляется на выходных, посещая с чадом парки аттракционов или развлекательные комплексы. На младшее поколение не принято повышать голос, читать нравоучения, «учить» уму-разуму, наказывать телесно.
Принцип “не ругать до 5 лет” иногда работает против мам и бабушек, которые воспитывают маленьких диктаторов, обращающихся с родителями, как с прислугой. Когда малыш делает что-то очень плохое, его не отругают, не поставят в угол. Единственная реакция взрослых – слова о том, что это «нехорошо», «действительно опасно» и так далее. Усмирить пыл малыша позволяет «угроза отчуждения», которая оказывает эффективное действие на детей.
«Угроза отчуждения» по японским традициям
Традиционно японское общество состоит из групп, а не отдельных индивидуумов. Так сложилось годами, ведь сообща легче выживать в не всегда простых условиях. Одиночество тяжело переносится как взрослыми, так и детьми. Самая страшная угроза для японцев любого возраста – отлучение от семьи, клана, противопоставление действий ребенка принципам, принятым в коллективе.
Общественного порицания в стране нет. Ребенок волен вести себя на людях как угодно, за что не получит выговор от посторонних. Однако маленького хулигана успокоить довольно легко. Для этого маме стоит лишь сказать ему: «Будешь продолжать в том же духе, над тобой все будут смеяться». Этого достаточно, чтобы малыш задумался о своем поведении и повел себя, как принято.
Почему ребенка 6-15 лет называют в Японии «рабом»?
С 6 лет в жизни японской детворы все кардинально меняется. Ребята идут в школу и на первое место выходит дисциплина, жестко регламентируется внешний вид и поведение. Начальная и средняя школа в Японии бесплатны, учебный год стартует в апреле. Существует строгое деление на младшую, среднюю и старшую школу. Последнюю оканчивают те, кто планирует поступать в ВУЗ, обучение здесь ведется за деньги.
Ежегодно учащиеся одной параллели распределяются по классам случайным образом. Получается, что ученик попадает в новый коллектив, где половина сверстников не знакомы или плохо знакомы. Подобная перетасовка развивает чувство коллективизма, согласно которому ученик должен находить общий язык со всеми ровесниками.
Школа в Японии – место, где соблюдается дисциплина, царит сдержанная атмосфера. Дети ходят в форме, регламентируемой учебным заведением (зимний и летний варианты шьют на заказ). По окончании уроков уборка школьной территории и школы ложится на плечи учеников, поскольку уборщиков здесь нет. Принцип, регламентируемый начальной и средней школой – социальное равенство. «Будь как все!» – этому учит система японских школьников.
К ребенку, перешагнувшему подростковый рубеж, начинают относиться, как к взрослому. С 15 лет юноши и девушки четко осознают ответственность перед семьей и государством за свои поступки, строго соблюдают правила, установленные в обществе. На публике и в общественных местах они следуют положенным традициям, однако в свободное время ведут себя, как хочется. Они носят любимую одежду (нередко, в европейском стиле) или противопоставляют себя западному обществу, закаляют тело и дух, подобно самураям.
Здесь вам не Европа
Модельная работа в Европе — это скорее имиджевая история и отдельные съемки с конкретными брендами. Но в Китае всё иначе: большая часть работ — это съемки для каталогов и интернет-сайтов местных брендов. “Одно дело, если на природе проводят имиджевую съемку. Просто могут искать удачный кадр, чтобы вставить в рекламу. Дети катаются на велосипедах, играют в мячик, их много, снимают по очереди. Это просто время, проведенное на площадке. С перерывом, отдыхом и игрой. Но если ребенок один на площадке, и нужно отфоткать тысячу штанишек за восемь часов… А Китай в основном так и работает”,— рассказывает мама, пожелавшая остаться анонимной.
Екатерина Максименко подтверждает, что работать в Китае нелегко: роль играет и разница во времени, и климатические условия. Бывает так, что пуховики приходится снимать летом в 40-градусную жару. «Не нужно думать, что вы попали в сказку. Сюда приезжают по рабочему контракту, по которому действительно придётся работать. Тогда в будущем будут открываться хорошие перспективы», — говорит она.
Западные родители потакают детям, китайские воспитывают в строгости
Эми Чуа объяснила, в чем различие между методами воспитания западных родителей и китайских.
- Западные родители беспокоятся о самооценке детей и всячески им потакают. Вырастая, их дети обычно сдают родителей в дом престарелых. Китайские родители считают, что дети им кругом должны. Такая позиция воспитывает уважение к взрослым, поэтому родители до глубокой старости находятся под их присмотром, окруженные любовью и заботой.
- Если ребенок из западной семьи получит низкую отметку, родители его разве что пожурят. Китайская мама начнет ругаться, потому что она уверена: ее ребенок достаточно сильный, чтобы вынести критику и стать лучше.
Обе дочери Эми Чуа в детстве занимались музыкой, у девочек ни дня не проходило без музыки. Даже когда семья отправлялась в отпуск, дети в обязательном порядке разучивали очередную пьесу. Автор книги часто видела мозоли от игры на фортепиано и скрипки на пальцах своих девочек, но продолжала требовать от них высших результатов. В итоге сестры завоевали много престижных наград.
Западные родители, поощряя капризы детей, считают, что учитывают индивидуальность ребенка. А китайские мамы уверены: лучшее, что они могут дать своим детям, – подготовить их к будущему, показав, на что они способны.
Чтобы объяснить, почему это работает, Эма Чуа приводит следующий пример. Однажды Луиза должна была разучить пьесу, но у девочки ничего не получалось. Мама работала с дочкой до глубокой ночи, не разрешая ей встать, чтобы попить воды или сходить в туалет! И в какой-то момент у девочки получилось сыграть пьесу. Луиза, затаив дыхание, попробовала еще раз и еще… Посмотрев на маму, она воскликнула: «У меня все-таки получилось!».
Эми Чуаж убеждена, что западные родители, заботясь о самооценке своих детей, на самом деле приучают их к тому, что те могут в любой момент сдаться. То есть не? довести свои действия до совершенства, а бросить начатое.
Хотя книга «Боевой гимн матери-тигрицы» вызвала в США настоящий скандал, ее все-таки стоит прочитать. Мы раскрыли лишь некоторые секреты воспитания китайской мамы. Но такие методы приводят к тому, что первое место на конкурсах завоевывают дети из азиатских стран, олимпийское золото тоже часто получают именно они. Кстати, в некоторых престижных университетах США даже введена квота на количество мест для таких супердетей. А их становится все больше…
Кстати, следующая книга Эми Чуа в соавторстве с ее мужем «Три силы», уже переведена на украинский язык. Эта неугомонная женщина успевает читать лекции по всей Америке, преподавать в самой престижной школе, встречаться с читателями своих книг и оставаться самой лучшей китайской мамой.