Определение поведения и развитие его норм в обществе

Профилактика

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:

  • проявления вспышек гнева, несвойственных возрасту ребенка (частые и плохо контролируемые);
  • применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;
  • активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;
  • частое противостояние взрослым в виде споров;
  • проявление злобы и мстительности;
  • ребенок часто становится зачинщиком драки;
  • преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);
  • нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов (оружия).

Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):

  1. Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.
  2. Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
  3. Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
  4. Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
  • испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
  • познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
  • доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
  • творчество.
  1. Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.

Лишь при адекватном формировании человека как личности в его сознании создается понимание девиантного поведения как неприемлимой и недопустимой формы взаимодействия индивида и социума.

Видео:

https://youtube.com/watch?v=-yQq5C62cbM

Виды девиаций

Подобное отклонение может настигнуть человека любого возраста, но зачастую с таким сталкиваются дети и подростки. За трудным ребенком необходим постоянный контроль.

Девиантное поведение различается по видам, а причины, приводящие к такому поведению, могут быть самыми разными. Ученые выделили ряд форм коррекции поведения таких людей:

  1. Социальный подход подразумевает рассмотрение поведения как опасного для окружения.
  2. Гендерный используется при нарушении гендерных ролей.
  3. Психологический подход используют в случае, если наблюдается личностный конфликт индивида, а также полная деградация и саморазрушение.
  4. Возрастной тип предполагается в случае, когда действия индивида не соответствуют его реальному возрасту.
  5. Психиатрический подход рассматривается в случае, когда поведение может говорить о психических расстройствах.
  6. Профессиональный подразумевает работу с человеком, который протестует против негласных правил и норм корпоративной этики.
  7. Этнокультурный — некорректное поведение в рамках отдельного общества.

Девиантное поведение среди молодежи способствует увлечению различными субкультурами и любви к экстремальному виду спорта. Девиантное поведение среди подростков характеризуется:

  • зависимостью от алкоголя и наркотиков;
  • курением;
  • склонностью к суициду;
  • стремлением к повреждениям себя;
  • уходом из дома;
  • воровством;
  • использованием матерных слов;
  • необычным внешним видом.

Асоциальное поведение

Образ действий человека, его мысли и поступки напрямую зависит от моральных и правовых норм, принятых в обществе.

Определение

Асоциальное поведение — сознательное пренебрежение и нарушение личностью общепризнанных общественных норм и установок.

Данный вид поведения может встречаться среди различных социальных групп вне зависимости от возраста, пола, образования, уровня материального достатка. К асоциальности в большей мере склонны интроверты. Асоциальный человек пытается реализовать свои интересы, невзирая при этом на стремления и потребности других людей. Склонность к асоциальности может проявиться уже в раннем детском возрасте.

Для асоциального типа личности (социопата) характерны следующие особенности:

  • неумение и нежелание проявлять чувства;
  • типичная реакция на явления внешнего мира — агрессия;
  • уклонение от исполнения правил;
  • сознательные манипуляции людьми;
  • использование лжи и обмана в корыстных целях;
  • отсутствие угрызений совести, чувства вины;
  • уверенность в собственной непогрешимости;
  • порывистость, отсутствие терпения;
  • проявления эгоизма.

Выделяют следующие основные виды (стадии развития) асоциального поведения:

  1. Неодобряемое поведение. Не относится непосредственно к асоциальному поведению, но может служить подоплекой для его появления. Проявляется в случайных проделках, проказах.
  2. Порицательное поведение. Характеризуется несогласием, неповиновением, неприятием, отказом выполнять конкретные социальные нормы. Свое поведение личность рассматривает как типичное, отвечающее внутренним установкам.
  3. Девиантное поведение. Связано с отступлением от подходящих по возрасту поведенческих правил. Проявляется в жестоком обращении, хулиганстве, бродяжничестве, попытках самоубийства. Специфический вид девиантности — аддиктивное поведение, характеризующееся удалением от реальной жизни путем особого воздействия на свою психику (наркомания, алкоголизм, курение, игровая зависимость, пищевые отклонения, экстремальный спорт и т.д.).
  4. Делинквентное (преступное поведение). Сводится к систематическому нарушению норм права, при этом правонарушитель не привлекается к уголовной ответственности в связи с общей незначительностью содеянного или слишком юным возрастом (вымогательство, драки, мелкие кражи).
  5. Преступное поведение. Постоянный, общественно опасный образ действий, сводящийся к регулярному нарушению закона, совершению тяжелый преступлений, что дает основания для привлечения к уголовной ответственности.

У детей предпосылками асоциального поведения становятся:

  • наследственные факторы;
  • ошибки в воспитании;
  • психические расстройства;
  • социальное неравноправие.

Если при проявлении асоциального поведения у ребенка младшего школьного возраста не принимать меры, проблема усугубится в подростковом возрасте. Подростки особенно склонны к антиобщественным поступкам, созданию агрессивно настроенных групп. На подростковую асоциальность влияют следующие обстоятельства:

  • негативный пример семьи;
  • стремление к самоутверждению;
  • последствия проблем со здоровьем;
  • воздействие улицы, субкультур.

Чтобы исключить формирование у ребенка негативных поведенческих проявлений, следует оптимизировать воспитательный процесс, удовлетворять его потребности, развивать умственные способности.

Выводы:

Иерархия равенства

В семействах животных существует иерархия в различной степени. Особь ищет среди своих собратьев специфической реакции для того, чтобы стать вожаком.

Если бы добиться эмоций признания от членов семейства не представлялось бы возможным, то особь не стала бы напрягаться. Получается, если особь добивается внимания окружающих, то любыми путями пытается стать вожаком, то есть воинственным поведением добивается своих целей.

Поведение людей практически такое же — как только окружающие предоставляют свои эмоции признания, один из членов общества становится вожаком

Например, эмоции признания достаются авторитетным людям, которые каким-то образом привлекли внимание общества. У людей, воспитанных в жестких условиях домашней иерархии, проявляется агрессивное поведение к членам их семьи или к более слабым людям

https://youtube.com/watch?v=nL3Q8mnQlB4

Виды поведения человека в психологии

В научной литературе фигурирует много видов поведения человека, однако единой научно обоснованной и упорядоченной классификации не существует.

Какие существуют основные, классификация

Виды поведения можно условно разделить по следующим критериям:

  • по происхождению: врожденное (инстинктивное и выученное в первые часы жизни), приобретенное, в том числе заученное (развившееся в результате научения) и творческое (созданное самостоятельно);
  • по назначению: игровое, трудовое, учебное, исследовательское, родительское и т.д.;
  • по количественному числу участников: индивидуальное и социальное, у которого множество разновидностей (например, правильное и ошибочное, конфликтное и синтонное, доминантное и подчиненное, практическое и символическое);
  • по соответствию существующим социальным нормам: социально приемлемое (осознанное, конформное, стереотипное) и социально неприемлемое или асоциальное (девиантное, делинквентное и аддиктивное), а также их разновидности в зависимости от затронутых социальных норм (к примеру, правомерное и неправомерное, нравственное и безнравственное);
  • по соответствию дисциплинарным требованиям: дисциплинированное и недисциплинированное;
  • по последствиям: результативное и нерезультативное;
  • по соответствию эмоциональному состоянию: активное и пассивное, спокойное, агрессивное, несмелое, решительное и т.д.;
  • по степени осознанности: импульсивное и волевое;
  • по характеру обусловленности: внешне обусловленное (ситуативное) и внутренне обусловленное;
  • по отношению к здоровью и последствиям для него: нормальное и патологическое, саногенное и патогенное.

Также существуют и другие виды: пищевое, насильственное, виктимное, ролевое и иные.

Коррекция и работа с социальной девиацией

Негативно отклоняющееся поведение необходимо лечить. Коррекция включает в себя лекарственную терапию, психотерапевтическую коррекцию и вспомогательные методы: йогу, дыхательную гимнастику.

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты допустимо использовать при биологических факторах, провоцирующих девиантное поведение. Седативные препараты и транквилизаторы, направленные на успокоение нервной системы, также могут применяться при повышенной агрессии, буйстве.

Группы препаратов Влияние на двойственность Примеры средств
Нормотимики Избавляют от резких перепадов настроения, свойственных для девиантных типов личности. Вальпромид, Карбамазелид
Антидепрессанты Регулируют уровень нейромедиаторов, избавляют от депрессивных состояний. Мелипрамин, Тризадон, Флуоксетин
Транквилизаторы Снимают психоэмоциональное напряжение, избавляют от тревоги, паники и проблем со сном. Диазепам, Феназепам, Гидроксизин
Антипсихотические препараты Справляются с паническими состояниями, агрессивностью и напряжённостью. Повышают концентрацию пациента. Галоперидол, Кветиапин, Клозапин
Ноотропные средства Укрепляют нейронные связи, улучшают кровоснабжение мозга. Улучшают интеллектуальные способности и память. Пикамилон, Ноотропил, Глицин
Снотворные средства Устраняют проблемы со сном: бессонницу, ночные пробуждения, повышенную чуткость сна. Донормил, Анданте, Мелаксен
Седативные препараты Успокаивают, избавляют от повышенной тревожности, стрессов, панических атак и избыточной агрессии. Валериана, Персен, Ново-пассит
Витамины группы В Укрепляют нервную систему, избавляют от стрессовых состояний, депрессии и неврозов. Нейробион, Витагамма, Мильгамма

Психотерапия

Психотерапевтические методы позволяют скорректировать поведение пациента, обнаружить причину девиантного поведения и устранить её.

К методам психотерапии при девиации относят следующее:

  • индивидуальные консультации;
  • групповые занятия с психотерапевтом;
  • проблемно-ориентированные тренинги;
  • семейная терапия, родительский тренинг;
  • арт-терапевтическое лечение.

Наилучшего эффекта можно достичь, если комбинировать эти методы между собой.

Другие методы борьбы

В качестве вспомогательных способах борьбы с девиациями применяют:

  • физиотерапевтические методы;
  • закаливание, лечебную гимнастику;
  • ароматерапию, массаж и самомассаж;
  • дыхательную гимнастику, упражнения йоги.

Для коррекции поведения подростков и детей также используются активные хобби: спортивные занятия, туризм и кемпинг.

Девиантное поведение у подростков и способы его разрешения

Чаще всего девиации проявляются именно в подростковом возрасте. На основе девиантного поведения формируются различные молодежные субкультуры: их главная особенность – неприятие ценностей взрослых и способы отклонения от них.

Именно в этом возрасте есть возможность остановить и изменить неправильное поведение подростка.

Воспитание. Акцент делается на те положительные качества, которые были свойственны индивиду до «начала» девиантного поведения. Лучший способ – обратиться к старым воспоминаниям, рассказам о счастливом прошлом.

Стимуляция. Человек никогда не встанет на путь исправления, если это не станет его настоящей целью. У подростка следует вызвать интерес в изменении, только тогда будет решительный сдвиг в процессе.

Компенсация. Если человек хочет побороть себя и избавиться от собственных недостатков, ему следует попытаться добиться успеха в областях, к которым у него есть особое предрасположение, успехи.

Корректирование. Отрицательные качества человека уничтожаются, тогда как положительные выходят на первый план. Только тогда человек сможет создать для себя систему правильных ценностей и установок.

Загрузка культуры человека

В обычных условиях загрузка культуры или поведения личности начинается с самого рождения. Ребенок, как и все живое, пытается сохранить свою жизнь.

Для него возможной единственной угрозой считается негативная оценка родителей. Малыш пытается выяснить, как избежать такой угрозы, а еще лучше – получить одобрение, он старается подстроить свое поведение так, чтобы избежать любой угрозы.

К сожалению, многие взрослые люди считают, что из ребенка вырастет только то, что было в него заложено с момента рождения, не уделяя особого внимания его воспитанию. В итоге, дети не в самых лучших местах собирают информацию, отсюда и неадекватное поведение детей.

Люди неплохо могут различать шутки и искренне верят в то, что преподносится с эмоциями, когда информация выглядит подлинно и серьезно. На этом отчасти основывается наше поведение. А вот отличить подлинных эмоций от качественной игры актеров нам сложно.

Если информация поступает как приоритет в определенной деятельности, с признательными эмоциями, то человек начнет стремиться к получению этого приоритета. Это легко понять на примере рекламы. Мы все с доверием относимся к рекламируемому товару, покупаем его и надеемся на то, что получим такой же результат, о котором так искренне рассказывали рекламодатели.

— Стабильное поведение

Эта категория относится к поведению, которое повторяется каждый раз, когда возникает похожая ситуация. В психологии они будут иметь особую полезность при прогнозировании поведения человека, что позволит разработать более эффективные меры вмешательства.

Фактически, изучение личности в большинстве случаев включает в себя исследование стабильного поведения человека, чтобы понять его наиболее характерные черты.

Например, человек, который всегда злится, когда говорит на определенные темы, будет демонстрировать стабильное поведение, и это может дать нам представление о его темпераменте.

Наука выживания

Лица всегда конкурируют с другими людьми за ограниченные ресурсы, включая продукты питания, территории и помощников. Конфликт происходит между хищниками и жертвами, между соперниками и товарищами, между братьями и сестрами, партнерами и даже между родителями и потомками. Роли поведения — это особая ниша, которую субъект занимает в этом перманентном конфликте со всеми.

Значение социального поведения частично зависит от соседей животного. Поведение — это то, что часто согласуется с окружающими представителями того же вида. Например, чем больше вероятность того, что соперничающий самец откажется от угрозы, тем большая ценность возникает у второго самца из-за угрозы, которую он якобы собой представляет. Впрочем, для защиты группы самцы могут действовать и в команде. Когда население проявляет ряд взаимодействующих социальных форм поведения, таких как это, оно может выработать стабильную модель, известную как эволюционно стабильная стратегия (или ESS). Этот термин, полученный из экономической теории игр, стал заметным после того, как Джон Мейнард Смит (1982) признал возможное применение концепции равновесия Нэша для моделирования эволюции стратегий поведения.

Виды этикета

Поскольку существует большое количество разных обстоятельств, в которых действуют свои собственные правила поведения, принято выделять разные виды этикета. Рассмотрим наиболее распространенные:

Деловой. Это правила, которые люди соблюдают в деловом общении. Соблюдение этих правил вызывает уважение, способствует формированию доверия и помогает достичь успеха.

Речевой. Это совокупность норм и правил вежливого общения. Любой взрослый человек знает, что нельзя сквернословить и позволять себе оскорбительные высказывания. При этом каждый сам определяет насколько тщательно соблюдать эти правила в зависимости от ситуации.

Столовый. При употреблении пищи в гостях или в общественном месте также принято соблюдать определённые нормы и правила (не класть локти на стол, не шуметь, держать вилку в левой руке). Многие из них не очевидны, поэтому их нужно просто запомнить.

Религиозный

Для верующих людей очень важно в точности выполнять религиозные ритуалы, почитать церковные праздники, соблюдать связанные с ними правила.

Гражданский.Это повседневные нормы поведения и правила взаимодействия с окружающими в разных ситуациях (в магазине, в парке, в общественном транспорте).

Праздничный. Это некие нормы поведения, связанные с определенными праздничными мероприятиями

Человек должен понимать, как лучше одеться, уместно ли употреблять алкоголь, нужно ли приносить с собой что-то, как себя вести, что нужно обязательно сделать и как правильно уйти с мероприятия.

Этикет выходного дня. Здесь имеются в виду правила и нормы поведения в различных местах для отдыха и культурного времяпровождения с семьёй или друзьями (театры, концерты, выставки, кино и прочее).

Профессиональный. Это нормы, действующие внутри коллектива и в профессиональной среде.

Свадебный. Свадьба – это особенное мероприятие со своими особыми правилами этикета. Она включает несколько этапов (венчание, роспись в загсе, праздничное застолье и прочее), и на каждом из них действуют свои правила.

Как по жестам определить, что человек лжет?

Психологи выделяют ряд движений, жестов, которые могут сказать о том, что собеседник лжет:

  1. Субъект делает шаг назад. Такое движение указывает на то, что при ответе собеседник ощущает повышенный дискомфорт. Поэтому он пытается увеличить дистанцию.
  2. Скрещенный руки. Этот жест нельзя однозначно приравнивать к тому, что индивид лжет. Он может указывать на обман или возрастающий дискомфорт, защитную стойку.
  3. Поворот в какую-либо сторону. Это движение символизирует то же самое, что и шаг назад. Смысл заключается в увеличении дистанции.
  4. Если при ответе собеседник прячет руки в карманы, значит он отвечает не искренне.
  5. Субъект закрывает лицо. Это один из признаков обмана.
  6. Любые оговорки указывают на то, что индивид не верит в то что он говорит.
  7. Длительная пауза. Если собеседник может ответить правду, он сделает это быстро. Любое промедление говорит о том, что субъекту нужно время для придумывания ответа.
  8. После вопроса начинает бегать взгляд.
  9. Взгляд длительный уставленный в одну точку.
  10. Сжатые губы.

Чаще подобные факторы проявляются комплексно.

Психологи изучают особенности поведения несколько сотен лет. Полученные данные позволяют предугадывать действия человека в какой-либо ситуации, отличать правдивые ответы от лжи.

Понятие правил поведения, этикет

Этикет – это совокупность норм и правил, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающими. Это неотъемлемая часть общественной культуры (культуры поведения). Он выражается в сложной системе взаимоотношений между людьми. Сюда входят такие понятия, как:

  • вежливое, учтивое и покровительственное обращение с представительницами прекрасного пола;
  • чувство почтения и проявление глубокого уважения к старшему поколению;
  • правильные формы повседневного общения с окружающими;
  • нормы и правила ведения диалога;
  • нахождение за обеденным столом;
  • обхождение с гостями;
  • выполнение требований, предъявляемых к одежде человека (дресс-код).

Все эти законы приличия воплощают в себе общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. В целом правила поведения совпадают с общими требованиями вежливости. Однако есть и строго установленные этические нормы, имеющие неизменный характер.

  • Уважительное обращение учащихся и студентов к преподавателям.
    • Соблюдение субординации в отношении подчиненных к своему руководству.
    • Нормы поведения в публичных местах, во время семинаров и конференций.

Литература

Научно-популярная

  • Лоренц Конрад. Агрессия (так называемое «зло»).
  • Лоренц Конрад. Человек находит друга.
  • Лоренц Конрад. Кольцо царя Соломона.
  • Н. Тинберген. Социальное поведение животных.
  • Фабр Жан Анри. Инстинкт и нравы насекомых. — в двух томах.
  • Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — СПб: Петроглиф, 2007.
  • Жуков Борис. Введение в поведение. История наук о том, что движет животными и как их правильно понимать. — М.: Corpus, 2021.

Учебники

  • Д. Мак-Фарленд. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. — Москва: «Мир», 1988.
  • Ю.К. Рощевский. Особенности группового поведения животных. — учебное пособие. — Куйбышев: обл. типография им. Мяги, 1978. — 1 000 экз экз.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: