Потребность в общении у детей, подростков и взрослых
Дети и подростки – это категория людей, которые еще не достигли своей зрелости. Именно поэтому они испытывают огромную тягу к общению. Каждый ребенок стремится к поиску друга или подруги, ему нравится быть в коллективе, наслаждаться общением и интересными играми. В процессе такого общения и происходит развитие и становление личности человека.
У подростков процесс становления личности проходит сложнее, а значит общение, особенно в переходный период, становится для них затруднительным
Важно, чтобы в этот момент у вашего ребенка был друг
Если человек желает иногда побыть в одиночестве – это еще не означает, что у него проблемы или что он незрелый.
Взрослые люди – это зрелые личности, которые прекрасно знают, чего они хотят достичь в жизни. Поэтому часто их общение складывается на удовлетворении своих главных потребностей: признание, престиж, выражение индивидуальности, получение знаний. Не забывайте в процессе общения и о других людях, об их потребностях и интересах, ведь только так удовольствие от разговора получат обе стороны!
Замкнутость в себе как следствие сильного стресса
Пережитый человеком стресс влечет за собой последствия как на физическом, так и психологическом плане. На физическом возможны обострения хронических заболеваний, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, возникновение головных болей и других неприятных симптомов.
Часто встречающейся формой послестрессового состояния является замкнутость. Одни люди, чтобы восстановить силы и запасы энергии после перенесенного стресса стараются держаться поближе к людям, ищут поддержки у друзей. Другие, напротив, замыкаются в себе. Они не хотят никого видеть, не идут на контакт, бояться доверить свои чувства кому-либо. Внешний мир для них теряет свою привлекательность.
Склонность к замкнутости после стресса встречается одинаково часто и у мужчин, и у женщин. Женщинам это присуще в случаях, когда они считают постыдным обратиться к окружающим с проблемой — например, после насилия. Мужчины не любят делиться подробностями, выставляющими их в уязвимом свете. Нередкий случай — мужчина замкнулся в себе и глубоко переживает из-за внезапного увольнения на работе. Тревога не покидает его из-за не уверенности в том, что вскоре снова найдет перспективное место.
Также замкнутость встречается у детей. Поскольку их психика глубоко уязвима, пережитое потрясение и стресс могут повлечь последствия в виде задержки речевого развития или склонности к истерикам.
Научные теории о потребностях человека
Понятие потребностей имеет множество классификаций. В психологии они известны как теории о потребностях. При этом не исключено, что некоторые из теорий вы можете назвать странными и нелогичными. Но все, что мы укажем в статье — основа теории психологии. Предлагаем не тратить время на необъективную критику и подробно рассмотреть каждую из имеющихся теорий. Скорее всего, вы уже с ними знакомы, хотя бы поверхностно.
1. Пирамида Маслоу — одна из самых известных теорий
Пирамида Маслоу заложена практически в каждую отрасль знаний. Ее изучают в основе психологии, медицины и юриспруденции. Что представляет собой общепринятая пирамида Маслоу?
Предлагаем разобраться вместе:
-
Автор теории — исследователь Абрахам Маслоу, в честь которого и названа одноименная пирамида.
-
Согласно теории, человеческие потребности делятся на первичные и вторичные.
-
По пирамиде Маслоу человек действует, исходя из удовлетворения потребностей, которые выстроены в определенной иерархической последовательности. Они являются основой для человека.
Абрахам Маслоу к первичным потребностям относит физиологические. А именно, потребности в:
-
Еде.
-
Воде.
-
Продолжении рода.
-
Жилище.
-
Сне.
При этом духовные, социальные и другие виды потребностей человека относятся к вторичным. Их удовлетворение возможно лишь в том случае, когда удовлетворены первичные, базовые потребности.
3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина
Аника Снаговская
Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.
✕
Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя
И начать новую, счастливую для себя жизнь.
Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»
Заберите Ваши подарки!
К вторичным потребностям относятся:
-
Жажда общения.
-
Тяга к власти.
-
Самовыражение и самореализация.
-
Творчество.
-
Желание обезопасить себя.
-
Признание общества.
2. Теория Альдерфера
Замысел этого ученого в чем-то схож с предыдущим, но является более конкретизированным. Согласно теории, основные потребности человека подразделяются на три группы. Каждую из них стоит рассмотреть подробнее.
-
Потребности существования. Если конкретизировать, то это удовлетворение желаний, которые составляют основу жизни человека, а именно: сон, пища, питье, безопасность. Иными словами, это удовлетворение физиологических потребностей или первичных, согласно пирамиде Маслоу.
-
Потребность связи. Проще говоря, это общение, желание контактировать с другими людьми в обществе (социализация). Альдерфер сюда же отнес духовные, или «высокие», потребности в виде стремления к власти, творческому самовыражению, самореализации и т.д.
-
Потребность роста. Сюда относятся все дополнительные потребности взрослого человека, связанные с развитием цивилизации. Это может быть стремление к непрерывному образованию, саморазвитию, профессиональному и культурному росту и т.д.
3. Теория Фромма
Эрих Фромм — психолог, который занимался исследованием личности. Он в своих работах описывает теории стремления человека, которые делит на 5 основных категорий.
Группа
Установление связей
Согласно Фромму, все люди стремятся к выстраиванию социальных связей и контактов с другими людьми. Самый яркий пример — это построение семьи или дружеских связей.
Преодоление
Фромм считает, что человек – это изначально животное, а только потом личность. Поэтому первостепенная его цель – это преодоление физиологических инстинктов.
Корни
Также, согласно Фромму, человек – существо социальное. Люди стремятся ощущать себя частью мира, общества, небольшой группы
Отсюда идет желание оставить после себя что-то важное.
Идентичность
Здесь Фромм подразумевает самоидентификацию. То есть стремление личности выделиться на фоне остальных
Человек в течение всей жизни пытается идентифицировать себя среди миллиардов других людей.
Система взглядов
Человеческая жизнь направлена на поиск и выстраивание собственных идеалов, принципов и ценностей.
Можно сделать вывод, что Фромм больше ориентировался на внутреннее содержание индивидуума, рассматривая личность с психологической точки зрения. Так, именно Фромм выделил особые психологические потребности человека.
4. Теория приобретаемых потребностей Мак Келланда
Дэвид Мак Кэлланд известен тем, что выделил отдельную группу потребностей, приобретаемых в течение жизни. Но он не подвергал сомнению все остальные существующие теории. Согласно Мак Келланду, можно говорить о таких видах человеческих потребностей, как:
-
Стремление к власти.
-
Причастности.
-
Успеху.
Классификация социальных потребностей и их роль в обществе
В зависимости от того, каковы мотивы социального действия и каков социальный институт, через который социальные потребности удовлетворяются, выстраивается классификация социальных потребностей индивидов.
Еще Т. Парсонс выделил основные типовые переменные действия, которые влияют на выбор индивида и на то, какие социальные или естественные потребности будут удовлетворены им. Эти пары формируются между действием в своих личных интересах и действии с учетом потребностей окружающих. В данном случае определяется степень эгоизма и эгоцентричности индивида. Например, человек хотел бы приобрести автомобиль, однако, не имея достаточных средств, он может повести себя по-разному: накопить средства самостоятельно или же убедить родственников помочь ему. Индивидуальная цель, осмысленная сквозь призму социальных отношений, связей, ожиданий и стала мотивом социального действия.
Замкнутость в себе как следствие сильного стресса
Пережитый человеком стресс влечет за собой последствия как на физическом, так и психологическом плане. На физическом возможны обострения хронических заболеваний, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, возникновение головных болей и других неприятных симптомов.
Часто встречающейся формой послестрессового состояния является замкнутость. Одни люди, чтобы восстановить силы и запасы энергии после перенесенного стресса стараются держаться поближе к людям, ищут поддержки у друзей. Другие, напротив, замыкаются в себе. Они не хотят никого видеть, не идут на контакт, бояться доверить свои чувства кому-либо. Внешний мир для них теряет свою привлекательность.
Склонность к замкнутости после стресса встречается одинаково часто и у мужчин, и у женщин. Женщинам это присуще в случаях, когда они считают постыдным обратиться к окружающим с проблемой — например, после насилия. Мужчины не любят делиться подробностями, выставляющими их в уязвимом свете. Нередкий случай — мужчина замкнулся в себе и глубоко переживает из-за внезапного увольнения на работе. Тревога не покидает его из-за не уверенности в том, что вскоре снова найдет перспективное место.
Также замкнутость встречается у детей. Поскольку их психика глубоко уязвима, пережитое потрясение и стресс могут повлечь последствия в виде задержки речевого развития или склонности к истерикам.
Как научиться «принимать»?
- Начните регулярно отслеживать и замечать, когда для вас делают что-то приятное другие люди. Каждый раз отмечайте, какие реакции у вас вызовет то приятное, что для вас сделали. Осознавайте, что вы почувствовали, что подумали, какие ощущения у вас появились в теле в ответ на это, какие образы у вас возникли.
- Замечайте, как вы интерпретируете для себя те ситуации, когда другие люди делают что-то для вас. Какой смысл вы придаете этим ситуациям. А также подумайте, почему вы интерпретировали эту ситуацию именно так. Как это связано с вашей историей, с вашим прошлым опытом?
- Проработайте (лучше вместе с психологом) травмирующие ситуации из прошлого, из-за которых вы негативно реагируете, когда другие люди делают для вас что-то приятное.
- Научитесь прямо просить других о том, что вам нужно. Не ждите, пока другой человек догадается и даст вам то, чего вы от него хотите. Помогайте другим людям делать для вас что-то приятное – говорите им о своих желаниях и прямо (но вежливо) просите их сделать для вас это.
Цели и функции общения
Определение 1 Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Потребность является психическим состоянием индивида и определяется как состояние нужды в конкретных условиях.
Для развития человеку нужны специальные условия, которые может обеспечить социум, другие люди, а социализация, как и любая деятельность человека, без общения невозможна.
Общение является чисто человеческой потребностью и формируется из стремления людей к сотрудничеству.
Мотивы потребности общения могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими – от эгоистичных до бескорыстных.
Потребность людей в общении, стремление к сотрудничеству, дружбе называется аффилиацией, которая проявляется в желании контактировать с другими людьми.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Аффилиация особенно характерна для людей с высокой тревожностью, которые очень часто идут на поводу других и впадают в состояние фрустрации.
Выделяются некоторые черты потребностей человека:
- объективность происхождения;
- исторический характер;
- зависимость от практической деятельности;
- социальная обусловленность.
Потребности многообразны – это и сохранение человеческого вида, потребность в какой-либо деятельности, потребность в свободе, труде, познании и др.
В общении выделяются следующие виды потребностей:
- Потребность быть индивидуальностью. Смысл этого сводится к тому, что каждый человек желает установить такие взаимоотношения, при которых на лице собеседника можно «прочитать» признание своей неповторимости, уникальности, необычности;
- Потребность в престиже. Данная потребность удовлетворяется тогда, когда во время контакта человек получает признание личностных своих качеств, когда слышит положительные оценки в свой адрес. В случае неудачи, человек начинает искать признания в общении с людьми, которые склонны оценивать его положительно. Это гипертрофированная потребность и её результатом может быть потеря друзей и полное одиночество;
- Потребность в доминировании. Суть потребности заключается в стремлении оказывать активное влияние на образ мыслей другого человека, на его установки, поведение и вкусы. Удовлетворить эту потребность можно только тогда, когда поведение человека или ситуация под нашим влиянием изменяется. Крайне напряженными бывают взаимоотношения двух доминантных людей или двух ведомых. У ведомых личностей совместная деятельность может быть непродуктивной, а у доминантных частые конфликты;
- Потребность в заботе о другом человеке. Подобная потребность при её реализации приносит большое удовлетворение и формирует постепенно альтруизм и человеколюбие;
- Потребность в оказании помощи предполагает принятие этой помощи от человека и, будучи принятой, она приносит большое удовлетворение тому, кто её оказал. Отказ от помощи может негативно восприниматься.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Потребность в общении 430 ₽ Реферат Потребность в общении 220 ₽ Контрольная работа Потребность в общении 200 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Замечание 1
Удовлетворение потребностей – это сложный процесс, включающий целый ряд этапов – главными выступают мотивация и реализация деятельности.
Потребности
Данная часть ненасильственного общения открывает то, что скрывается за нашими чувствами и эмоциональными реакциями, и показывает то, что нам важно получать и чего мы ждем от собеседника. Как и с чувствами, здесь часто нужно потренироваться, чтобы приобрести навык осознавания своих потребностей и умение видеть, какие из них не удовлетворены и вызывают эмоциональный отклик
С другой стороны, наши эмоциональные потребности могут быть неясны и неочевидны нашим собеседникам, и зачастую, когда мы сообщаем им лишь о наших чувствах и состояниях, они не понимают, чего именно мы от них хотим
Потому необходимо связывать свои эмоции и переживания со своими потребностями (например, «Мне грустно, потому что мне важно, чтобы…», «Я бы хотела, чтобы…»). Примеры эмоциональных потребностей, которые могут быть неудовлетворенными:
Примеры эмоциональных потребностей, которые могут быть неудовлетворенными:
- автономность (возможность самостоятельно выбирать свои действия, мечты, предпочтения и т.п.);
- взаимозависимость (включая близость, доверие, поддержку, уважение, эмпатию и т.д.);
- духовная общность (вдохновение, гармония, красота, пр.);
- игра, торжества и обряды;
- целостность (подлинность, смысл, творчество, самоуважение).
Насколько важны и универсальны эмоциональные потребности людей, настолько часто это измерение человеческого взаимодействия упускается из виду. Обычное общение далеко не всегда затрагивает этот пласт, привычное дело – коммуникация «мимо» потребностей, «мимо» того, что участники общения хотят на самом деле.
Общение, уводящее нас от потребностей и от их удовлетворения, – это:
- моралистические суждения (правильно-неправильно, хорошо-плохо);
- сравнение;
- отрицание собственной ответственности;
- критика и осуждение, обвинения других;
- диагнозы, вердикты и интерпретации мотивов, качеств, поведения, чувств других.
Отсюда вытекает важное напоминание, некий лайфхак: во время любого общения, и особенно в случаях, когда начинают закипать эмоции и подниматься привычные шаблонные фразы и паттерны, нужно держать фокус на том, что вам важно в этой коммуникации и в чем вы нуждаетесь. Полезные вопросы, которые следует держать в голове:
«Что мне важно в этой ситуации?»
«Какую свою потребность, какую свою ценность мне важно удовлетворить?»
«Что я хотел бы получить в результате общения, какой результат или развитие событий меня бы удовлетворили?»
В то же время необходимо помнить, что общение – это двусторонний процесс, и у нашего собеседника есть свои эмоциональные потребности
Важно уметь держать внимание и на своих ценностях и нуждах, и на потребностях другой стороны – еще один навык, которому стоит научиться. Такая способность видеть суть и вычленять ключевое делает нас необычайно проницательными и дает огромные преимущества
Во-первых, мы в состоянии добиться удовлетворения собственных потребностей, если мы их определили и уделили им внимание
А во-вторых, мы помогаем другому человеку услышать себя, лучше понять свой внутренний мир и эмоциональные потребности, и затем дать ему то, что ему важно, что и превращает нас в очень компетентных и мощных коммуникаторов
Понимание того, что за каждым случаем общения и социальной ситуацией скрываются те или иные неудовлетворенные эмоциональные потребности, позволяет их видеть и за острыми негативными реакциями (своими или партнера), отказами, молчанием, гневом, агрессией, нелогичными поступками или несуразными выходками. Это освобождает нас от принятия ответственности за чужие эмоции, от чувства вины или обиды, помогает не принимать подобное на свой счет, не реагировать импульсивно, а держать фокус на сути происходящего и важных критериях. Невозможно недооценить, насколько умение опознавать потребности и фокусироваться на них дает силу, уверенность и моральную устойчивость в общении, и одновременно позволяет направлять коммуникацию к конструктивному удовлетворению обоюдозначимых ценностей и потребностей.
Именно внимание к потребностям позволяет проявлять эмпатию, которой Маршалл Розенберг уделяет значительное место в своем методе. О ней стоит сказать больше в рамках эффективной коммуникации
Общение: цели, функции и потребность в нем
Человек испытывает потребность в общении. Что такое потребность? Это нужда в чем-то: в конкретных условиях, предметах, объектах, отсутствие которых замедляет или прекращает развитие, существование живых организмов. Потребность относится к психическим состояниям особого типа, при которых индивид ощущает или осознает существующий дискомфорт. В психике человека отражается несоответствие внутренних условий деятельности внешним. Надо сказать, что человек постоянно испытывает неудовлетворенность в условиях для своего развития. Условия создаются социумом.. Человеческая личность должна быть социализирована, а это невозможно без общения. Вне общения не может существовать и человеческая деятельность.
Определение 1
Потребность в общении — потребность, свойственная только человеку, он стремиться к объединению, к совместной деятельности.
Мотивы по которым возникает данная потребность бывают взаимоисключающими и взаимодополняющими. Они совершенно разнонаправленные от эгоистических, манипуляционных до альтруистических,бескорыстных. При общении человек может достигать целей обретения власти, доминирования, производя при этом впечатление дружелюбного человека. Стремление к взаимодействию, дружеским отношениям называется аффилиацией. В этом явлении проявляется желание человека контактировать с другими людьми ради самого процесса общения. Устраняется дискомфорт одиночества. Аффилиация свойственна людям у которых повышено чувство тревоги, преобладают беспокойство и нервозность, они нередко впадают в состояние фрустрации от отстранения, социального удаления, которое является вынужденным. Этим людям свойственно идти на поводу, им нужно наличие лидера.
Из отдельных характеристик человеческих потребностей можно выделить:
- объективность появления;
- историческая направленность;
- прямая зависимость от практики;
- социальный характер.
Потребностей у человека очень много, они разнообразны: видосохранение, деятельность, смысл жизни, свобода, труд, отдых, познание, общение.
Примеры социальных потребностей
Для более хорошего понимания социальных потребностей, их стоит рассматривать на примерах.
Развитие
Ярким примером можно считать изобретения, созданные людьми для удовлетворения определенных нужд – приготовление пищи, средства передвижения, и другие. Некоторые выбирают развивать научную деятельность для обретения признания и становления за счет этого знаменитым.
Общественный порядок
Берем за пример любого политика, заинтересованного в получении всеобщего признания. К другому примеру можно отнести волонтеров, организаторов мероприятий и иных активных людей. Особенностью данной деятельности можно считать не получение материальных благ, а оказание помощи другим людям.
Альтруизм
Люди на подсознательном уровне желают получить выгоду для себя. Не каждый способен отказаться от выгоды, но возможно. Примером реализации социальных потребностей можно считать бескорыстную помощь и самопожертвование. Его основной целью идет не получение финансовой выгоды, а признание другими людьми.
Удовлетворение социальных потребностей необходимо для полноценного существования в обществе. Если их не удовлетворять, то и наслаждаться жизнью в полной мере не получится.
Дефицит общения: последствия
Нехватка общения бывает у людей по разным причинам. Кто-то сам по себе закомплексованный и стеснительный человек, другие находятся уже в глубокой депрессии
Такая общественная изоляция для каждого губительна, и совершенно неважно, каким является человек по характеру. Главное последствие дефицита общения – это тягостное эмоциональное состояние
Оно отражается на всех сферах жизни человека, приводит к апатии, негативному настрою и даже ненависти к самому себе.
При появлении подобных чувств необходимо сразу предпринимать активные меры. Если вы замечаете что-то подобное в поведении у своего друга, то тут же стремитесь к исправлению ситуации. Проявляйте инициативу в общении!
Когда вы сами начали страдать от дефицита общения из-за смены обстановки, переезда в другой город, расставания с парнем или потери близкого человека, то даже в таких критических и сложных ситуациях важно не падать духом, не расстраиваться и не обособляться. Общение – это лучший способ поднятие себе настроения!
Социальная потребность: понятие и признаки
В науке рассматривается два основных вида потребностей:
- естественные, которые напрямую связаны с потребностью индивида поддерживать жизнедеятельность своего организма;
- социальные – потребности, искусственно созданные обществом для того, чтобы индивид могу социализироваться, расширять свой кругозор.
Определение 1 Социальная потребность – это потребность индивида в различных продуктах и результатах общественной жизни. К таковым потребностям относятся: потребность в труде, потребность в духовном развитии и культуре, потребность в социально-экономической и политической активности, потребность во включении в семейную жизнь и отношения.
Последняя из перечисленных потребностей определяется не столько естественным желанием размножаться и продолжать род, сколько тем, что в семье человек по-особенному социализируется, получает новый опыт.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Социальные потребности: общение, труд, общность 450 руб.
- Реферат Социальные потребности: общение, труд, общность 280 руб.
- Контрольная работа Социальные потребности: общение, труд, общность 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Социальные потребности возникают не спонтанно – они формируются на основе естественных потребностей индивида. Потребности являются своеобразным мотивом, стимулом, побуждающим человека к выполнению тех или иных видов деятельности. также потребности помогают человеку удовлетворить свои потребности, и можно говорить о том, что без потребности не может быть дальнейшего производства и воспроизводства ресурсов. В потребностях также выражается то, насколько индивид зависим от внешнего мира.