Психология и психолог: цели и задачи
Самостоятельное изучение такой дисциплины, как психология – это хорошо, но обращение к специалисту намного лучше. Психолог помогает людям, страдающим от душевных переживаний, зачастую вызванных внешними факторами (давлением социума, детскими травмирующими воспоминаниями). Некоторые врачи могут посоветовать пациенту, обратиться к психологу, так как соматическая симптоматика заболеваний бывает связана с депрессивными состояниями.
Основные задачи:
обучение клиента самостоятельно находить проблемы и решать их (важно понимать, что если не получается, тогда нужно прибегнуть к психоанализу со специалистом);
повышение самооценки, формирование самоуважения и любви к себе;
выработка эмоциональной крепости и стрессоустойчивости;
помощь в развитии социальных навыков (преодоление социальных фобий, замкнутости);
проработка тревог и страхов, снятие внутреннего напряжения.
Главная цель психолога – помочь человеку разрешить внутренний конфликт, создав для этого все необходимые условия. При этом главным оружием клиента становится его собственное «Я», которое, под чутким присмотром специалиста, крепнет и учится расправлять плечи.
Выражение симпатии с помощью жестов
Изучая язык тела и жестов, человек легко может понимать заинтересованность в интимных и романтических отношениях
Телодвижения женщин, привлекающих внимание мужчин, активно выражены:
- демонстрация запястий, поворачивание внутренней стороны ладоней вверх;
- встряхивание волосами, накручивание локона на палец;
- облизывание, прикусывание губ;
- прикосновение к бедрам, щиколоткам;
- направление носков обуви в сторону мужчины.
Мужчина, показывая заинтересованность в отношениях с женщиной, подсознательно старается демонстрировать лучшие качества:
- вытягивается вверх, расправляет плечи;
- постоянно поправляет галстук, манжеты и воротник рубашки;
- проводит руками по бедрам, коленям.
У представителей обоих полов заинтересованность в интимных отношениях выдает изучающий взгляд. Он скользит по фигуре привлекающего человека сверху вниз, задерживаясь на вырезе декольте и уровне бедер.
Как определить, что ты нравишься собеседнику противоположного пола
Конечно, когда ты реально нравишься кому-то, ты это просто почувствуешь. Но есть очень скромные, скрытные экземпляры среди лиц противоположного пола и еще если это первая встреча и всё так пока натянуто, завуалированно и несмело. А ведь хочется поскорее узнать, свела ли ты его с ума?
Так вот, есть явные невербальные сигналы, которые подскажут тебе, нравишься ли ты ему или он хочет от тебя убежать. Вот несколько ярких сигналов:
- Всё его туловище будет направлено к тебе. Ну просто всё, не по отдельности, нога, рука, а всё. То есть он весь в тебе.
- Его зрачки расширены. Он всем своим взглядом говорит: «Мне нравится то, что я вижу!»
- Очень ярко выраженный жест, если он прикасается к твоим волосам. Ты его зацепила, радуйся!
- Если ты нравишься, то ему будет не безразлично, как он выглядит перед тобой, поэтому такие жесты, как: поправляет причёску, галстук, рукава, часы, прихорашивается — это положительные сигналы.
- Ну и конечно, если он садится к тебе ближе…ближе…ближе, то он уже «сошёл с ума» от тебя!
Как невербально человека настроить на свою волну
Очень классный психологический невербальный приём, чтобы настроить человека на свою волну, заключается в том, чтобы в беседе отзеркаливать позы и жесты собеседника. Тогда постепенно образуется такое совместное единение, невербальная настройка на одну волну, что невольно беседа оборачивается в твою пользе!
Ты ежедневно общаешься с людьми: дома, на работе, на улице, в общественном транспорте. Развивая в себе умения наблюдать за происходящим вокруг, ты вскоре станешь «читать людей» и понимать их даже без слов!
С чего начать изучение
Мы уже рассмотрели, что изучает психология. Но с чего начать новичку? На самом деле можно читать информацию хаотично по интересующим темам, если вы не хотите изучать науку системно. Например, вас интересует, как выходить из конфликтных ситуаций. Поэтому вы читаете соответствующие материалы. Такое изучение, конечно не сделает из вас профессионала.
Если вы хотите более комплексного подхода к изучению, то нужно начать с теоретических основ. Как раз таки надо остановиться на изучении предмета и объекта психологии, задачах, отраслях и разделах. А далее наслаивать на теорию другой материал, более прикладной и практический.
Общий кругозор
Изучение психологии для общего развития – это хорошая идея. Общий кругозор необходимо расширять постоянно. Во-первых, это позволит вам повысить качество вашего самообразования, глубину личности. Во-вторых, вы сможете дискутировать на более широкий спектр тем. В-третьих, это хороший способ самопознания.
Детская психология
Многие молодые родители и будущие мамы часто интересуются тем, как правильно воспитывать своего ребенка. Именно в данной ситуации на помощь приходит раздел детской психологии. Детская психика разительно отличается от взрослой.
Специальные книги и пособия позволяют ответить на многие вопросы:
- Как разговаривать с ребенком;
- Как выстроить доверительные отношения;
- Как пройти кризис определенного возраста (3, 7, 13 лет);
- Как объяснить что-то ребенку;
- Как ему помочь;
- Как любить и показывать любовь по отношению к детям и др.
Психология творчества
Многие творческие произведения воздействуют на психику человека, вызывая у него чувства прекрасного, сострадания, эмпатии, отвращения и др. Поэтому, чтобы картина или фильм достигли своего результата, необходимо понимать как и какими элементами можно воздействовать на психику человека.
Если вы обратите внимание на произведения жанра “хоррор”, то увидите особые приемы, которые используются, чтобы создать атмосферу страха, боязни. Это также основано на функционировании нашего мозга и подсознания
Поэтому изучение психологических основ может стать хорошей базой для творчества.
Другой пример – это дизайнеры. У них есть понятие “психология цвета”. Психика реагирует на определенные оттенки конкретным образом. Поэтому при создании логотипов, проектов, сайтов, баннером дизайнеры должны руководствоваться основами цветовой психологии.
Психология распространена в дизайне, бизнесе
Психология успеха
Мотивация и уверенность в себе – это двигатели нашего успеха по жизни. Поэтому сейчас на полках книжных магазинов можно часто встретить литературу, которая посвящена тому, как добиться успеха, прибыли, как построить бизнес.
Изучение психологической науки позволяет правильно выбрать метод достижения целей и результатов. Можно найти множество методик для визуализации своей мечты, для проработки неуверенности и др. Это действительно позволяет достичь успеха, так как все идет из нашей головы.
Саморазвитие
С помощью знаний психологии вы можете проработать собственные конфликты и проблемы:
- Чрезмерное чувство собственного достоинства;
- Эгоцентризм;
- Чрезмерный альтруизм;
- Неуверенность;
- Замкнутость;
- Проработать негативные черты характера;
- Понять, какие отношения тянут вас назад и выйти из них;
- Правильно отстаивать свои личные границы;
- Защищать свои интересы и желания;
- Самоувжение и уважение от другх.
Взаимоотношения супругов
Отношения с любимым человеком сопряжены со сложностями, приятными моментами. Психологические факты помогут разобраться с интересующими моментами взаимоотношений:
- Когда индивид находит любовь, подавляются нейронные цепи мозга, что приводит к принятию неверного решения.
- Пары, знакомство которых произошло во время экстренных ситуаций, наиболее крепкие.
- Чаще индивиды влюбляются в личностей, похожих на их родителей.
- Чтобы усилить угасающие чувства, нужно создать тайну, доступную только одному из членов пары.
- Удачность брака зависит от длительности ухаживаний.
- В большинстве случаев удачные отношения наблюдаются в парах, где мужчина младше женщины.
- Романтика длится 1 год.
- Учеными доказано, что вынесение ссор на всеобщее обозрение усиливает любовь.
- В мире проживает 38% личностей, которые никогда не найдут любовь.
- Чтобы снизить чувство горечи после разрыва отношений, нужно заниматься активными видами спорта. Благодаря физическим нагрузкам вырабатывается допамин, подавляющий чувство отчаяния.
Недоверие считается главным фактором возникновения ссор, разрыва отношений.
Как распознавать жесты?
Чтобы получить полную картину о соответствии жестов и мимики словам человека, нужно оценивать значение всех движений:
- Походку. По тому, как собеседник входит в помещение, можно оценить степень уверенности и самооценку: широкий шаг, уверенная походка — целеустремленность и амбициозность, шаркающая походка — отсутствие воли и стремлений, медленная вальяжная походка — самовлюбленность и демонстративность.
- Положение рук во время движения и сидения. Прижатые к телу локти говорят о замкнутости, необщительности, широкие жесты, размахивание руками при разговоре — открытость, коммуникабельность. Прикосновение к собеседнику — желание войти в зону ближайшего доверия, стремление подчинить.
- Направление взгляда. Положение глаз показывает, насколько собеседник заинтересован в разговоре и стремлении отстоять свою точку зрения. Направленный вниз взгляд — человек говорит правду, направленный вверх — придумывает на ходу.
- Осанку. Выпрямленная шея и поднятый вверх подбородок говорят об общей уверенности человека, склоненная голова — знак покорности, робости.
- Направление корпуса. Наклоненный вперед корпус означает заинтересованность в разговоре, симпатию к собеседнику, стремление сократить эмоциональную дистанцию, войти в доверие.
Если во время разговора человек часто меняет положение, его мнение неустойчиво. Он готов принять чужую точку зрения, подчиниться собеседнику.
Виды психологии.
Традиционно все виды психологии делят на две большие группы:
- Академическая – это наука ради науки. Она изучает психические проявления, характерные для людей (или животных) в общем, выводит обобщенные зависимости между событиями или явлениями во всех сферах психической жизни. Ее цель – разрабатывать теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей, изучать отдельные психологические феномены. Это научный базис, который объединяет основы психологической науки и создает условия для ее развития.
- Прикладная (практическая) – это наука, нацеленная на получение конкретного результата. Она исследует способы, которые помогают «приложить» научные знания к повседневной жизни или в профессии. Ее цель – разработать конкретные рекомендации по совершенствованию психической жизни, а также получить ту самую обратную связь, что дает возможность проверить правдоподобность (или неправдоподобность) научных теорий. Прикладная наука тесно связана с психиатрией, психотерапией, просветительской работой, тренингами.
Виды психологии отвечают на вопрос: как работает психология. Чем конкретно занимается психологическая наука можно понять, если подробней изучить ее разделы, направления, сферы.
Основные разделы академической психологии.
Разделы психологии формируются на разных основаниях: по цели деятельности, по предмету или объекту исследования, по связи с другими научно-исследовательскими практиками:
- Возрастная – изучает психоэмоциональную активность и формирование личности на разных этапах жизни от рождения до смерти (детская, подростковая, геронтопсихология).
- Социальная – изучает закономерности жизнедеятельности людей, включенных в социальные группы или общности.
- Дифференциальная – изучает индивидуальные психофизиологические различия между людьми, особенности поведения, отдельные свойства высшей нервной деятельности.
- Аномальная – изучает проявления различных нарушений в работе мозга.
- Клиническая (медицинская, патопсихология) – изучает психические явления с точки зрения их взаимосвязи с заболеваниями.
- Когнитивная – изучает познавательные процессы человеческой психики (ориентирована на исследование чувств, памяти, воображения, силы воли, логического мышления).
- Консультативная – систематизирует и описывает процессы оказания психологической помощи.
- Зоопсихология – изучает не психику животных саму по себе, а чтобы исследовать предпосылки человеческого сознания.
- Педагогическая – разрабатывает психологические основы обучения, воспитания.
- Психолингвистика – изучает внутренний мир личности, которая взаимодействует с миром посредством речи.
Основные разделы и направления прикладной психологии.
Прикладная психология — это обширная разветвленная сеть отраслей и дисциплин, внутри которых существует немало подкатегорий, связанных между собой и с другими науками. Областями прикладной психологии считаются:
- Психокоррекция: прицельное воздействие на психику для того, чтобы привести ее в соответствие возрастным или другим нормам.
- Психодиагностика: разработка и применение разных методов распознавания психологических особенностей конкретного человека или группы людей (тестирование, опросники).
- Психотерапия: оказание психологической помощи психически здоровым людям, а также клиентам с личностными расстройствами.
- Психологическое консультирование: помощь психически здоровым людям в сложной жизненной ситуации.
Прикладная наука объединяет области, нацеленные на практическую помощь людям, которые в ней нуждаются. Независимо от происхождения, статуса, возраста за психологической помощью могут обратиться те, кто:
- Не умеет или не может общаться с окружающими, налаживать социальные связи.
- Планирует или строит свой бизнес.
- Находится в постоянном конфликте с окружающими или с самим собой.
- Переживает сложную жизненную ситуацию.
- Чувствует, что отношения с партнером на грани разрыва.
- Обеспокоен поведением детей-подростков.
- Испытывает постоянную апатию, упадок сил, агрессию, раздражительность.
- Страдает от панических атак, фобий, страхов.
- Не может справиться со своими вредными привычками.
- Хочет выбрать профессию или задумывается о смене профессии.
Научитесь распознавать ложь
Для того, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно в ситуации общения с разными людьми, избегать манипуляций, вам следует научиться распознавать невербальный язык общения в ситуациях, когда вас пытаются обмануть.
На какие же средства невербального общения, жесты, позы, мимику следует обратить внимание, чтобы распознать ложь?
- слишком продолжительные либо частые паузы, паузы и колебания перед началом реплики;
- ассиметрия мимики, отсутствие синхронности в работе лицевых мышц, когда выделяется несоответствие в мимике двух сторон лица;
- «застывшее» выражение лица, когда оно не меняется на протяжении 5-10 секунд, является фальшивым;
- запаздывающее выражение эмоций, когда между словом и соотносящимися с ним эмоциями возникают длительные паузы;
- «продолговатая» улыбка, когда губы оттянуты назад от зубов, создавая узкую линию губ;
- визуальный контакт неглубокий, когда глаза лжеца встречаются с глазами собеседника не более, чем третью часть всего времени беседы, при этом часто глядя в потолок и по сторонам с беспокойным выражением лица;
- подергивание любой части тела: постукивание пальцами по столу, покусывание губы, подергивание руками или ногами;
- скудная жестикуляция, которую лжец держит под контролем;
- высокий тон голоса, тяжелое дыхание;
- согнутый корпус, позы со скрещенными ногами;
- скудная мимика, слабая работа лицевых мышц;
- быстрое перемещение глаз вначале в верхний правый угол, а потом в нижний левый;
- быстрое, незаметное на первый взгляд, прикосновение к носу, потирание века;
- более яркая жестикуляция правой рукой, в сравнении с левой;
- любые преувеличения: лишние движения и жесты, неуместные эмоции;
- частое моргание глазами
Зная все тонкости приемов невербального общения вы не только сможете избежать манипулирования, но сами легко сможете научиться управлять людьми
Принципы начинающего психолога
Независимо от того, с кем работает психолог и какой у него психотип, необходимо придерживаться основных принципов. На начальных этапах необходимо постоянно вести работу над собой, оценивать и улучшать свои качества. Только при условии, что вы произвели кропотливую работу над самим собой, можно начать познавать посторонних людей.
Какие же качества необходимы для успешной работы?
1
Основными качествами для работы с людьми должны быть профессионализм и интеллект. Чтобы научиться помогать людям с психологическими проблемами, необходимо постоянно самосовершенствоваться, больше читать специальной литературы, непрестанно наблюдать за поведением и реакцией окружающих людей в той или иной ситуации. Это подразумевает ежедневный труд. Только настоящий специалист будет стремиться к получению новых знаний с целью улучшения качества своей работы.
2
Умение слушать и сопереживать также необходимы вам, как будущему специалисту. Искренность и любовь к человеку, понимание его эмоций, умение поставить себя на его место – без этих качеств не возможно постичь науку психологию.
3
Работа психологом не исключает эмоциональное перенапряжение. Поэтому надо уметь абстрагироваться и отгородиться от проблем пациента. Крепкое эмоциональное и физическое здоровье помогут легко справляться с переживаниями. Грамотно составленный распорядок дня, здоровое питание и своевременный отдых, а также планирование будут способствовать укреплению здоровья.
4
Способность понимать и принимать человека таким, какой он есть – неоценима. Нельзя рассматривать все проблемы разных людей по одному шаблону. Каждый человек индивидуален и проблема его уникальна по-своему. Надо научиться не осуждать человека за его мысли и поступки, даже если они идут «вразрез» с вашими убеждениями. Умение видеть проблему со стороны – важнейшее качество.
Хотите попробовать на практике, насколько хорошо у вас развита эмпатия? Воспользуйтесь нашим упражнением.
5
Вся полученная вами информация от пациента должна быть абсолютно конфиденциальна. Ни при каких обстоятельствах полученная информация не должна перейти рамки «личного» (если только этого не позволил сам пациент).
6
Стоит помнить, что искренний и душевный разговор возможен только в том случае, если человек придет к нему самостоятельно, без стороннего принуждения. Всякая личность имеет свою «зону комфорта» — соблюдение ее границ при встрече специалиста с пациентом помогает объективно рассмотреть и оценить состояние человека и проблему, с которой он обратился, понять его настроение. Он также должен помочь человеку преодолеть этот дискомфорт и стресс.
Естественно, существует много других принципов. Неоспоримо одно — они должны преследовать общую цель – их применение на практике и полученные сведения должны быть полезны не только для специалиста, но и для каждого, с кем он взаимодействует.
Концепции и теории развития личности
Тема личности бередила умы психологов и философов всегда. Так как понятие это сложное и многогранное, существует несколько научных доктрин, объясняющих, как формируется личность. Давайте кратко рассмотрим основные из них.
Теория Зигмунда Фрейда
Основоположник психоанализа рассматривал личность как трехкомпонентную структуру, состоящую из:
- Ид (Оно) – неосознаваемая часть психики, в которой господствуют инстинкты, наследуемые особенности, глубинные влечения.
- Эго (Я) – психический компонент, находящийся в контакте с окружающим миром. Эго преобразует часть энергии Ид в социально приемлемую форму и обеспечивает успешную интеграцию человека в общество.
- Супер-эго (Сверх-Я) – компонент, связанный с системой ценностей, которая господствует в обществе. Это своеобразный судья, который ведет надзор за соответствием поведения человека общепринятым нормам.
Теория Зигмунда Фрейда снискала небывалую популярность как в научных, так и в обывательских кругах. Она раскрывает глубинные процессы, лежащие в основе человеческого поведения. Основная мысль концепции в том, что наше поведение во многом определяется иррациональными бессознательными влечениями, в частности сексуальным влечением.
Теория Карла Густава Юнга
В основе формирования личности по Юнгу лежат врожденные принципы, которые передаются из поколения в поколение. Их называют архетипами. В течение жизни эти архетипы обрастают индивидуальными особенностями и формируют личность.
Согласно концепции Юнга, “Я” человека все время стремится к единству и целостности. Достигается это единство путем уравновешивания различных элементов в процессе самореализации индивида.
Юнг выделял несколько основных сфер личности:
- Бессознательная коллегиальная. В ней хранится память обо всем историческом пути человечества.
- Бессознательная персональная. Затрагивает чувства, комплексы, стремления человека, которые вытесняются из сознания.
- Сознательная персональная. Та часть личности, которую человек осознает и на которую способен влиять. Состоит из мыслей, воспоминаний, чувств, желаний.
Гуманистическая теория личности
В основе данной теории лежит представление о человеке как о субъекте, который стремится реализовать свой потенциал. Созидательное начало и целенаправленная деятельность являются главной движущей силой развития личности.
Самыми яркими представителями гуманистической школы считаются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.
Маслоу создал знаменитую пирамиду потребностей. По его теории потребности делятся на низшие и высшие. Первые прекращают свое действие после их удовлетворения, а вторые усиливают свое действие.
Роджерс считал, что формирование личности – результат активного самопознания. Человек открывает свой врожденный потенциал и старается реализовать его.
Поведенческая (бихевиористская) теория личности
Согласно данной теории, основной движущей силой развития личности является среда, в которой находится человек. Личность является промежуточным звеном между стимулом и реакцией. Становление личности происходит в процессе научения.
Бихевиористы считали, что человек практически полностью лишен свободы воли. Все его действия и поступки определены внешними обстоятельствами, на которые он реагирует практически рефлекторно.
Приемы психологического влияния
Различные стратегии влияния на людей – продукт длительного развития общества. Большинство из них не разрабатывалось целенаправленно, как инструменты манипулирования, и используют их люди тоже часто интуитивно.
- Психическое заражение – самый древний способ воздействия, основанный во многом на рефлекторных реакциях. Это воздействие не осознается ни субъектом, ни объектом влияния. Психическое заражение происходит на эмоциональном уровне. Самый яркий пример – паника, которая охватывает людей, подобно лесному пожару.
- Принуждение – вид влияния, при котором используется явная или скрытая угроза. Угроза не обязательно связана с физической расправой, она может иметь отношение к материальному благополучию, ограничению свободы, лишению возможности заниматься любимым делом и т. д.
- Просьба. В отличие от принуждения, в этом приеме угроза отсутствует. Инструментом влияния здесь является призыв к определенному действию, которое желаемо для субъекта влияния. В качестве дополнительных рычагов могут быть использованы лесть, убеждение, заискивание и т. д.
- Убеждение – сознательное и целенаправленное влияние, главным инструментом которого являются рациональные аргументы.
- Внушение от убеждения отличается отсутствием аргументов и апелляции к разуму. Внушение основано на нерациональном, некритическом восприятии информации, которая исходит из авторитетного источника. Большую роль во внушении играет фактор веры.
- Пробуждение потребности к подражанию. Само подражание кому-то часто бывает неосознанно, но субъект влияния, например, учитель или родитель, может целенаправленно создавать у детей и учеников привлекательный образ, которому хочется подражать.
- Деструктивная критика. Данный способ направлен на то, чтобы вызвать у объекта чувство неудовлетворенности собой и заставить человека изменить свое поведение.
Это основные приемы влияния, которые чаще всего используются в межличностных отношениях. Нередко они применяются в сочетании, подкрепляются авторитетом субъекта влияния, ссылками на другие еще более авторитетные источники, например, СМИ, книги, интернет и т. д.
Какие книги по психологии рекомендуем прочитать?
Все зависит от того, какие у тебя задачи. Если тебе интересна общая психология, то лучше всего, конечно, обратиться к академическим изданиям, признанным вузами. Это:
- «Общая психология» Маклакова,
- «Основы общей психологии» Рубинштейна,
- «13 диалогов о психологии» Соколовой,
- «Введение в общую психологию» Гиппенрейтер,
- «Клиническая психология» Холмогоровой, 4 тома.
Но если тебе нужна помощь в каких-то определенных сферах, это должны быть специальные книги.
Волнует вопрос, как общаться с ребенком? Рекомендуем книги той же Юлии Борисовны Гиппенрейтер – она учит активно слушать, общаться так, чтобы не было конфликтов, достигались результаты, а главное – чтобы ребенок был счастлив и развивался как личность.
Интересует социальное влияние? Работаешь в сфере маркетинга и продаж? Тебе должна понравиться культовая книга Роберта Чалдини «Психология влияния».
Есть множество книг-тренажеров памяти: Гарета Мура, Джонатана Хэнкока, Рюты Кавашимы, Андрея Сафронова, Михаила Литвака и тому подобное.
Мы даже не пытаемся охватить весь этот огромный пласт книг по популярной психологии – их миллионы. Просто намечаем отправные точки – дальше сама.
Психология человека – что это?
Ученые умы несколько веков изучают психологию и до сих пор не определились с тем, что именно они изучают.
С древнегреческого «психология» переводится как учение о душе, но по ходу истории фокус этой науки был направлен на самые разные объекты: сознание, опыт, поведение, бессознательное, восприятие образов, проблемы бытия, познавательные способности и так далее.
Если пойти простым путем и оттолкнуться от современного восприятия термина, то психология изучает психику. А психика – это свойство субъективного отражения объективного мира, которым обладает только высокоорганизованная живая материя. То есть человек с его мозгом, нервами, чувствами. Но, опять же, это узкое понимание слова «психика».
Одной из актуальных интерпретаций предмета, который изучает психология, является внутренний мир человека.
Что интересует психологию:
познавательные процессы (мышление, речь, внимание, память, воображение, представление, ощущение и пр.),
психические состояния (любовь, восхищение, страх, тревога, утомление, ненависть, печаль, решительность, желания, влечения, интересы и пр.),
психические свойства (темперамент, характер, способности и пр.),
исполнительные функции (контроль внимания, подавление автоматических реакций, когнитивное торможение и гибкость и пр.).
О чем нужно не забыть?
Главное на пути к пониманию себя, своих истинных желаний, потребностей и намерений – абсолютная честность и полное отсутствие попыток оценки, выноса суждения. Даже если что-то является аморальным или таковым кажется, нельзя себя осуждать. Следует попросту найти причину этого качества или желания и избавиться от него. Любая оценка способствует защитным психическим механизмам, а они препятствуют понимаю своей сущности.
Пытаясь понять других людей, нужно сознавать то, что они нередко врут. Речь не о глобальной лжи или введении в заблуждение, сокрытии информации, а о простейших повседневных вещах. Например, девушка на вопрос в кафе во время ланча о том, что она будет пить, отвечает: «Воду без газа». При этом она хочет апельсиновую газировку, но в компании модно пить воду без газа, это считается полезным и правильным. Все так делают, и девушка убедила себя в том, что она тоже хочет простую воду. Что случится потом? Девушка будет грустить, возможно, у нее заболит голова. Причина же в том, что она не исполнила свое истинное желание, пойдя на внутренний компромисс, заменив его ложным, но «правильным».
Соответственно, для понимания других людей важно уметь наблюдать за интонациями их речи, мимикой, сменой настроения. Нужно научиться связывать между собой события, реакции и последствия
Сделать это можно только на практике, никаких готовых теоретических шаблонов или же упражнений, после которых одни люди начинают понимать других, не существует.
Краткая история становления психологии как науки
Психология формировалась в течение долгого промежутка времени. Фактически ее возникновения связано с появлением человека и его социализацией. Поэтому в самые древние времена люди занимались изучением психических процессов личности.
Временной промежуток | Особенности | |
---|---|---|
1 этап (более двух тысяч лет назад) | В данный этап психология рассматривалась как учение о человеческой душе | Так как этому периоду не характерно наличие большого количества отраслей человеческого знания. То многие явления не имели разумного объяснения. Поэтому изучение человеческой души стало способом объяснение непонятных явлений |
2 этап (17-20 век) | Психология стала рассматриваться как наука о сознании человека | В данный период ученые и исследователи предположили, что чувства и эмоции – это элементы сознания. В данный период основным источником знаний стал метод наблюдения за поведением, характером и эмоциями |
3 этап (20 век) | Психология – это наука о поведении человека (как самостоятельно, так и в условиях взаимодействия) | В этот период знания о психологии стали глубже. Под наблюдения попали различные особенности поведенческих реакций. Они стали связываться с самой личностью и ее особенностями. Поэтому произошла связь между отдельной личностью и тем, как она взаимодействует с другими |
4 этап (настоящее время) | Психология – это комплексная наука, которая изучает факты, закономерности и явления человеческой психики | Особенностью данного временного периода является комплексное понимание различных элементов психики и их взаимосвязей |
Краткая таблица периодов развития науки
Для первого из указанных периодов характерны такие известные имена, как Аристотель, Платон, Демокрит. Именно они стали первыми людьми, которые пытались найти ответ на вопрос “что такое душа человека?”. Произведение Аристотеля “О душе” считается первым психологическим трудом в нашем мире.
Второй период, в свою очередь, подтверждает взаимосвязь психологии с философией. Различные философские установки переходит в сферу знаний психологии. Известные личности того периода – Декарт, Локк, Спиноза.
На стыке второго и третьего периода происходит так называемый кризис психологии как науки. Это с вязано с тем, что людям, изучающим психику человека, не хватало практики и практических знаний. Поэтому по большей части изучение психических явлений личности вошло в состояние стагнации.
В 20 веке началась трансформация взглядов. Появилось больше практики и изучение практических кейсов. Потому настал новый этап формирования науки.
Сегодня же психология является одной из наиболее популярных отраслей. Мало того, что психологические вузы являются очень популярными среди люди. Но также люди пытаются самостоятельно познать эту сферу знаний.
У психологии как науки долгая история формирования
Значение психологии в жизни человека
В общем-то, каждый человек выбирает для себя сам, нужны ему знания об основах психологии или нет. Кто-то путем проб и ошибок самостоятельно приходит к пониманию того, как ему жить, общаться, чувствовать, а кто-то сокращает путь к мудрости при помощи книг по психологии, консультаций у психологов.
Знать, как устроена человеческая психика, полезно, чтобы:
- понять себя,
- понять других,
- управлять собой и отношениями.
Ты знаешь, что у людей есть установки, которые мешают им достигать цели? Хотела бы научиться контролировать эмоции, чтобы они не разрушали тебя и других? Легко определяешь характер человека и в зависимости от этого находишь к нему подход?
Мы не призываем тебя бросаться осваивать новую науку. Основы психологии ты постигаешь всю жизнь, прислушиваясь к родителям, наблюдая за другими людьми, читая художественную литературу: одна «Война и мир» переплюнет сотни трудов ученых психологов.
Да и без ошибок, конечно, никуда! Они воспитывают не хуже книг. Каждый из нас строил воздушные замки и разочаровывался, сжигал мосты и жалел об утраченных возможностях, отношениях. Но этот путь можно пройти как-то мягче и конструктивнее.
Краткий и суховатый итог
- Мы оказались в условиях, когда общество больше не может предметно сообщить личности о ее ценности, необходимости и уникальности. Трагедия в том, что это абсолютно не очевидно с первого взгляда из-за того, что на уровне заявлений или дискурса мы будем слышать прямо противоположное и ощущать свое общество как индивидуалистическое.
- В сложившейся ситуации личность будет искать альтернативные способы актуализировать себя. Способы этой актуализации будут связаны с развитием умений жить в рамках собственных переживаний, гиперрефлексии.
- Гиперрефлексия, так легко обнаруживаемая в гуманистических направлениях психологии, является способом «уловить» самих себя в условиях неявно, но активно навязываемой групповой идентичности. Гиперрефлексия будет выходить на первый план, но не как средство для решения реальных эмоциональных и межличностных проблем, а как самостоятельная цель, позволяющая актуализировать переживание собственного «я».