Некоторые приемы по развитию импровизации
В этом случае совершенно неважно какой именно вид импровизации придется использовать для достижения своей цели. Главное, чтобы цель была позитивная и ее реализация приносила конкретную и ощутимую пользу окружающим
А приемы и принципы применяемые для этого имеют общий характер как для творческих видов импровизации, так и для их словесного собрата. Стоит только начать практиковаться и использовать один известный прием, как на помощь приходят другие, ранее неизвестные, приемчики.
Позволю себе остановиться только на некоторых, мне уже известных и лично мною проверенных,а именно:
внимание участников,
расположение аудитории,
применение ассоциаций.
постановка правильных вопросов.
В моей личной истории, как я теперь понимаю, все перечисленные приемы, что называется, сошлись в одной точке пространства и времени и привели к синергетическому эффекту, который и называют импровизацией.
На самом деле, своим телефонным звонком мне удалось совершенно неосознанно обратить внимание преподавателя на свою собственную персону. А потом в течение всего разговора поддерживать на необходимом уровне интерес к себе
Ведь не каждый же день звонит домой студент первого курса и просит принять экзамен на дому.
Причем весь процесс разговора поддерживался только благодаря удачным вопросам, примененным для налаживания позитивного диалога. А благодушное настроение обеих сторон привело к возникновению ассоциативных образов предстоящих событий еще в момент одобрения этой авантюрной операции.
Ведь, кроме необходимости сдачи самого экзамена, мне еще было очень интересно узнать пройдет ли все именно так, как я это представлял в самом начале. Думаю, что и мой преподаватель также оказался в плену своего интереса, вызванного такими невероятными событиями.
Импровизация: характерные черты
Импровизация — это глубокая внутренняя работа с собственной личностью, понимание желаний и импульсов души. Её исполнение требует от человека познать недостатки и достоинства своей личности. Прийти к пониманию своего истинного я.
Импровизация отличается от других танцевальных жанров, где требуется лишь выучить и тренировать определённую технику, тем, что в ней нужно развивать и понимать свою личность.
Импровизация — это напряжённая работа с историей своей жизни, набором характеристик личности, внутренними желаниями и потребностями, которые творческий человек превращает в новое и грандиозное шоу.
Особый процесс в театре
Театральная импровизация — это моментальное вживание в роль, подбора нужных реплик и создание на сцене нового образа персонажа без сценария и помощи постановщика. Актёры выходят на сцену, чтобы играть незнакомого им персонажа в полностью новом спектакле. Их действия зависят только от способности мгновенно импровизировать, создавая на месте новую личность и ситуацию.
Использование в музыке и танце
Человек решил расслабиться и погрузиться в музыку. Включив любимый трек, он начинает плавно извиваться, исполняя только ему ведомый танец. Чувства и потребности тела и души рождают новые сочетания движений. Музыкант, имеющий опыт игры на флейте, решил собрать из приятных звуков, целую мелодию.
Актёры в кино и театра, играя роли, вкладывают в своих героев привычные жесты, повадками и особенности. Они делают персонажей живыми, разделяя с ними частичку души. Это и называется импровизацией. Искусство, творчество обязано своему существованию именно этому процессу.
Если бы человечество не было способно создавать из полученного опыта, своих чувств, желаний и ощущений что-то новое, то художественное искусство не смогло бы развиться до нынешних масштабов. Музыка, танцы, театр и кино так популярны только благодаря импровизации.
Если есть желание научиться играть на музыкальных инструментах, то первое, что нужно делать — это импровизировать. Она учит подбирать звуки, создавая из них мелодию. Стоит отметить, что придуманные вещи во время импровизации быстро забываются, поэтому нужно их записывать.
Импровизация — это создание чего-то из чувств, импульсов тела и духа, а также профессионального опыта. Если композиция повторяется в неизменном виде множество раз, то это уже не импровизация, ведь в этот момент даже не используется воображение.
Зачем нужно знать, как импровизировать
Умение импровизировать помогает:
- сделать разговор непринужденным — убрать «зависания», сохранить легкость, тональность выступления;
- выступать, не заучивая текст дословно: даже если вы что-то забудете, речь не пострадает, и вам больше не придется зависеть от «бумажки» с тезисами и планом — достаточно будет общей канвы из 20-30 слов;
- повысить энергетику и эмоциональность выступления — вы не будете привязаны к жесткому плану, сможете живо общаться с аудиторией, быстро реагировать на изменение ее настроения, мгновенно находить нужные слова, воодушевлять слушателей;
- легко отвечать на внезапные вопросы и органично заполнять паузы, пока вы подыскиваете ответ — это полезно и на сцене, и в жизни (например, на собеседовании или свидании);
- уменьшить страх выступления на публике — импровизацию считают одним из лучших способов снять напряжение и стресс;
- научиться давать слушателям передышку — аудитория может устать от вашей речи, а небольшая импровизация, отступление от плана позволяет «взбодрить» ее и лучше усвоить ваши тезисы;
- выглядеть в глазах слушателей эрудированным, знающим и уверенным в себе человеком, которого невозможно сбить с толку — такой имидж полезен для бизнеса, карьеры.
Импровизация помогает легко поддерживать беседу и в обычной жизни — вы закрепите репутацию приятного, интересного человека, с которым всем хочется общаться. Именно таким искусным импровизатором был пушкинский Евгений Онегин, душа светского общества.
Способы импровизации
В момент импровизации-воспоминания важно вспомнить что-то из твоей жизни, литературы или кинофильмов, что будет приближено к теме твоего выступления или разговора. Это должно быть легко и непринуждённо
Чтобы лучше справляться с этим видом импровизации, можно расширять свою эрудицию.
Как всегда находить нужные слова? Речевая импровизация
Юмор
Это один из самых важных видов импровизации. Юмор помогает расслабить собеседника или аудиторию
Переключить их внимание. В этот момент не бойся показаться смешной, обаятельной и харизматичной
Если тебе трудно даются шутки, ты можешь попробовать запоминать их из кинофильмов или книг. Так же ты можешь иногда перечитывать анекдоты, обязательно в какой-нибудь момент времени один из них может пригодиться.
Связать не связное
Этот приём может помочь тебе, когда ты вдруг решила перескакивать с одной темы на другую и твоя речь на первый взгляд может показаться несвязной. Попробуй заранее потренироваться. Для этого назови себе любые три слова и при помощи логики попробуй их связать между собой. Если ты будешь иногда выполнять такое упражнение, то в процессе любого выступления, даже если твои высказывания заведут аудиторию в тупик, ты сможешь найти логическую связь между твоими словами.
Употреблять синонимы
Именно они делаю нашу речь более живой. Даже если тема твоего выступления связана с наукой, что предполагает достаточно сухой язык повествования, можно использовать больше сравнений, эпитетов, синонимов. А для этого ты тоже можешь заранее потренироваться. Выпиши себе различные слова и начни подбирать к ним синонимы по смыслу.
«Одна тема»
Это упражнение связано с тем, что ты должна дать себе одно слово и начать говорить про него связно на протяжении часа. Это может быть сначала непросто, но если ты будешь выполнять это упражнение систематически, то импровизация будет даваться тебе гораздо легче.
Все эти упражнения направлены на то, чтобы ты могла почувствовать себя увереннее в разговоре. Даже если тема разговора тебе мало известно.
Как научиться импровизировать: 6 приемов
Если в музыке, народном искусстве или танце вариативность допускается на основе профессиональных или узко направленных знаний и умений, то в разговоре научиться импровизировать может каждый. Начнем с того, что для блестящей импровизации на сцене или в компании вам потребуется уверенность в том, что вы интересны окружающим и умеете общаться.
Вам нужно запомнить одну истину: как бы хорошо вы ни готовились к выступлению, все равно найдется какой-нибудь выскочка, который скажет всего одно слово, и выступление уйдет под откос. Для этого как-раз и необходимо уметь смешно шутить и импровизировать. Итак, вот основные советы, как развивать умение выкручиваться в речевом творчестве.
Внимание зрителей
С первого вашего шага на сцене зрители уже в предвкушении шуток или суперрассказа. Но это завороженное молчание длится недолго – буквально до нескольких ваших реплик. Поэтому ваша задача не разочаровать зрителя или собеседника, или девушку на свидании
Ловите секреты, как надолго завладеть вниманием:
- в шуточном разговоре или монологе речь должна быть живой, а не монотонной;
- используйте эмоциональные контрасты;
- высказывайтесь непринужденно, ни одна мышца на вашем лице не должна указывать на волнение, какие бы испытания или задания ни были;
- фразы должны быть емкими и интересными, можно и “переливать из пустого в порожнее”, но это должно быть ненавязчиво, каждое предложение со своим отдельным смыслом.
Расположение публики
Если вы расположили к себе слушающих, то есть вызвали положительные эмоции, считайте, ваша речь удалась. Как расположить:
- Юмором. Тонкий и добрый юмор всегда в цене, как его развивать, читайте здесь.
- Единством. Найдите общий интерес со зрителем. Например, можете рассказать смешную историю из своей жизни по теме монолога, или высказать свое мнение, которого придерживается большинство слушающих.
- Профессионализм. Мастер слова всегда найдет что сказать и как словесно обыграть ситуацию.
Импровизация на сцене
Используйте ассоциации
Если так случилось, что вас отвлекли, или вы забыли подготовленные фразы, опирайтесь на ассоциации. Например, вы говорите о высоких ценах и забыли, что дальше нужно сказать. Начните новое предложение с истории из жизни, когда вам – студенту не хватило денег на проезд, и развивайте эту тему, пока нужные мысли не придут.
Тренировать ассоциативное мышление можно в повседневной жизни: играйте с друзьями, с чем у вас ассоциируется тот или иной предмет, человек. Еще можно говорить предложения по последнему слову предыдущего или слова по последней букве. Также хорошо развивает самостоятельный подбор ассоциаций на одно слово.
Ставьте вопросы
Этот прием поможет вам сообразить, как дальше на сцене продолжить свой монолог. Аудитория “съедает” то, что ей дают. Вы уведете ее за собой риторическими вопросами. Они предполагают паузы, выкрикивания ответов, реакцию вашу и зала, но вы взамен получаете драгоценное время на структурирование мыслей. Помните: вы обязаны не растеряться при форс-мажорах, а выкрутиться из любой ситуации.
Прием изменения темы
Если вы чувствуете, что зашли в речи не туда, и надо бы вернуться к истокам, используйте прием изменения темы по последнему слову, так никто не поймет, что вы вернулись обратно или начали говорить о другом. А к последнему слову можно применять уже описанные приемы, чтобы развить новую тему. Используйте синонимы, рассуждайте, задавайте вопросы. Так вы останетесь интересным.
Вживайтесь в роль
Люди перестают интересоваться теми, кто импровизирует в своей роли. Только великие юмористы по типу Задорнова, могут себе позволить такую роскошь. Часто интерес вызывает такой комплекс: сценическая роль, тема, смена приемов для удержания внимания. Поэтому не бойтесь быть смешным, не выходите из роли своего персонажа.
Классификация
Процесс творческого сочинения в онлайн-режиме (назовем так импровизацию) бывает нескольких видов:
- музыкальная – тип музицирования в нескольких жанрах музыки;
- литературная – устное народное творчество, экспромт;
- танцевальная – включена в профессиональное искусство, начало берет из народных праздников, игр и т. д.;
- театральная – представляет игру актера, с помощью которой он создает свой сценический образ: текст, действия не по сценарию.
Хоть импровизацию и воспринимают как полную свободу действий, все равно ее однажды упорядочили и ограничили. Рассмотрим, на какие критерии она подразделяется. Вот систематика Феранда, которая основывается на двух моментах: заданной схеме (модели) и спонтанной находке (творчестве).
- Строгая. Действия музыканта, танцора, артиста (любого творческого деятеля) заранее ограничены определенными правилами. Например, выходит артист, и ему дают задание раскрыть тему в таком-то ракурсе, с такими-то словами и такой-то интонацией.
- Импровизация. Полностью поощряется творческая свобода человека в заданной тональности или теме, поддерживается его инициатива в любом проявлении.
- Фантазирование. Полная свобода, не связанная с любой моделью. То есть артист или музыкант может сам определять тему/тональность, сам играть или говорить что хочет и определять, что делать на сцене.
Импровизация в общении
Импровизация в общении – наиболее распространенный и понятный большинству вариант. Его еще можно назвать бытовой или словесной импровизацией. Под этим подразумевается способность свободно говорить на любые темы без пауз, запинок и внутреннего напряжения, не используя слова-паразиты.
Желающих научиться данному методу масса. Основа любых тренингов для отработки навыка словесной импровизации базируется на простых приемах: следует четко осознавать поднятую тему и выжимать из нее в общении или выступлении как можно больше через обращение к подходящим ассоциациям, лирическим отступлениям или же вопросам, которые допустимо задать собеседнику.
Несмотря на разнообразие, методы развития навыка импровизации сходны: необходима хорошая фантазия или стремление ее развивать, способность ориентироваться в рамках заданной темы и желание отдавать себя практике.
Импровизация в музыке
Импровизационный музыкальный талант — способность сесть за привычный инструмент и выдать непредсказуемую, но вполне законченную и самостоятельную мелодию. Это моментальное сочинение произведения без подготовки с одновременным исполнением придуманного.
Методы музыкальной импровизации
Обладая слухом и навыком игры на каком-либо музыкальном инструменте, можно попробовать себя на поприще композитора-импровизатора. С изучением разных техник придет опыт и понимание основных концептов, а следом и положительная динамика.
В качестве методов импровизации для фортепиано выделяют:
- Базовый. Здесь разучивается как можно больше мелодий, чтобы составить впечатление о процессе. Они разбираются во всех ладах и тональностях, после чего осваиваются простейшие трехзвучные аккорды.
- Выбирается определенная тональность и музыкант использует ее в качестве аккомпанемента, наигрывая одной рукой, а другой — импровизируя. В итоге получается мелодия. Тональность имеет смысл менять в процессе игры – это позволяет освоиться с инструментом и увеличивает техничность композиции.
- Игра в пределах одного аккорда. Суть почти такая же, как и в предыдущем методе, ведущим для мелодии становится выбранный аккорд, его можно менять в зависимости от такта.
Важно понимать, что при любом методе импровизации основополагающим элементом мастерства музыканта становится практика и умение обращаться с музыкой, грамотно использовать ее по своему усмотрению
Резюме
Хороший импровизатор, как опытный водолаз, без паники работает и принимает решения в любой критической ситуации. Зацепился снаряжением за сеть — выверенным движение достаём нож, и устраняем зацеп. Так же и ты в диалоге, должен быть готов к любому повороту событий.
Пару слов о бредогенераторе. Очень распространен как оружие пикаперов, при соблазнении. Когда начинаешь нести чушь и пытаешься сам в это поверить, и склонить свой объект соблазнения к такой же точке зрения. Работает с малолетками, пьяными, и не далекими людьми. В общем словесный бред, можно очень с натяжкой считать начальным этапом в освоении ораторского искусства. И рекомендую на нем не задерживаться.
Импровизация в разговоре и в жизни, это не устный спам о чем угодно, а выдержанная линия повествования. Кстати, а ты знаешь, от куда пошло слово спам? Я не так давно узнал, и честно признаться, удивился. Напишите свое мнение, а я поделюсь своим.
В деловых кругах, не считается плохим тоном, сказать, что вы возьмёте паузу, перед ответом, что бы взвесить приемлемые варианты и выдать продуманное решение. Это так же нормально. Пользуйтесь такой уловкой и в повседневной жизни. Я пользуюсь. )
Если ты глубоко увлечешься развитием импровизации и ораторским мастерством, то очень рекомендую к прочтению. Автор очень хорошо и понятно пишет. Не буду хитрить, многие упражнения взяты от него, так как они реально работают. Красиво излагать свою мысль и быть приятным собеседником, не самое последнее оружие, которое можно применить в соблазнение. Поверь мне .
До скорых встреч, мой говорливый друг!
Первое — Верить! Второе — Пробовать! Третье — Хорошее Настроение!
Я искренне надеюсь, что мои советы и приемы позволят вам выявить у себя способность к импровизации,
развить этот навык или заметно повысить ваш уровень в этом искусстве, если вы уже им владеете. Вы готовы? Вперед!
Алексей Устинов,
создатель компании Вирартек
Радионженер, ученый, педагог, музыкант, звукорежиссер. Автор методических и научных публикаций.
Разработчик 1-го в СССР музыкального компьютера и 1-х обучающих музыкальных программ на базе ПК «Агат-7(9)» (аналог Apple II).
20 лет чтения курсов «Музыкальная информатика», «Музыкальная акустика» и «Звукорежиссура» в Новосибирской государственной консерватории.
Разработка алгоритмов музыкальных программ для Cakewalk (США), Jasmine Music Technology (США), PGMusic (Канада), PowerFX (Швеция).
2 музыкальных CD альбома изданных в Канаде, запись в Нью-Йорке музыки к индийскому фильму «Miss California».
Участник музыкальных и научных выставок и конференций в США, Германии, Южной Корее.
Возможно, вы хотели бы заняться импровизацией серьезно и получить максимум материалов
(видео-уроки, фонограммы, ноты и пр.). Ознакомьтесь с видео-курсом «Импровизировать
может каждый!». Судя по всему, этот продукт — лучшее пособие на русском языке
для желающих овладеть искусством джазовой импровизации.
В музыке
Многограннее импровизация представлена в музыке. Она считается древним типом музицирования, когда сочинение музыки (без нотной фиксации) происходит одновременно с ее исполнением. Великолепными музыкальными экспромтами славились Моцарт, Бетховен, Паганини, Шопен. Однако они были лишь одними из мастеров, освоивших этот прием. Что такое импровизация в музыке, знали уже в древности. Она господствовала в фольклоре европейских народов, сопровождала обрядовые игры и танцы.
Импровизация использовалась и на заре профессиональной музыки, когда запись еще была неполной, приблизительной. Тогда этот прием характеризовался канонизированным набором ритмико-мелодических элементов, благодаря варьированию которых и создавалась новая мелодия.
В эпоху Ренессанса импровизация бытовала в традициях виртуозных фантазий (свободных творческих композиций), использовалась на инструментальных концертах и в хоральных обработках органистов.
С зарождением кинематографа прием импровизации использовали в качестве сопровождения «немых» фильмов. Она не имела нотной фиксации, а ее ритм и мелодика зависели от сюжетов на экране. Так каждая эпоха находила новые грани, жанры, формы творческого произвольного выражения, которые образовали отдельное явление в искусстве – экспромт.
А что такое импровизация в современной музыке? Этот прием стал опорным принципом в авангарде, позже в неоавангарде (конец XX века). Подтверждают это вновь ставшие актуальными жанры фантазии и прелюдии. Импровизация широко используется современными композиторами. Она даже является отдельным предметом во многих музыкальных учреждениях.
Феномен и ноумен импровизации
При написании данной статьи мне все время хотелось использовать словосочетание «феномен импровизации». В попытке уточнить значение термина «феномен», я обнаружил статью из словаря терминов и понятий по обществознанию А.М. Лопухова, в которой содержались два следующих определения.
Феномен – это результат воздействия предмета на органы чувств, внешнее проявление какой-то вещи, ошибочно принимаемое за ее сущность.
Ноумен – это скрытая сущность предмета или явления, постигаемая в процессе его глубокого изучения, осмысления, умозрительного созерцания.
Из этих определения можно заключить, что перед слушателями, которые испытывают музыкальное воздействие на свои органы чувств, импровизация предстает феноменом. А для импровизаторов ноуменом, который они постигают в процессе теоретической, слуховой и технической подготовки. И здесь обнаруживается дихотомия, которая прослеживается на всем протяжении этой публикации. Теперь можно с уверенностью утверждать, что мифы об импровизации существуют для непосвященных, а посвященные знают, что к чему.
Ингмар Бергман, режиссёр театра и кино, сценарист, писатель
Ваши комментарии и отзывы помогут сделать этот сайт лучше.
Интуитивная
Анализируя исторический путь развития явления импровизации в искусстве, можно выделить две большие его формы: интуитивную и свободную. Размеремся сначала с первым понятием.
В 1968 году появилось понятие интуитивной музыки. Оно было введено немецким композитором К. Штокхаузеном. Он намеренно не употреблял слово «импровизация», так как прием этот подразумевает соблюдение определенных правил ритмической, стилевой организации. Однако определение все же закрепилось в искусстве позже.
Что такое импровизация интуитивная? Она подразумевает спонтанное звуковое воплощение какой-либо идеи, выраженной прежде словами, графикой или пластикой. В интуитивной музыке главным является медитационный аспект. Так, создаваемая мелодия приобретает духовно-эзотерическое понимание. То есть ее целью является влияние на тело и разум человека, установка тесной связи с определенными явлениями, идеями.
Яркими примерами интуитивной импровизации являются циклы К. Штокхаузена «Из семи дней» и «Из грядущих времен», медитационная музыка.
Глаголы к слову импровизация
Что может импровизация? Что можно сделать с импровизацией? Подбор подходящих глаголов на основе русского языка.
показаться
оказаться
вызвать
работать
окружать
закончиться
произвести
получаться
сочетаться
удаться
напоминать
властвовать
получать
происходить
развеселить
литься
выглядеть
получиться
привлекать
позволять
требовать
увлечь
продолжаться
сработать
проявляться
прерваться
прокатить
допускаться
заставлять
иссякнуть
предложить
вырасти
понравиться
приносить
длиться
изумить
сослужить
набирать
подойти
принести
удаваться
повредить
приветствоваться
иметь
начаться
возыметь
довести
Импровизация: разбор понятия
Перед пониманием термина импровизация нужно узнать происхождение и дословный перевод слова. Это понятие присутствует во многих языках Европы. Например, во Франции — improvisation, в Италии — improvvisazione. Латинский язык также не обошёл такой термин как импровизация стороной (improvisus). В переводе понятие можно охарактеризовать как неожиданный или внезапный.
Импровизация — это своеобразный творческий процесс искусства, выполняемый во время действия человека, который ведёт себя эксцентричность. Например, в процессе танца, представления или исполнения музыки человек что-то добавляет или изменяет в концепцию выступления. Точной информации о происхождения такого термина, как импровизация нет, но учёные исследователи считают, что его истоки уходят глубоко в народное творчество.
Значение термина в истории
Древняя история народов мира наполнена сказаниями, песнями, танцами и обрядами, придуманными старыми людьми на основе услышанных старых рассказов, сказов. Из фантазии, культуры, страхов и желаний были созданы множество историй, произведений и сказок.
Обряды, танцы и песни, люди придумывали для празднования и чествования своих богов. Импровизация в профессиональных кругах творчества сильнее всего развила поэзию, музыку и танцы. Поэтическая импровизация на заданную тему зачастую использовалась для конкурсов.
Общественное мнение
В обществе популярно мнение, что импровизация в отличие от хореографии лишена правил, техник и школой. Однако это мнение ошибочно. Правила выполнения такой техники, как импровизация находятся на другом творческом плане. Эта техника для медитации и релаксации.
Её вдумчивое и грамотное использование позволяет людям:
- понять потребности и желания своего тела;
- слышать скрытые подсознательные сигналы;
- чувствовать энергию, приводящую партнёра в движение;
- ощущать пространство и время порождающее новое чувство;
- и воплотить все полученные знания в творческую концепцию песни, танца, музыки.
В отличие от обычных танцоров классических жанров привыкших стоять у станка, импровизаторы проводят все время, на полу исследуя посыл и чувства тела, а также проявляют креативность
В начале XX века возросло важность музыки в техниках танцев. Это привело к созданию ещё одной разновидности импровизации, а именно спонтанное исполнение танца основанного на интуиции и музыке
Новое направление танцев породило создание множество школ подражающих друг другу.
Что ещё важно
Любой аудитории важна не только тема разговора, но и сам человек. Стань тем человеком, которого интересно и хочется слушать. Людям нравится узнавать про то, какая ты в жизни и какие-нибудь примеры из неё. Но не забывай, что всё это должно быть уместно.
«Человеку нужен человек» – это не просто фраза, а один из моментов хорошей импровизации. Даже если ты в процессе своей речи не можешь вспомнить ни одной хорошей шутки или ни одной аналогии, то ты всегда можешь вспомнить что-нибудь интересное про себя. Это поможет аудитории лучше тебя понять и прочувствовать. И уже после такой паузы, они лучше включаться в дальнейший диалог.
Но при этом самообразование всегда будет давать тебе фору в любом диалоге. Наверняка, ты не раз отмечала классных ораторов, которые так ловко жонглируют историческими фактами или историями из разных областей знаний. Поверь в себя, и ты так можешь!
Для этого необходимо чуть больше времени, чтобы изучить новое, но как же приятно потом вставить в диалоге какую-нибудь интересную историю.
Для чего она нужна
Давай рассуждать вместе, что нам дает выше названый навык. Учит непринужденно вести беседу? Учит. И это плюс. Когда ты не переживаешь о выступлениях при большом скопление людей — это здорово? Да! Плюсуем
Ведя сухой технический или презентационный монолог, заметив, что публика стухает, ведь классно уметь с ходу перестроиться, и рассказать байку из жизни, чтобы вернуть внимание аудитории. Уже 3 «за»
Пока не отошли от массовой работы с публикой, умение импровизировать помогает нам не «батанить» материал доклада на полную толщину книжки, а дает возможность, оперируя 10-30 ключевыми словами, довести до заказчика или потенциального клиента основную суть. Четыре. И пятое с шестым это то, что есть на поверхности всегда в жизни: легко отвечаем на любые вопросы и устраняем паузы-ступоры, когда от нас ждут нашего мнения.
Идем дальше.
Импровизация на сцене
Классическим примером импровизации на театральных подмостках можно назвать ситуацию, когда актер, забыв текст собственной роли или столкнувшись с непредвиденными обстоятельствами, вынужден продолжать представление сам по себе.
Иногда отступления актеров от роли в спектакле и небольшие импровизации с их стороны даже приветствуются. Корни театральной импровизации идут из глубокой древности, когда для хода спектакля задавался лишь общий вектор развития, а детали могли варьироваться в зависимости от решения неких «высших сил», при столкновении с таковыми актерам следовало целиком работать в импровизации.