Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
критика
Теория Кольберга нашла не только большое количество сторонников, но и значительное количество критиков. Запутывающую практику публикации Колберга с неуправляемым количеством публикаций обвиняют так же, как и предполагаемые противоречия между теорией и данными, полученными эмпирическим путем. Пересмотр теории (см. Уровень 4 1/2) также подвергался критике на том основании, что в случае несоответствия между теорией и эмпирическими данными были изменены либо методы оценки, либо изменения теории были внесены без их фундаментального сомнения. Аморалисты и сторонники принятия решений критикуют, что развитие людей на уровне 5 рассматривается как прогресс, поскольку они сомневаются в , которые считаются правильными на уровнях 5 и 6 . Сторонники этики добродетели считают, что морально зрелые личности характеризуются развитием определенных черт характера ( добродетелей ), а не, например, верой в ту или иную абстрактную теорию из ошибочной интеллектуальной истории ; по их мнению, моральная зрелость привычна, а не интеллектуальна. Поскольку теория Кольберга ограничивалась когнитивными аспектами, «когнитивный навес» его теории развития подвергся критике.
С феминистской точки зрения дифференцированная теория нравственного развития Кольберга подверглась критике за одностороннее одобрение западно-мужского подхода и определение его как обязательной нормы. Его исследования проводились исключительно с мужчинами; соответственно, его обвинили в использовании нерепрезентативных данных. Нередко оценка ответов испытуемых женского пола на моральные дилеммы по схеме Колберга показывает, что в среднем моральное суждение ниже, чем у участников мужского пола. Студентка Колберга Кэрол Гиллиган затем подчеркнула необходимость, помимо считающейся типичной мужской морали справедливости (англ. Voice of Justice ), женской заботы. Мораль (англ. Voice of care ) признает, что она проводится по формальным принципам справедливости, а не по качеству. от отношения ориентированных и чувства и социальное взаимодействие выходят на первый план.
Психолог Моника Келлер раскритиковала определение Колберг первых двух уровней: она обнаружила, что дети (здесь: девятилетние) оценивают действия как морально правильные или неправильные, независимо от того, награждаются они или наказываются. Им было плохо, когда они не могли сдержать обещание; это было связано с их эмпатическим ожиданием. Согласно исследованию Гертруды Наннер-Винклер (2005), дети в возрасте от 4 до 6 лет также знали и соблюдали моральный запрет воровства, основанный на нормах, а не на санкциях.
Другой аспект, который Кребс и Дентон (2005) считают критическим, — это низкая корреляция между моральными суждениями и действиями в моральном контексте. Они занимают позицию, согласно которой человек может выносить моральные суждения, которые можно отнести к разным уровням Колберга. По мнению авторов, уровень морального суждения зависит от мотивов и контекста. Этот прагматический подход подразумевает, что моральные суждения не преследуют исключительно цель создания справедливости, но в первую очередь служат для достижения собственных целей. Кроме того, утверждается, что моральные суждения часто выносятся только после того, как действие было предпринято для его оправдания. Они приходят к выводу, что справедливость интересует человека только до тех пор, пока этому человеку не причинен вред.
Доконвенциональный уровень
На доконвенциональном уровне человек судит о моральной допустимости действия по его прямым следствиям. Он фокусируется на внешних последствиях, потому что ещё не научился интериоризировать социальные нормы и общественное понимание хорошего и плохого.
Пример:
Мальчик ехал на велосипеде по дорожке, находящейся на краю обрыва. Он начал терять равновесие и другой мальчик толкнул его и повалил на землю, чтобы тот не свалился в пропасть. Человек с доконвенциональным уровнем морального развития скажет, что это был плохой поступок, ведь первому мальчику стало больно, да и вообще нельзя никого сталкивать с велосипеда.
Этот уровень свойственен детям, но в некоторых случаях он может встречаться и у взрослых. На нем поведение ребёнка обуславливается только на принципе выгоды и оценивается по дальнейшим последствиям.
Две стадии этого уровня:
Первая: Ребёнок ведёт себя послушно, чтобы избежать наказания. Он ещё не понимает «некрасиво», «стыдно» или «неприлично», но понимает «нельзя» и «стой». Иными словами, ребёнок не понимает, что хорошо, что плохо, но уже начинает понимать, что ему можно, а что нельзя. Поведение определяется запретами и наказаниями за их нарушение.
Вторая: Ребёнок ведёт себя послушно, чтобы получить награду. Он совершает правильные поступки, потому что что-то получает за это. И «правильными» он считает как раз те действия, за выполнения которых его вознаграждают. Нравственных суждений по-прежнему нет, существует только принцип личной выгоды.
Доконвенциональный уровень основан на эгоцентризме ребёнка. Образ действий диктуется родителями, их ограничениями и поощрениями.
Повторяющаяся дилемма заключенного
Повторяющаяся дилемма заключенного – это периодическое воспроизведение игры, при котором каждый игрок может «проучить» оппонента за предшествующее предательство. При таком повторении возникает необходимость в сотрудничестве. Доверие становиться актуальным. А соблазн предать «угасает» за счет страха перед наказанием.
Роберт Аксельрод, американский политолог и экономист, профессор политических наук и государственной политики в Мичиганском университете
Профессор политических наук Р. Аксельрод вычислил, что если множество раз воспроизвести игру с разными участниками, то «эгоисты» всегда оказывались в более плачевном положении, чем «альтруисты». Это открытие позволило предположить вероятность эволюции из эгоистической модели поведения в альтруистическую модель через естественный отбор.
Аксельрод также вычленил условия, позволяющие получить самый высокий выигрыш из возможных:
- доброта (не прибегать к предательству, если этого не сделает другой игрок);
- месть (необходимо совершать пропорциональный ответный ход для того, чтобы «эгоист» не воспользовался излишним оптимизмом оппонента);
- прощение (после мести надо вновь перейти на уровень сотрудничества);
- отсутствие зависти (не пытаться «переиграть» других участников).
3- Пост-условный уровень
Наконец, люди третьего уровня способны осознать, что каждый человек отделен от общества в целом, и поэтому они могут поддерживать свои собственные взгляды и этику, не разделяя их ни с кем другим.
Люди на этом уровне часто живут по своим принципам, которые обычно включают такие вещи, как свобода и справедливость.
На пятой стадии человек воспринимает мир как набор идей, мнений и ценностей, которые необходимо уважать, даже если они не разделяются. Поэтому законы считаются необходимыми для поддержания общественного порядка.
Напротив, на шестой стадии единственная действительная этика для человека — это его собственное логическое рассуждение, и поэтому есть только одна абсолютная истина. Следовательно, законы должны существовать только в том случае, если они помогают побуждать людей действовать в соответствии с этим универсальным моральным императивом.
ძებნა
‘;
var thisUrl = home_page_url;
for(var i=0, post; post = json.feed.entry; i++) {
var timestamp1 = post.published.$t.substring(0,19)+post.published.$t.substring(23,29);
timestamp = encodeURIComponent(timestamp1);
var title = post.title.$t;
if(title!=»){
if(itemCount==0 || (itemCount % pageCount ==(pageCount-1))){
if(thisUrl.indexOf(timestamp)!=-1 ){
thisNum = postNum;
}
if(title!=») postNum++;
htmlMap = ‘/search/label/’+thisLable+’?updated-max=’+timestamp+’&max-results=’+pageCount;
}
}
itemCount++;
}
for(var p =0;p=(thisNum-displayPageNum-1) && p’+ upPageWord +»+thisNum+»+ (p+1) +’ ‘+ downPageWord +’
Pages (‘+(postNum-1)+’)’+html;
if(thisNum’;
var pageArea = document.getElementsByName(«pageArea»);
var blogPager = document.getElementById(«blog-pager»);
if(postNum 0){
html =»;
}
if(blogPager){
blogPager.innerHTML = html;
}
}
Дилеммы Лоуренса Колберга
Колберг провел исследования, в процессе чего предлагает детям разные истории или дилеммы. Герои этих историй оказываются в ситуации нравственного выбора. Специфика ситуаций состоит в том, что они неоднозначны, и каждый вариант решения имеет как плюсы, так и минусы. Вот пример одной из дилемм:
Рассуждения детей исследователь подвергает тщательному анализу и обнаруживает, что эмоциональное развитие ребенка тесно связано с познавательными процессами (развитие памяти у взрослого). Чем больше ребенок узнает мир, тем быстрее преодолевается личный эгоцентризм и появляется возможность оценивать события с учетом мнения других людей.
Этапы нравственного развития
Уровень 1. Предварительно условная мораль
Дети от 4 до 10 лет находятся на этом уровне, который характеризуется действиями в соответствии с внешним контролем. Суждение основано исключительно на собственных потребностях и восприятии человека.
а) Ориентация на наказание и послушание
Правила соблюдаются, чтобы получить награду и избежать наказания, квалифицируя действие как хорошее или плохое в соответствии с физическими последствиями. Здесь не автономия, а гетерономия, то есть внешние причины определяют, что нужно делать, а что не делать..
Справедливо только послушание норме, избежание наказания и не причинение вреда людям или вещам..
б) наивный гедонизм
Это относится к цели и обмену, где ребенок все еще сосредоточен на материале. Добра и зла определяется на основе индивидуальных потребностей, которые удовлетворяют, признавая, что другие могут также иметь личные интересы и потребности. Фраза, которая представляет этот этап: «Я уважаю тебя, если ты меня уважаешь».
Правильнее всего поступать так, как если бы кто-то извлекал выгоду, действовать в соответствии со своими интересами, а другим делать то же самое..
Уровень 2. Обычная мораль
Это происходит в результате начала подросткового периода, стадии, в которой действует в соответствии с «социально принятым».
а) Ориентация на хорошего ребенка
Ожидания, отношения и соблюдение межличностных отношений. Эта стадия начинает проявляться в предподростковом или юношеском возрасте, стадии, когда ребенок начинает ставить себя на место другого и оценивать поступки так, как они помогают или одобрены другими.
Они преследуют свои личные интересы, но не причиняя вреда другим, ожидая большего от себя и от других.
Мы движимы тем, что хотим понравиться и быть любимыми другими, оправдывая ожидания людей. «Если ты сделаешь что-то для меня, я сделаю что-то для тебя» — это фраза, которая будет отражать этот этап.
Правильный поступок — жить в соответствии с тем, что другие ожидают от себя, заботиться о других, быть хорошим человеком и поддерживать отношения доверия, лояльности, уважения и благодарности..
б) Социальная забота и осведомленность
Общественный строй и совесть. Здесь люди верны законам, уважают авторитет и социальные нормы. Необходимо действовать справедливо для правильного функционирования институтов, чтобы избежать распада системы и выполнения обязательств.
Здесь начинается моральная автономия, где правила соблюдаются ответственным образом, но потому что они знают, что они предполагают общее благо, совершая себя лично. Законы должны соблюдаться за исключением случаев, когда они противоречат другим установленным социальным обязанностям.
Справедливо выполнять обязанности, ранее принятые перед группой. Кольберг считает, что большинство взрослых остаются на этом стадионе.
Уровень 3. Пост-общепринятая мораль
Перспектива превосходит общество, абстрактный подход и что выходит за рамки социальных норм. Немногие взрослые достигают этого уровня.
а) Ориентация общественного договора
Предыдущие права и общественный договор. Люди думают рационально, ценят волю большинства и социальное обеспечение. Законы, которые ущемляют права человека или достоинство, считаются несправедливыми, но послушание по-прежнему считается лучшим для общества.
Понятно, что все люди имеют право на жизнь и свободу, и что эти права выше социальных институтов.
Над общественным договором стоят такие ценности и права, как жизнь и свобода.
Справедливо осознавать разнообразие ценностей и мнений и уважать правила, обеспечивающие объективность социального контракта..
б) Мораль универсальных этических принципов
Человек различает добро и зло по своим критериям. Индивидуальное сознание включает абстрактные понятия, такие как справедливость, человеческое достоинство и равенство.
«Не делай с другим то, что я хочу для меня» — это фраза, которая будет определять этот этап. Мартин Лютер Кинг и Ганди являются примерами людей, которые достигли этого уровня нравственного развития, живут, чтобы достичь справедливости и бороться за равенство и человеческое достоинство.
Справедливо следовать универсальным этическим принципам, основанным на разуме. Этические принципы, по которым определяются конкретные законы и соглашения.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Связь обучения и развития личности
Обучение — это процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, опосредованного взрослым. К настоящему времени сложились три основные концепции обучения и развития: Э. Торндайка, Ж. Пиаже и Л. С. Выготского.
1. Э. Торндайк отождествляет процессы развития и обучения. Обучение — это процесс приобретения навыков, а навыки внутренне связаны с развитием психики.
2. Ж. Пиаже полагает, что обучение должно идти за развитием. Психическое развитие — прежде всего развитие интеллекта как перехода от одних стадий к другим. Сам интеллект — особый механизм адаптации ребенка к среде, в основе которого лежат ассимиляция и аккомодация. Их равновесие является целью развития интеллекта, которое имеет собственные внутренние закономерности. Именно им должно быть подчинено обучение.
3. Л. С. Выготский утверждал, что обучение ведет за собой развитие. Он подверг основательному критическому разбору широко известные в его время положения Ж. Пиаже, К. Коффки, У. Джеймса и рассматривал их как типичные для того времени решения проблемы обучения и развития, когда биологическое созревание психических функций дает возможность обучения новым способам действия. Суть точки зрения на связь обучения и развития Л. С. Выготского можно выразить так: «хорошо поставленное обучение идет впереди развития. Обучение строится не только на завершенных циклах, но прежде всего на тех психических функциях, которые еще не созрели и двигают вперед их формирование».
4 стр., 1589 слов
Лоуренс Кольберг
Кольберг (Kohlberg) Лоуренс (1927-1987) — американский психолог, автор
концепции морального развития. Биография. В 1958 году в Чикагском университете
защитил докторскую диссертацию по теме «Развитие образа моральных суждений и
выбора в 10-16 лет». С 1959 года — адъюнкт профессор Йельского университета. С
1962 года — руководитель кафедры психологии Чикагского университета. После
развитая тяжелого заболевания покончил жизнь самоубийством.
Исследования. Разработал онтогенетическую теорию морального развития и на ее
основе выделил ряд признаков диагностики стадии морального развития, обобщенных
в виде оценочной шкалы (Stageh and Sequence: The Cognitive Developmental
Approach to Sociflization // (Ed.) Goslin D. A. Handbook of Socialisation Theory
and Research. Chicago, 1969). В его исследованиях испытуемым предлагали оценить
сложные в плане морального выбора ситуации (можно ли красть, чтобы спасти жизнь
человека). При этом был выделен ряд уровней и ступеней морального развития.А.
Преконвенциональный уровень (гедонистический) включает следующие ступени: 0.
Моральная оценка находится в самом индивиде (хорошо то, что дает мне что-то). 1.
Штрафы и наказания. Ценность человеческой жизни меняется в зависимости от
ценности вещей и статуса или других признаков человека. На этой ступени
основанием для решения выступают конкретные предписания и запреты, которые не
имеют общего характера, а ситуативны и предназначены не для каждого. 2.
Инструментальные цели. Человеческая жизнь важна из-за того, что это фактор
удовлетворения потребностей других людей. Б. Конвенциональный уровень
(прагматический, ролевого конформизма) включает следующие ступени: 3.
Интерперсональные отношения. Ценность жизни человека определяйся чувствами
связанных с ним людей. Поступки оцениваются в соответствии с тем, нравятся ли
они кому-то и помогают ли ему. 4. Право и порядок. Человеческая жизнь
неприкосновенна в силу религиозных и моральных законов. Самое главное — быть в
согласии с авторитетом. Долг каждого заключается в том, чтобы поддерживать общий
порядок, а не удовлетворять свои потребности. В. Постконвенциональный уровень
(самодостаточность, автономия морали): 5. Социальный договор. Ценность
человеческой жизни определяется вкладом человека в общий прогресс человечества.
Особое значение придается общественным мероприятиям, призванным к выработке
правильных законов (конституция, выборы и т. д.). 6. Общие этические принципы.
Жизнь — это особая ценность, которая определяет движение человечества вперед. 7
Жизнь человека-элемент Космоса. Главная проблема состоит не в следовании
предписаниям, а в отыскании смысла жизни. Кроме того, Кольберг проводил
исследования становления половой идентичности. По его представлениям, у детей
отношение к себе как к мальчикам или как к девочкам формируется в результате
действия общей тенденции к формированию категорий (A cognitivedevelopmental
analysis of children»s sex-role concepts and attitudes // E. K. Maccobjr (Ed.)
The Development of Sex Differences. Stanford, Calif.: Stanford University Press,
1966). Критика. Основные возражения онтогенетическая теория морального развития
Кольберга вызвала в силу игнорирования факторов влияния социальной среды, а
также из-за игнорирования межполовых различий в экспериментах, в которых
участвовали прежде всего мальчики. В частности, в экспериментах К. Гиллиган было
показано, что ответы девочек в большей степени, чем ответы мальчиков,
ориентированы на заботу и сострадание и что их моральное развитие включает в
себя такие стадии, как самоозабоченность, самопожертвование, самоуважение.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. –
2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 256.
Сочинения:
Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to
Socialization// (Ed.) Gtiilin D. A. Handbook of Socialization Theory and
lie-earch. Chicago, 1969; From Is to Ought: how- to commit thtf naturalistic
failed and get away with it in the sitidy of moral development // (Ed.)
Mischell T. Cognitive Development and Epis- temology. N. Y. 1971.
Литература:
Пауэр Ф. К., Яшине Э., Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к
нравственному Воспитанию / Психологический журнал. 1992. 3. Т. 13; Годфруа Ж.
что такое психология: В 2 т. / Пер. с фр. М.: Мир, 1992. Т. 2; Л. Кольберг //
Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж.
Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Крэйг Г. Психология развития / Пер.
с англ. СПб.: Питер, 2000; Глейтман Г., Фридлум В. А., Райсбёрг Д. Основы
психологии, СПб.: Речь, 2001.
Влияние внутренней позиции личности на психическое развитие
Развитие личности определяется не только врожденными особенностями, не только социальными условиями, но и внутренней позицией — складывающимся уже у малого ребенка определенным отношением к миру людей, к миру вещей и к самому себе. Указанные предпосылки и условия психического развития глубинно взаимодействуют друг с другом, определяя внутреннюю позицию человека по отношению к себе самому и окружающим людям.
На первом этапе происходит стихийное, не направляемое самосознанием формирование личности. Это период подготовки рождения сознающей себя личности, когда у ребенка появляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий. Начало развития личности обусловлено следующими событиями в жизни ребенка. В первую очередь он выделяет себя как персону (это происходит на протяжении всего раннего и дошкольного возраста), как носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «Я» и определенный физический облик).
Психологически «Я-образ» формируется с эмоционального (положительного или отрицательного) отношения к людям и с изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. Очень скоро начинает проявляться притязание на признание. В то же время у ребенка формируется чувство половой принадлежности, что также определяет особенности развития личности. Далее у ребенка возникает ощущение себя во времени, у него появляется психологическое прошлое, настоящее и будущее, он по-новому начинает относиться к самому себе — для него открываетсяперспектива его собственного развития. Самосознание, возникшее на определенном этапе, представляет
собой ценностные ориентации, образующие систему личностных смыслов, которые составляют индивидуальное бытие личности. Структурные звенья самосознания наполняются знаками, возникшими в процессе исторически обусловленной реальности существования человека. Системы знаков культуры, к которой принадлежит человек, являются условием его развития и «движения» внутри этой системы. Каждый человек по-своему присваивает значения и смыслы культурных знаков. Именно эта индивидуализация значений и смыслов культурных знаков делает каждого человека неповторимым, уникальным индивидом.
Методика морального интервью
Человеку даётся некая моральная дилемма, и к ней задаются вопросы (правильных ответов, конечно же, нет, т.к. всё субъективно). Интервьюируемый должен проанализировать предложенную ему ситуацию и на основе своих моральных принципов и установок дать ответы на поставленные вопросы.
Ниже будут приведены две дилеммы. Давайте честные и развёрнутые ответы. Рассуждайте, спорьте с собой и делайте выводы о своём моральном сознании. Помните, что главная цель – лучше узнать себя и свои моральные ориентиры. Поэтому не торопитесь и вдумчиво работайте над решением дилемм.
1
Дилемма Хайнца
Женщина умирает от особой формы рака. Ей может помочь только одно лекарство, которое изготовляется на основе радия и стоит очень дорого. Причём фармацевт завысил цену и просит 4000 долларов, хотя потратил на радий всего 400.
Хайнц – муж этой больной женщины. Он обошёл всех знакомых, залез в долги и использовал все легальные способы, чтобы достать деньги. Но Хайнцу удалось собрать только 2000 долларов.
Он объяснил фармацевту, что его жена умирает, и попросил продать ему лекарство за 2000. Также он предложил заплатить остаток позже. Фармацевт отказал ему и не продал лекарство дешевле или с отсрочкой платежа.
Хайнц решил взломать аптеку, чтобы украсть необходимое лекарство.
Вопросы к дилемме:
Должен ли Хайнц украсть лекарство? Почему?
Украсть лекарство для Хайнца хорошо или плохо? Почему?
Обязан ли Хайнц украсть лекарство или у него нет такого обязательства? Почему?
Предположим, что Хайнц не любит свою жену. Должен ли он украсть лекарство в таком случае? Почему?
Допустим, что при смерти находится не жена Хайнца, а чужой для него человек. Должен ли он украсть лекарство? Почему?
Допустим, что при смерти не человек вообще, а любимое домашнее животное
Должен ли Хайнц пойти на кражу в таком случае? Почему?
Важно ли для людей делать всё возможное ради спасения другого человека? Почему?
Воровство не допускается законом. Но плохо ли это с точки зрения морали? Почему?
Дополнение к дилемме:
Хайнц сумел пробраться в аптеку и украсть лекарство. Он отдал его жене. На следующий день в газете появилось объявление, в котором написано, что аптеку ограбили.
Браун, офицер полиции, прочитал объявление и вспомнил, что видел ночью Хайнца, бегущего от аптеки. Он знал его ситуацию и сразу всё понял.
Должен ли Браун сообщить о том, что он видел? Почему? Если вы ответили, что не должен, то как тогда офицеру следует поступить?
2
Дилемма доктора Джефферсона
Женщина страдает очень тяжёлой неизлечимой формой рака. Жить ей осталось не более полугода – доктор знал об этом. Женщина испытывала ужасные боли и сильно мучилась, но была настолько слаба, что убить её могла совсем небольшая доза морфия.
Женщина часто бредила, но когда была в здравом уме, она просила Джефферсона дать ей смертельную дозу морфия, чтобы облегчить страдания. Доктор понимает, что это противозаконно, но планирует исполнить её просьбу.
Вопросы к дилемме:
- Должен ли доктор Джефферсон убить пациентку? Почему?
- Убийство из милосердия – это хорошо или плохо? Почему?
- Если бы пациентка находилась в таком же тяжёлом состоянии, но не высказывала подобных просьб, было бы морально допустимо для доктора принять самостоятельное решение об облегчении страданий через убийство? Почему?
Дополнение к дилемме:
Доктор Джефферсон всё-таки убил свою пациентку. Момент ввода морфия заметил доктор Роджерс. Он знал ситуацию и хотел остановить Джефферсона, но было уже поздно.
Должен ли доктор Роджерс совершить об убийстве (из милосердия и по просьбе самой пациентки), которое совершил доктор Джефферсон? Почему?
Вот такие две дилеммы. Поразмышляйте над ними – это поможет вам лучше узнать себя и даст почву для дальнейших размышлений.
Познавайте себя и развивайтесь!
Ранние года
Лоуренс Кольберг родился в Бронксвилле, штат Нью-Йорк, 25 октября 1927 года. Он был младшим из четырех братьев и сестер, а также сыном предпринимателя Альфреда Кольберга, еврея немецкого происхождения, и его второй жены Шарлотты Альбрехт, посвятившей себя миру химия. Однако, когда ему было всего четыре года, его родители расстались, формально развелись, когда ему было четырнадцать.
Первые несколько лет своей жизни Лоуренс и его братья и сестры жили под совместной опекой своих родителей, проводя с каждым из них по шесть месяцев. Однако в 1938 году эта совместная опека закончилась, и дети получили возможность выбирать, с кем они хотят жить до своей взрослой жизни. Два его старших брата остались с матерью, а два младших брата (включая Лоуренса) решили жить с отцом.
В подростковом возрасте Колберг учился в средней школе в Академии Филлипса в Массачусетсе. Этот центр считался «элитным». Позже он служил в торговом флоте в последние годы Второй мировой войны и некоторое время работал на корабле, который спасал еврейских беженцев в Румынии и доставил их в Палестину.
На этом этапе британское правительство захватило Кольберга, когда он переправлял еврейских беженцев, и заперло его в концентрационном лагере на Кипре. Однако юноше удалось сбежать с несколькими товарищами.После этого он оставался в Палестине на несколько лет, где решил ненасильственно выступить за права Израиля.
Наконец, в 1948 году ему наконец удалось вернуться в Соединенные Штаты, где он решил получить высшее образование.
2- Обычный уровень
Общепринятый уровень наиболее характерен для подростков и взрослых. Люди в нем судят, является ли действие моральным или нет, основываясь на ожиданиях и образе мышления общества. Это наиболее распространенный уровень среди людей в развитых странах.
На третьем этапе человек судит о нравственности поступка, основываясь на том, одобрено ли оно большинством общества или нет. Ваше намерение — быть воспринятым как «хорошее».
На четвертой стадии, с другой стороны, принятие социальных норм больше связано с сохранением упорядоченного и функционального общества, а не столько с внешним одобрением.
Сохранение актуальности
Работы Кольберга по стадиям нравственного развития использовались другими, работающими в этой области. Одним из примеров является тест на определение проблем ( DIT ), созданный в 1979 году Джеймсом Рестом , первоначально как карандашная альтернатива собеседованию на основе морального суждения. Находясь под сильным влиянием шестиступенчатой модели, она предприняла усилия по улучшению критериев достоверности с помощью количественного теста, шкалы Лайкерта , для оценки моральных дилемм, аналогичных дилеммам Кольберга. Он также использовал большую часть теории Кольберга, такую как идея «пост-конвенционального мышления». В 1999 году DIT был пересмотрен как DIT-2 ; тест по-прежнему используется во многих областях, где требуется моральное испытание, таких как богословие, политика и медицина.
Вклад Уильяма Дэймона в моральную теорию Кольберга
Американский психолог Уильям Дэймон разработал теорию, основанную на исследовании Колберга. Тем не менее, он имеет заслугу сосредоточения внимания и анализа поведенческих аспектов морального мышления, а не только идеи справедливости и правильности. Методология Деймона была экспериментальной, в ней использовались дети в возрасте от 3 до 9 лет, которые должны были делиться игрушками. В исследовании применялась методика совместного использования ресурсов для реализации измеряемой зависимой переменной: равенство или справедливость.
Результаты продемонстрировали очевидное сценическое представление праведного, справедливого поведения.
Согласно выводам Уильяма Дэймона, правосудие, воплощенное в действие, имеет 6 последовательных уровней:
Уровень 1 — ничто не останавливает эгоцентрическую тенденцию. Дети хотят все игрушки, не чувствуя необходимости оправдывать свои предпочтения. Критерием справедливости является абсолютное желание самого себя;
Уровень 2 — ребенок хочет почти все игрушки и обосновывает свой выбор произвольным или эгоцентрическим образом (например, «Я должен играть с ними, потому что у меня красное платье», «Они мои, потому что они мне нравятся!»);
Уровень 3 — появляется критерий равенства (например, «У всех должно быть одинаковое количество игрушек»);
Уровень 4 — появляется критерий заслуг (например, «Джонни должен брать больше, потому что он был таким хорошим мальчиком»);
Уровень 5 — необходимость рассматривается как наиболее важный критерий выбора (например, «Она должна взять больше всего, потому что она больна», «Дать больше Мэтту, потому что он беден»);
Уровень 6 — начинают возникать дилеммы: можно ли добиться справедливости, учитывая только один критерий? Следствием этого является сочетание критериев: равенство + заслуга, равенство + необходимость, необходимость + заслуга, равенство = необходимость + заслуга.
Последний уровень мини-теории Дэймона представляет собой интересное проявление в социальной среде логической когнитивной операционализации. Это допускает децентрацию и сочетание многих точек зрения в пользу аллоцентризма .
Теория нравственного развития Кольберга
В своей диссертации 1958 года, которая принесла ему докторскую степень по психологии, Кольберг впервые представил то, что сейчас известно как «стадии нравственного развития Кольберга». Это разные фазы, которые автор выделил и исследовал в формировании нравственного мышления у детей.
В то время большинство психологов считали, что мораль — это не что иное, как интернализация социально передаваемых норм, в основном от родителей к детям, через систему подкрепления и наказания.
Напротив, Кольберг утверждал, что этическое мышление развивается само по себе, так же, как и другие способности, такие как логика.
Основное влияние на этого автора в развитии его теории оказал Жан Пиаже, который начал изучать эту область два десятилетия назад, но так и не смог сформулировать полную теорию в этом отношении.
Виды дилемм
Основные виды рассматриваемых дилемм: моральная и этическая.
В психологии выделяется моральная дилемма, подразумевающая, что человек находится в ситуации обязательного выбора, при котором выбор любого из вариантов влечет нарушение моральных норм. То, как человек решает моральный выбор, дает исследователю представление о его личностных особенностях и способе мышления. А при массовом теоретическом разрешении моральных проблем можно дать прогностическую оценку поведения среднестатистического человека в определенной ситуации сложного морально-этического выбора.
Особое внимание к изучению понятия моральная проблема произошло в последние лет пятьдесят, и возникло из того, что построенные ранее этические концепции оказались неспособны к разрешению некоторых ситуаций. Разработки этических кодексов могут учитывать влияние поступков на общество в целом, но абсолютно бесполезны при столкновении с личными драмами, которыми зачастую и являются дилеммы
Классическими примерами, которые иллюстрируют моральную дилемму, является выбор Софи (когда нацисты предложили женщине выбрать между жизнью сына и жизнью дочери), толстяк в пещере (когда для освобождения выхода из пещеры и спасения всех членов группы, необходимо взорвать толстяка). Эти индивидуально-значимые темы и выборы невыносимо тяжелы для личности, и могут переживаться столь болезненно, что приводят индивида к выведению себя из сложившейся ситуации: в легком варианте выражаются в форме отказа от выбора, в самом критическом — в форме суицида.
Моральная дилемма отличается от этической тем, что моральная имеет индивидуальный характер и влияние, а этическая – это нормы, созданные для социальной общности и регулирующие его деятельность.
Этическая дилемма связана с культурными проявлениями, социальными устоями и политическими особенностями общества. Влияет на построение и выбор пути также религиозная и этническая направленность. С этическими дилеммами чаще всего сталкиваются люди помогающих профессий (медики, психологи, социально-ориентированные специальности), когда ставится под вопрос сохранение или разглашение информации, корректировка определенных действий. Обычно обойти все проблематичные ситуации пытаются при построении этических кодексов, в которых прописано максимальное количество вариантов при затруднительных ситуациях.