Что такое рациональность и рациональное мышление

Пути реализации принципов

На современном этапе многие страны реализуют политические программы и проекты в области применения рациональных методов использования природных ресурсов, которые касаются:

  • государственной политики по охране окружающего пространства,
  • принятия международных экологических норм, стандартов и законов,
  • устойчивого использования биологического и генетического разнообразия экосистемы,
  • фактов разрушительного воздействия на среду обитания живых организмов,
  • соблюдения принципов агроэкологии при эксплуатации плодородных земель,
  • рационального размещения промышленных предприятий и комплексов,
  • внедрения эффективных региональных и международных биосистем,
  • комплекса природоохранных мероприятий для каждого региона, страны и мирового пространства,
  • экологического мониторинга и прогнозирования последствий от хозяйственной деятельности на основе прогрессивных технологий,
  • ведения достоверной базы данных о текущем состоянии мировой экосистемы,
  • оценки продуктивности и восстановления запасов в мировых водах,
  • проблемы чистой питьевой воды,
  • содействия развивающимся странам в установлении экологического правового механизма.

Кроме того, в рамках отдельного государства, ведутся работы, направленные на разработку и внедрение региональных планов и мероприятий окружающей среды, а руководство и контроль деятельности в данной области должны осуществлять и государственные и общественные организации. Эти меры позволят:

  • обеспечить население экологически безопасной работой на производстве,
  • создать здоровую среду для жителей городов и сел,
  • уменьшить опасное воздействие от природных катаклизмов и катастроф,
  • сохранить экосистему в неблагополучных регионах,
  • внедрить современные технологии для обеспечения экологических норм,
  • регулировать акты природоохранного законодательства.

Основы рационального природопользования в видеоуроке.

Проблема рационального использования природных ресурсов гораздо шире и сложнее, чем может показаться, на первый взгляд. Нужно помнить, что в природе все тесно взаимосвязано и ни один ее компонент не может существовать изолированно друг от друга.

Ущерб, нанесенный в ходе вековой хозяйственной деятельности поправим лишь в том случае, если общество будет осознанно подходить к решению проблем по глобальной экологической ситуации. А это каждодневная работа для отдельной личности, государства и мирового сообщества.

Кроме того, прежде чем сохранять какой-либо биологический субъект, необходимо досконально изучить всю агробиологическую систему, овладеть знаниями и понять суть ее существования. И только познав природу и ее законы, человек сможет рационально пользоваться всеми ее благами и ресурсами, а также приумножить и сберечь для будущего поколения людей.

Рациональное мышление: что это такое

Основу рационального сознания составляют реальные факты для размышлений и логически обоснованные доводы для принятия решений. Они позволяют видеть вещи в истинном свете, объясняют непонятные явления и показывают кратчайший путь к поставленной цели.

Традиционно рациональный образ мысли связывается с точными науками, но и в повседневной жизни люди вынуждены пользоваться им, чтобы выстроить свою карьеру, накопить денег на крупную покупку, спланировать отпуск.

Рациональные личности:

  • здраво оценивают окружающую действительность;
  • ставят перед собой реальные цели;
  • адекватно реагируют на критику;
  • прислушиваются к окружающим;
  • подкрепляют свои выводы конкретными фактами;
  • отличаются расчетливостью и прагматизмом;
  • трезво оценивают возможности – свои и чужие.

Решимость мыслить рационально является позитивным моментом с точки зрения работы человека над своими недостатками.

Людям другого склада, не умеющим и не желающим строить планы на жизнь, порой сложно добиваться своих целей, так как они:

  • не думают о последствиях;
  • везде опаздывают;
  • не умеют предсказывать ход событий.

Руководствуясь рациональными мыслями, человек не совершает спонтанных и необдуманных действий, минимизирует риск неприятных неожиданностей. Именно такой спокойный взгляд на ситуацию позволяет человеку собраться в критический момент, когда вокруг кипят страсти и эмоции.

Познание — это больше чем наука или философия

Есть единственный раздел философии, под названием гносеология (дословно с гр. Gnosis и logos знание, учение), в котором широко рассматривается такое направление, которое называют познанием. Познание — это не просто изучение и получение знаний, а целая наука, а стремление человека к попытке понять и объяснить, самую мельчайшую деталь мироздания. Все предположения и догадки основываются на рациональном видении окружающего мира. Его устройство, понимание и осознание, даже, на духовном или ментальном уровне.

Совокупность информации путем познания мира человеком, стало фундаментом для развития цивилизации. Дальнейшее развитие человечества будет зависеть, только, от качества и глубины познания нашего мира.

Познание — это выявление всех закономерностей, которые происходят вокруг нас и внутри нас. Вся информация которую мы получаем при помощи любого органа чувств, систематизируется и запоминается. Главная задача этого процесса упростить существование человека на земле

Первые упоминания и основное значение

Впервые об этой теории упомянул когда-то Платон. Он высказал собственное субъективное суждение, что познание — это получение всех знаний об окружающем мире, а также всех его процессов и явлений.

Сегодня же понимание имеет более широкое определение. Считается что познание — это действия, приемы, а также методы, при помощи которых удается собирать всю истинную информацию о мире, где мы живем.

Познание включает в себя различные методы и мероприятия, позволяющие всецело получать и сохранять информацию обо всех возможных явлениях нашей планеты, солнечной системы, галактик и т.д.

познание — это процесс постоянного изучения, которое направлено на упрощение существования человека, путем систематизации полученной информации. Все новые знания и открытия постоянно обновляются

5 самых важных составляющих, на которых базируется изучение

Структурная составляющая, которая позволяет изучать окружающий мир и собирать всю возможную информацию, выглядит, таким образом. Здесь есть 5 главных компонентов, а именно:

  1. Субъект процесса — это то-лицо, которое предпринимает все возможные попытки для объемного получения информации. То есть человек, который интересуется чем-то с целью получения знаний или информации, является субъектом познания;
  2. Объект изучения и познания – это то, чем интересуется субъект. Его действия и попытки, что должны привести нас к пониманию чего-либо. Другими словами — это процесс познавательной деятельности;
  3. Мотивы познания — проще говоря, это обоснование и пояснение того, для чего мы проводим изучение и сбор данных. Мотивы могут рассматриваться как с практической, так и с теоретической точки зрения;
  • Практический мотив стимулирует субъекта постоянно получать, а потом изучать новые знания, чтобы потом их использовать в образовательных целях. Это необходимо для обучения новых поколений и развитию прогресса;
  • Теоретический мотив служит, по большей мере, для саморазвития и получения информации, уже изученной, другим субъектом, информации;
  1. Цель, что преследуется в процессе познавательного процесса — получение качественной, истинной информации об окружающем нас мире, а также понимание и объективное суждение устройства нашей реальности в любых её проявлениях;
  2. Результат деятельности — это и есть усвоенная и обоснованная информация о процессах, и явлений разного происхождения. Первая информация постигалась путем опытов и наблюдений. Например, если ребенок возьмет простой лист бумаги, и во время его любопытства и взаимодействия, приложив немного усилий, малыш разорвет этот лист на две части. Полученная информация, в таком случае, будет свидетельствовать о том, что бумагу очень просто разорвать. Таким образом, будет сформировано понимание того, что бумажные объекты можно без труда уничтожить, разорвав их на отдельные части.

Исходя из всего объема информации, мы получаем следующий вывод: познание — это обширная совокупность различных видов деятельности в одном определении.

Все виды деятельности направленные на познавание окружающего мира собраны в умах всего человечества. Передача из поколений в поколение происходит путем обучения, и находится в различных источниках передачи информации. Одним из первых источников массовой передачи знаний, являются печатные и рукописные записи. При их помощи человечество добилось огромного прогресса за последние 2000 лет

Как строится классификация философских направлений

Сложности: нужно учитывать будущие философские учения — наша классификация никогда не будет закончена.

В основе классификации философских учений лежит их подход к решению фундаментальных, всеобщих проблем.
Так как при развитии философии не только изучаются существующие проблемы, но и открываются новые, то такая классификация не может быть абсолютно полна и всеобъемлюща.
Иначе говоря, если поставить цель учитывать будущие философские учения, то наша классификация никогда не будет закончена.

Выделяем 3 основных критерия классификации:

  1. По способу соединения знания и мудрости.

а) Придерживающиеся сохранения действующей мудрости, пусть и в ущерб рациональному знанию — например, Ницше, восточные философы и т. д.
Истина ищется в интуиции и мистическом опыте.
Соединение знания и мудрости нужно только на пути к истине, и при её достижении философию можно отбросить.

б) Стремящиеся рационализировать всё, облечь мудрость в понятия — например, Декарт.
Истина ищется в понятиях и теории.

  1. По выбранным ценностям.
    Какие ценности мы выберем, так и будем мыслить.
    Это влияет на мировоззрение, определяет логику философских учений, влияет на наше отношение к миру.
    Например, в античной философии ценность — космос (а не человек!), для Декарта и Канта основная ценность — разум.

  2. По ответу на т. наз. «основной вопрос философии» — о выборе предельных оснований в сфере мышления в двух областях — бытии и познании:
    3.1. При обосновании бытия.
    Что первично — дух или материя?

а) Материализм: материя первична.
Пример: Маркс, Локк.

б) Идеализм: первичен дух, а не материя.
Вещь — это отпечаток духа, дух — организатор.

Идеализм субъективый: первичен дух, являющийся обобщением человеческого «Я».
Это не уникальное «я» каждого человека, это обобщённое «я».
Все мы разные, но спектр желаний и наклонностей одинаков, различия в степени.
Пример: Фихте.

в) Идеализм объективный: первичен мировой, надчеловеческий дух, цели и логика которого отличны от воли, желания, целей и логики отдельных индивидов.
За основу берутся нечеловеческие цели, человек — лишь инструмент.
Пример: Гегель, Платон, Аристотель.

3.2. При обосновании познания.
а) Эмпиризм: первичен опыт.
Основа познаний — эмпирический уровень, затем нужно упорядочить факты, наблюдения с помощью понятий.
Разум выводит теорию из эмпирических фактов; эмпиризм не отрицает рационального мышления.
Примеры: Локк, Юм, Беркли.

б) Рационализм: первичны разум и теория.
Основа познания — разум.
Факты, наблюдения, эксперименты вторичны.
Пример: Декарт.

Выделяют 2 типа рационализма:

  1. без эмпирических факторов. Мысленно созерцаем идеи, делаем выводы (платоновский).
  2. наука не может обойтись без чувственного опыта, но он организован разумом, который первичен. Опыт подчинятся разуму (Кант)

Примеры рационального мышления: особенности


Рациональность и иррациональность В зависимости от того, какое у человека преобладает мышление, будут определяться и поступки. Так, если мыли хаотичны, то и поступать человек будет также. Иррациональность, являющаяся противоположностью рационального мышления, способна породить панику, которая владеет всеми мыслями. Соответственно, человек уже подчиняется страху, а не имеющимся фактам.

К примеру, у человека хорошо поставлена речь, развита дикция, он отлично выглядит, умеет выступать на публике, но сильно боится подвернуть ногу на выходе. Хотя раньше у него такого не случалось, да и сама ситуация не предполагает ничего такого. Так вот, это и есть иррациональное мышление.

Как же получается так, что один добивается успеха, а другому постоянно сопутствует неудача, даже в самых мелких делах? Вы можете удивиться, но секрет кроется как раз в мышление.

Например, для бизнесмена важно мыслить рационально. Кроме того, не помогут в продвижении по карьерной лестнице хаотичные действия и страхи

Только при помощи четкого планирования, наблюдательности, можно пойти выше.

Когда человек способен сосредоточенно работать, оценивать проблему и заранее оценивать возможные риски, то его бизнес будет успешным и защищенным от многих случайностей. У них просто не будет шансов, потому что человек все заранее просчитал.

https://youtube.com/watch?v=PuWPY_w4s10

Стоит ли развивать рациональное мышление?

Можно сформулировать этот вопрос по-другому. Хотите ли вы быть успешным? Редкий человек ответит отрицательно. Здесь и кроется разгадка. Если вы хотите добиться чего-либо в жизни, развивать рациональное мышление необходимо.

Важно

Все финансово успешные проекты основаны на тщательном планировании.

Всем ли людям необходимо умение рационально думать? Будет ли успешен интуитивно мыслящий юрист? А финансист — паникер? Быть может, нелогично строящий лекции преподаватель? Или, не дай бог, врач, который назначает пациентам лекарства по гороскопу? Ответ вы уже поняли сами. Нет, эти люди успешными не будут и карьеры не построят.

Но так ли необходимо рациональное мышление слесарю, продавцу, горничной? Ведь их работа никак не связана со сложной логической и аналитической нагрузкой.

Рациональное мышление способно принести пользу в абсолютно любых ситуациях. Не только в работе, но и в сложных жизненных ситуациях, и в решении мелких бытовых проблем, и в отношениях. Рациональность способна помочь в принятии правильных решений и меньше делать ошибок.

Важно

Рациональное мышление необходимо во всех сферах жизни, в любых ситуациях. Оно убережет от неверных выводов и действий и поможет решить сложные вопросы.

Случается, что люди говорят о себе, что не умеют мыслить рационально. Это неправда, полностью иррационального мышления не существует. Но, возможно, такие слова — лишь маска, которой прикрывают нежелание просчитывать и планировать. Ни за что не отвечать — это так заманчиво!

Такая позиция выдает незрелость личности, «детское» мышление — инфантилизм. С людьми, которые так рассуждают, иногда бывает весело. Но их безответственность быстро утомляет, а бестолковость способна загнать в очень неприятные ситуации, в которые можете «за компанию» попасть и вы.

Вклад Канта

Сторонники идей Канта наверняка осведомлены о том, что этот философ начинал в качестве рационалиста. Позднее он трансформировал классическую идею познания мира через мысль и опыт в нечто единое — трансцендентальный идеализм. В его понимании определение природы объекта с помощью разума и опыта является взаимодополняющими понятиями, служащими единственной цели — поиску знаний. Он создал определение «вещь в себе», что означает некий объект, который невозможно определить и приписать ему характеристики. Более того, такой предмет не следует изучать. Он считал, что работа разума начинается тогда, когда мысль доходит до порога известного.

Принципы рационализма

Течение во многом формируется благодаря тем или иным краеугольным камням, заложенными его исследователями и основателями. Таким фундаментом в случае с рационализмом выступают его принципы:

  • Знание добывается разумом. Любая информация, навык должны постигаться умом человека. Фактически знание является продуктом исследования того или иного объекта мыслью индивида. Оно бесценно. Именно знание является главной ценностью сторонников рационализма.
  • Мир материален. Рационалисты верят, что весь окружающий мир материален и пригоден к познанию. Объекты, отдаленные от человечества, являются лишь вещами, скрытыми от мысли, но узнать их можно, воспользовавшись новым знанием. Таким образом цикл познания замыкается. Поэтому некоторые люди называют рационализм бесконечной гонкой за знанием ради самой информации, а не высшей цели.
  • Наука превыше всего. Все в этом мире может быть опознано и исследовано с помощью научного инструментария. Рационалисты ставят науку в качестве единственно возможного способа познать себя и мир.
  • «Духовное» не существует без материального. Под духовным в этом случае подразумевается, например, чувство прекрасного или хороший вкус. Они являются продуктом ментального восприятия человека, которое, в свою очередь, базируется на мыслительном процессе, разуме, материальном по своей природе.
  • Нравственность является продуктом материального, поскольку призвана воспретить и препятствовать нанесению урона объекту, способному породить мысль.

Рациональные люди нередко дисциплинированы и во многом полагаются на свой разум. Не стоит ждать от них поддержке в спиритизме или окультизме, сторонник этого течения просто не поймет говорящего. Впрочем, как уже упоминалось ранее, рационалисты открыты для нового знания.

Значение рациональности

Определение термина «рациональность» условно делится на несколько критериев.

  1. В основном значение рациональности определяется как совокупность мыслей и действий, сопоставление внутренней картины и реальных действий человека. Простыми словами, рациональность обозначает обдуманность будущих планов и поиск простейшего пути к достижению результата.
  2. Второе значение используется для определения мудрости выбора. Если решение принято правильно, то результат будет достигнут быстро и без лишних затрат денег, моральных или физических сил. Это называют рациональным решением. Если результат был, достигнут с большими потерями, то это называют иррациональным решением.

Фактически каждое определение в каком-то смысле правильно. Рациональное мышление — это обдуманность дальнейших действий или сам результат, который был получен благодаря выбору правильного решения проблемы.

Рациональное решение люди принимают постоянно и используют для этого несколько методик.

  1. Рациональное мышление принимается исходя из положения самого человека. К нему относятся экономические, эмоциональные, психологические и социальные факторы. Совокупность всех критериев человеческой жизни позволяет выбрать наилучшее решение проблемы.
  2. Во время принятия решение люди опираются и на негативные последствия. Оптимальный вариант, можно назвать рациональным.
  3. В тех случаях, когда положительные или негативные последствия не могут быть определены, используется простая теория вероятности. Человек при этом делает выбор в пользу варианта, где шансом добиться результата больше, чем отрицательных последствий.
  4. Ещё один метод, это резкий выбор решения, который основывается на опыте жизни. Если раньше уже приходилось решать подобную проблему, человек, скорее всего, выберет похожий вариант развития событий для себя.

В некоторых кругах реализацию ценностей или выбор называют «инструментальная рационализация».

В сфере психологии и философии часто встречают термин «эпистемологическая рационализация», которая обозначает выбор решения при использовании полученных знаний в течение жизни. Своего рода эпистемология определяет связь в сознании человека между образом мира и самим миром.

Рационализация в психологии: примеры

Пример №1

Таня хочет стать художником, она постоянно участвует в конкурсах рисунков. Но девушка довольно посредственно рисует. Тане жаль расставаться со своей иллюзией. Когда она проигрывает в конкурсах, она объясняет это тем, что судьи знают победителей лично. Или же художественные принадлежности были менее качественными, чем у конкурентов. К тому же Таню постоянно отвлекала младшая сестра во время рисования. С помощью рационализации Таня пытается пережить разрыв между собственными способностями и амбициями.

Пример №2

Семейная пара ходит по магазинам. Жена хочет купить красивое и дорогое платье, заплатить должен муж. Жена перемерила множество вариантов, но ни один из них не понравился мужу, в каждом он нашел какое-то несовершенство. То неудачный цвет, то некачественная ткань, то некрасивые пуговицы. Жена в результате остается без платья. Так происходит, потому что муж никогда не мог позволить себе потратить столько денег на одежду. И жене покупать такое платье он не хочет. Конечно, он себе в этом не признается, но его бессознательное, чтобы защитить психику, объясняет ему, почему каждый из вариантов неудачный. И причины кажутся ему объективными.

Пример №3

Юлия очень хотела большой новый дом вместо своей маленькой тесной квартиры. Она долгое время пыталась его приобрести, но финансовые возможности ей не позволяли. В итоге девушка начала убеждать себя, что уборка в большом доме занимает слишком много времени. Да и дорога до работы займёт слишком много времени, не говоря уже о цене за обслуживание такой недвижимости. А маленькая квартирка хоть и тесная, но к метро близко. Время в пробках не приходится терять.

Таким образом, Юлия помогает себе пережить то, что она не в состоянии купить такой дом. Проблема заключается в том, что она избегает самой проблемы. Если она осознает, что всё упирается в финансы, то сможет как-то разобраться с корнем проблемы. Например, сменить работу на более высокооплачиваемую, составить долгосрочный накопительный план или просто признаться себе, что такая покупка ей пока что не по карману.

Кем представляются рационалисты

Зачастую это люди, деятельность которых напрямую связана с мыслительным процессом. Характеристики рационального человека — это открытость мышления, пытливость ума, готовность постигать новое и страстное желание получать знания. Они скептически относятся к прописным истинам, навязанным обществом и подвергают сомнению любой факт, который не был доказан, например, математической теоремой, то есть способом, возможным к повторению.

Нередко рационализм просыпается в перфекционистах, поскольку и тех и других не устраивает определенный объект, вернее, его природа, в сложившейся картине мира. В попытке восстановить свой баланс они стремятся любой ценой придать характеристику предмету, что порой вызывает непонимание у людей более творческих, воспринимающих окружающее таким, какое оно есть, не задавая вопросов.

Рациональное и нерациональное природопользование

Рациональное природопользование — это непрерывное воздействие человека на окружающее пространство, где он умеет управлять взаимоотношениями с природой на основе ее сохранения и защиты от нежелательных последствий в процессе своей деятельности.

Признаки рационального природопользования:

  • Восстановление и воспроизводство ресурсов природы.
  • Сохранение земли, воды, животных и растительного мира.
  • Бережное извлечение полезных ископаемых и безвредная переработка.
  • Сохранение природной среды для жизни человека, животных и растений.
  • Поддержание экологического баланса природной системы.
  • Регулирование рождаемости и численности населения.

Рациональное природопользование подразумевает взаимодействие всей природной системы на основе поддержания законов экологии, рационализации в использовании, сохранении и приумножении имеющихся ресурсов. В основе сущности природопользования лежат первичные законы взаимного синтеза различных природных систем. Таким образом, под рациональным природопользованием понимают анализ биосистемы, ее бережная эксплуатация, охрана и воспроизводство с учётом не только текущих, но и будущих интересов развития отраслей экономики и сохранения здоровья людей.

Примерами рационального природопользования является:

  • высадка зеленых насаждений, строительство заповедников и парков,
  • переработка и использование отходов от заводов и фабрик,
  • возведение очистительных сооружений, использование технологий закрытого цикла водоснабжения на промышленных предприятиях,
  • поиск и разработка «чистых» видов топлива и энергии,
  • применение «зеленых» технологий и методов рационального природопользования,
  • охрана и рациональное использование земельных ресурсов, а также рекультивация земель в районах добычи угля и полезных ископаемых,
  • приумножение редких видов животных, птиц, насекомых, рыб и растений, внесённых в Красную книгу.
  • осушение болот в верховьях малых рек — рациональное решение для заболоченных зон.

Текущее положение природопользования показывает нерациональный подход, который приводит к разрушению экологического баланса и весьма тяжелому восстановлению от воздействия человека. Помимо этого, экстенсивная эксплуатация на базе старых технологий обусловила ситуацию, при которой окружающая среда находится в загрязнённом и угнетенном состоянии.

Признаки нерационального природопользования:

  • отсутствие системного подхода в разработке ресурсов,
  • пренебрежение сберегающими технологиями,
  • игнорирование методик по добыче полезных ископаемых,
  • увеличение отходов при производстве,
  • экстенсивное использование сельскохозяйственных и прочих земель,
  • нарушение экологических законов, норм и стандартов.

Существует довольно большое количество примеров нерационального природопользования, которое, к сожалению, превалирует в хозяйственной деятельности и характерно для интенсивного производства.

Примеры нерационального природопользования:

  • Подсечно-огневое земледелие, распашка склонов на возвышенностях, что приводит к образованию оврагов, эрозии почвы и уничтожению плодородного слоя земли (гумуса).
  • Изменение гидрологического режима.
  • Вырубка леса, уничтожение заповедных зон, избыточный выпас скота.
  • Сброс отходов и сточных вод в реки, озера, моря.
  • Загрязнение атмосферы химическими веществами.
  • Истребление ценных видов растений, животных и рыб.
  • Открытый способ добычи полезных ископаемых.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: