Виктория дмитриева: методика раннего развития марии монтессори. от 6 месяцев до 6 лет

Что такое вальдорфский детский сад

Дети идут в вальдорфский детский сад в 3 года и переходят из него в школу в возрасте 7 лет. Считается, что до 3 лет малыш осваивает прямохождение и речь, для чего ему нужна домашняя обстановка. После появления и закрепления в личности ребенка своего «Я» и освоения им основ сюжетно-ролевой игры он готов к детскому саду.

• В вальдорфском детском саду нет занятий по освоению базовых знаний о родном языке, начал математики и письма. Большая часть дня отводится на так называемые свободные занятия: дети, придя утром в сад, сами выбирают, чем будут заниматься, все рабочие материалы всегда находятся в свободном доступе.

• Рукоделие, изобразительное и прикладное искусство, пение, эвритмия (особые танцевальные движения под музыку или чтение стихов), театрализованные представления в духе народных традиций — неполный список занятий, которые мы бы назвали общеразвивающими, имея в виду, что существуют и узкодисциплинарные (начала счета, основы родного языка). Но таких здесь нет. Только творчество, творчество и творчество. Водить детей на дополнительные занятия вне стен вальдорфского садика не принято: это идет вразрез с самой идеологией штайнеровской педагогики, имеющей изрядное количество ограничений.

• Группы разновозрастные, младшие учатся у старших и у воспитателя, который исполняет роль скорее мамы, чем преподавателя: готовит, убирает, чинит детскую одежду, шьет игрушки, вяжет.

• Взрослый не сидит без дела, всегда чем-то занят — это служит примером для детей, которые растут с ясным пониманием того, что человек создан для творчества в любом его проявлении. Время от времени воспитатель присоединяется к играм детей, читает им сказки, часто в музыкальном сопровождении: за инструментом он сам или любой проявивший к этому интерес ребенок.

Классические игрушки: куклы, машинки, конструкторы и все остальное, заполонившее полки современных детских магазинов, — здесь отсутствуют. Вместо них используют:

1. самодельные куколки,

2. поделки из глины и дерева,

3. лоскутки материи,

4. вязаные салфетки,

5. шитые одеяльца.

Много здесь и природных материалов: камней, шишек, желудей, коряг — всего, что находится во время прогулки и очаровывает детей своей естественной природной красотой, будит фантазию и подталкивает к творчеству. А прогулкам на свежем воздухе в любую погоду с подвижными и ролевыми играми здесь отдают очевидное предпочтение. Телевизора и магнитофона в вальдорфском детском саду нет.

• Экологическое воспитание — одна из важнейших особенностей этой системы, поэтому дети ухаживают за садом и огородом, сажают деревья, выращивают злаки, травы и овощи, мастерят кормушки для птиц.

• Ручной труд не только инструмент развития мелкой моторики и овладения полезными навыками, но и философия жизни, поэтому, помимо садоводства, все дети учатся вырезать по дереву, шить, вязать, вышивать, лепить, работать на гончарном круге и ткацком станке — все это уже в рамках школьной программы.

• Участвуют дети и в хозяйственной жизни — в приготовлении еды, уборке помещений, наведении порядка после игры и совместной трапезы. Все это больше похоже на жизнь большой и сплоченной семьи, чем группы детского сада.

Итак, если свести все изложенное воедино, на каких принципах стоит вальдорфская педагогика?

История создания

Система Монтессори появилась на стыке 19-20 веков. Ее автором была итальянский врач и педагог Мария Монтессори.

Мария родилась в 1870 году. Девочка всегда хорошо училась и не готова была ограничиться традиционной для того времени женской карьерой. Сеньорита Монтессори стала первой в Италии женщиной, получившей квалификацию врача. На заре своей профессиональной деятельности Мария работала ассистентом в специализированной клинике для умственно отсталых детей. Именно там она начала применять педагогические принципы, которые впоследствии легли в основу системы Монтессори. Мария приносила заброшенным, одиноким детям «игрушки» – бусины, лоскутки, картонные коробки. Эти предметы пробуждали интерес юных пациентов, и дети буквально «оживали» на глазах. Большое влияние на Марию оказали труды Сегена и Итара, используя дидактические материалы именитых ученых на практике, она убеждалась в том, что детям нужна именно педагогическая, а не психологическая помощь.

В дальнейшем Мария возглавит Ортофренический институт, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе института она продолжит занятия с учениками, еще раз убедившись, что ее методы работают, а дети, обучающиеся по системе Монтессори, демонстрируют отличные результаты.

В 1907 году Марии предложат возглавить «Дом ребенка» – детский сад для здоровых детей, где она сможет в полной мере применить разработанные педагогические техники. Монтессори продолжит исследования и со временем откроет так называемые «сензитивные периоды» – отрезки жизни ребенка, когда он наиболее восприимчив к усвоению тех или иных знаний.

Методика Монтессори имела такой успех, что со временем «Дома ребенка» открылись в Милане, Женеве и Вене, а в швейцарском кантоне Тичино по новой системе начали работать все дошкольные учреждения.

В 1929 году Мария вместе с сыном организовала Международную Монтессори-Ассоциацию (Association Montessori International), в наши дни работающую в более чем в двадцати странах мира.

https://youtube.com/watch?v=dunL8SyZIU4

Игрушки по методике Монтессори

Если вы хотите подобрать несколько интересных игрушек по методике Монтессори, то предлагаем остановить свой выбор на нескольких универсальных позициях:

Деревянный сортер – в виде домика, машины, прямоугольной фигуры. Имеет множество отверстий и вкладышей из разноцветных фигурок различной формы. Развивает мелкую моторику, координацию движений, мышление.

Продуктовый набор — ассорти фруктов, овощей, импровизированный завтрак или обед. Наборы помогают организовать сюжетные и ролевые игры, способствуют развитию логики и воображения.

Рамки—вкладыши – заполнение рамок головоломок элементами разных форм, размеров и частей. Способствует концентрации внимания, усидчивости, тактильному восприятию.

Пазлы с геометрическими формами, буквами, цифрами – развивают пространственное восприятие, наблюдательность, координацию движений.

Бизиборд – многофункциональная деревянная доска, наполненная разнообразными элементами

Способствует развитию мелкой моторики, сенсорики, сообразительности.

Деревянные шнуровки – процесс шнурования развивает внимание, логику, мелкую моторику.

Игрушки

Вальдорфская педагогика

Рудольф Штайнер, родоначальник вальдорфской системы обучения, в начале XX века открыл в Германии школу для маленьких детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Основной задачей своей школы Штайнер видел гармоничное и ненасильственное творческое развитие личности на основе знаний об окружающем мире, обучение практическим навыкам и эстетическое воспитание. Педагогическая система Штайнера основана на концепции антропософии, но в современной реальности она выглядит как набор традиций и особенная домашняя атмосфера учреждения.

• Задача взрослого в педагогической системе Штайнера — помочь ребенку раскрыть заложенный в нем неограниченный творческий потенциал, а не внедрять в сознание воспитанника конечный набор знаний и компетенций, готовя его к взрослой жизни. Напротив, ребенку дается возможность максимально долго оставаться ребенком, наслаждаясь радостями детства. Детство — уникальная пора в цикле жизни, которой присущи свои особенности, ценности и задачи. Пропустить этот период, заполнив его попытками соответствовать требованиям социума, — значит предать саму идею детства.

• Поэтому в детских учреждениях вальдорфской системы ребенок помещен в центр внимания, он — главная ценность, растет и воспитывается в атмосфере непринуждения, свободного выбора рода деятельности в темпах, свойственных его темпераменту и типу личности. Единственная задача ребенка — развивать свой собственный мир, раскрываться и реализовываться через характерные для конкретного возраста ведущие виды деятельности. А для всего дошкольного периода им является игра — вначале предметная, позже сюжетно-ролевая.

• Не будет преувеличением сразу сказать, что вальдорфская педагогика отрицает интенсивное развитие в младенческом возрасте, выступая против ранней интеллектуализации детей, так как она, по мнению Штайнера и его последователей, мешает свободному формированию эмоциональной и духовной составляющих личности ребенка.

Почему же мы решили поговорить о вальдорфской педагогике?

Действительно, в школьных учреждениях вальдорфской системы интеллектуальным развитием детей (в том числе обучением чтению, счету, письму) не занимаются до 7 – 12-летнего возраста, чтобы усвоение абстрактных дисциплин не опережало установление эмоционального и духовного мира ребенка.

1. Обучение длится 11 лет, всю среднюю школу (8 лет) занятия ведет один педагог. Предпочтение отдается дисциплинам эстетического цикла (музыка, искусство, эвритмия) и практическим навыкам (садоводство, рукоделие). С первого класса ведется обучение двум языкам.

2. Изучение материала (а не дисциплин, как в традиционной школе) разбито на блоки, которые длятся в среднем около месяца, с полным погружением в тему, рассматриваемую по принципу междисциплинарности с целью формировать целостный взгляд ребенка на мир.

3. Подача материала строится таким образом, чтобы помочь ребенку не только воспринять его, но и пережить и уже на основе чувственного опыта выдвигать теории, делать умозаключения, формировать систему взглядов. Как пример — в начальных классах таблицу умножения можно усваивать под музыку, ритмичные хлопки или топанье ногами, а основы физики и инженерного дела в классах постарше могут даваться через проект строительства модели моста.

4. В школах проводится большое количество праздников, сопровождаемых театрализованными представлениями, к которым дети основательно готовятся: репетируют, шьют костюмы, изготавливают кукол и подарки родителям.

5. Пособий не существует, так же как и оценок, контрольных работ и экзаменов, а вместе с ними и состязательности в обучении. Руководство как учебным процессом, так и самим заведением осуществляется советом школы, состоящим из учителей, родителей и администратора, отвечающего за хозяйственную часть. Директора у учреждения нет.

Не будем углубляться в особенности школьной вальдорфской педагогики далее, общее представление вы уже получили, останемся в рамках нашего возраста. Что предлагает система Штайнера самым маленьким детям? На каких принципах строится воспитательный процесс?

Монтессори методика раннего развития. Правила зонирования

Поговорим о зонирование, котороепо методике Монтессори поможет сбалансировано развиваться Вашему малышу от 0 до 6 лет. Правило, которое работает для каждой зоны гласит что, все предметы, необходимые ребенку должны быть доступны ему самому.

Зоны в методике Монтессори для детей 

Вот 6 зон, которые вы сможете легко организовать у себя дома:

  • Зона повседневной жизни.Она включает в себя одежду, купальные принадлежности, обувь.
  • Зона языкового развития.Туда сложите все игрушки, связанные с развитием речи: кубики с буквами, книжки, развивающие карточки.
  • Зона творчества.К этому пространству относятся музыкальные инструменты, краски, карандаши, бумага и цветной картон — все те вещи, которые помогают ребенка воплощать в жизнь свои творческие задумки.
  • Зона естествознания.Здесь должны быть игрушки и предметы, помогающие ребенку узнать о многообразии животных и растений, форм и цветов и многие другие понятия о мире вокруг нас. Все, что нужно изучить в окружающем их мире.
  • Зона сенсорного развития.Развитие тактильных ощущений способствует развитию речи малыша. В этой зоне должны находиться различные материалы, способные показать малышу разные фактуры, формы и даже температуру.
  • Зона активности.Здесь хранятся атрибуты активных игр: мячи, скакалки, резиночки и другие спортивно-развлекательные принадлежности.

Организация пространства

Развивающая среда — важнейшая составляющая методики Марии Монтессори, без которой она просто не может работать. Рабочее пространство делится на несколько зон, что позволяет педагогам отлично организовать процесс обучения, сохраняя при этом порядок, а детям легко ориентироваться во множестве обучающих и развивающих материалов.

Практическая зона или зона реальной жизни прививает ребенку навыки ухода за собой и за окружающим пространством, учит поведению в социуме. Дети подметают пол, одевают и раздевают кукол, моют и нарезают овощи, ухаживают за растениями и животными, учатся вести себя тихо. Организуя эту зону, необходимо поместить в нее «Бизиборды», цветы и комнатные растения, лейки, скатерти, безопасные ножницы, совочки и.т.д.

Занятия в сенсорной зоне, как видно из названия, способствуют сенсорному развитию ребенка. Занимаясь в этой зоне, малыши развивают мелкую моторику

Материалы, которые используются в этой зоне, постепенно готовят к школе, развивают память и внимание. Сенсорная зона наполняется предметами, которые различаются формой, размером, весом и цветом

Это могут быть мячи различного диаметра, мешочки, геометрические тела, цветовые таблички, вкусовые баночки, коробочки с различными запахами и другие материалы, развивающие какой-то из органов чувств.

Математическая зона тесным образом связана с сенсорной. Работая с геометрическими телами, сравнивая и измеряя различные предметы, ребенок уже учится применять математические знания на практике. В математической зоне необходим числовой материал из бусин, таблицы математических действий, геометрический комод, счеты и.т.д.

Языковая зона предназначена для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса, обучения письму. Эта зона также связана с сенсорной, так как предметы сенсорной зоны способствуют развитию речи ребенка. В языковой зоне могут использоваться карточки с изображением различных предметов. Рамки для штрихования, азбука из шершавой бумаги, карточки букв и слогов, книги.

Космическая зона знакомит ребенка с окружающей действительностью. В этой зоне находятся различные материалы для изучения солнечной системы, континентов, природных зон и ландшафтов. Дети получают представление о времени и календаре, учатся классифицировать животных и растения, знакомятся со средой обитания. В этой зоне необходимый материал для проведения различных экспериментов, в ходе которых дети знакомятся с наукой. В космической зоне можно позаниматься с картами, ознакомиться с коллекцией минералов.

Монтессори методика: плюсы и минусы

Среди главных плюсов системы Монтессори стоит выделить:

  • С самого младшего возраста Монтессори дети учатся быть самостоятельными, приобретают полезные навыки самообслуживания;
  • Методика Монтессори учит проявлять уважение, заботу и терпение друг к другу;
  • Познание мира происходит через собственные открытия и закрепление знаний на практике;
  • Монтессори дети учатся принимать ответственные решения, привыкают к самодисциплине;
  • Качественное развитие моторики и сенсорного восприятия.

Описание

Недостатки системы Монтессори:

  • Обучение по методике Монтессори не предусматривает развитие творческих способностей;
  • Процесс обучения исключает контакт с обычными игрушками;
  • Обучение не предусматривает развитие многих личностных качеств;
  • Кардинальная разница с традиционным процессом обучения и как следствие, сложная адаптация в дальнейшем;
  • Полное отсутствие ограничений, которое значительно снижает темп и мотивацию ребенка;
  • Для качественного усвоения материала необходима полная система инструментов и материалов, отрывочные элементы малоэффективны.

Правила обучения и материалы для занятий

Интересно, что в роли игрушки по данной методике могут выступать самые обычные предметы: тазик, ситечко, салфетки, ложка, губка и пр. Наряду с ними, существуют и специально разработанные Монтессори-пособия: например, Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши, числовые станки, рамки с застёжками и пр.

Наряду с обычными предметами методика предполагает использование специальных пособий, разработанных Марией Монтессори

Занимаясь с дидактическим материалом, нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила:

Все пособия и игрушки расположены в открытом доступе

Но малыш должен усвоить, что их нельзя разбрасывать по комнате, а нужно обязательно класть на свои места.
Малыш всегда сам выбирает материал для занятия.
Взрослый должен рассказать крохе, что не стоит переключать внимание с одного пособия на другое: упражнение следует довести до конца.. Вообще, что касается домашнего воспитания по Монтессори, то любым родителям под силу сделать весь свой дом «развивающей средой»

Для этого, помимо приобретения соответствующих игрушек, нужно разрешать ребёнку участвовать в бытовой жизни семьи: делать посильную уборку, ухаживать за растениями, домашними питомцами, ремонтировать свои игрушки, заниматься рукоделием

Вообще, что касается домашнего воспитания по Монтессори, то любым родителям под силу сделать весь свой дом «развивающей средой». Для этого, помимо приобретения соответствующих игрушек, нужно разрешать ребёнку участвовать в бытовой жизни семьи: делать посильную уборку, ухаживать за растениями, домашними питомцами, ремонтировать свои игрушки, заниматься рукоделием.

Родителям (поклонникам системы Монтессори) под силу организовать у себя дома «развивающую среду» — позволять детям участвовать в уборке и прочей бытовой деятельности

Основные принципы педагогики Никитиных

• Как можно более раннее включение в работу всех систем организма, развитие основных (для Никитиных) функций и способностей — физических и интеллектуальных. Как можно более раннее — то есть с рождения.

• Максимально сбалансированное и разностороннее развитие: физические и интеллектуальные способности идут в связке, работа над первыми влечет за собой улучшение вторых, они взаимно обогащают друг друга.

• Насыщенная домашняя среда, естественным образом подпитывающая развитие (поскольку опережает его), обогащающая и разнообразящая сенсорный опыт ребенка. Для максимально разностороннего развития органов чувств и сенсорных способностей в доме должны быть и библиотека, и спортивный зал, и хотя бы небольшое и временное место для мастерской.

• Максимальная свобода творчества и самостоятельность детей в выборе занятий и игр. Никакого давления, как следствие — никаких перегрузок и стрессов у детей.

• Как можно более высокая планка физических и интеллектуальных достижений в их гармоничном сочетании.

• Максимальное развитие потенциала ребенка до школы и минимальное пребывание в стенах учебного учреждения и детского сада, которые, по мнению Никитиных, губят в ребенке творческое начало, убивают инициативу и стремление к научному поиску. Борис Никитин ввел понятие «НУВЭРС» — «необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей».

Список использованной литературы:

  1. Молчанова Татьяна. Наш первый месяц. Пошаговые инструкции по уходу за новорожденным. Москва: Издательство «Эскимо», 2010. — 192 с.
  2. Цареградская Жанна. Новорожденный. Уход и воспитание. Москва: Издательство «Рожана», 2006.
  3. Попова И. М. Большая книга для мам. Москва: Издательство «АСТ», 2018. — 256 с.
  4. Костина И. В., Бражко Ирина. Большая книга российской мамы. Москва: Издательство «АСТ», 2016. — 200 с.
  5. Комаровский Е. О. 365 советов на первый год жизни вашего ребенка. Москва: Издательство «Эскимо», 2018. — 480 с.
  6. Чеснова И. Е. Я буду лучшей мамой. Москва: Издательство «АСТ», 2017. — 304 с.

Методика Никитиных

Многодетная семья Бориса и Лены Никитиных и их система воспитания были в центре внимания в 70 – 80-х годах XX века. Именно в рамках семьи сложилась никитинская педагогика как система воспитания и интеллектуального развития ребенка. Хотя, по воспоминаниям детей Никитиных, никакой системы не существовало — был лишь небольшой набор принципов, основанных на здравом смысле, опыте поколений и педагогической практике.

Борис Никитин в свое время увлекался идеями Марии Монтессори и Макаренко и мечтал об открытии «трудовой школы», куда сразу после знакомства пригласил и Лену, свою будущую жену. Школа так и не была открыта в силу ряда причин, в том числе идеологических.

Чем же привлекла к себе внимание эта семья?

Сравнение с другими методиками

Ранее развитие ребенка может обеспечивать множество методик, и каждая по-своему полезна. Отличаются они материалами, местом и ролью взрослого. Рассмотрим самые популярные методики:

Методика Отличия
Зайцева Методика Зайцева, по сути, является игрой. Система Монтессори не имеет прямой игровой составляющей. Это специальным образом организованная жизнь ребенка и взрослых, которые его окружают.
Глена Домана Методика Глена Домана предусматривает обучение, используя карточки. Она не влияет на осязание ребенка, хотя оно – ведущий источник восприятия ребенка до пяти лет.
Никитиных В методике Никитиных родители также не воспринимаются как кто-то главный. Здесь они – это старшие товарищи. Но Никитины предусматривают закалывание малыша, тогда как Монтессори не затрагивает физическое развитие настолько активно.
Сессиль Лупан Предусматривает, что за первый год жизни нужно выучить как можно больше. Монтессори говорит о дозированной подаче материала, но процесс освоения чего-то нового беспрерывный.

Родители могут сами выбрать, какая методика ближе им и больше подходит крохе. Монтессори разработала действительно уникальный сценарий для развития детей, но он не единственный. Возможно, некоторые идеи из других методик могут подойти для воспитания лучше.

Игры по методике Монтессори

  • Игры по методике Монтессори направлены на развитие тактильных ощущений, на развитие обоняния, развитие музыкального слуха и сенсорного опыта.
  • Дети сортируют предметы, изучают звуки музыкальных инструментов, учатся различать запахи, формы, цвета и многое другое.
  • В домашних условиях можно легко организовать простые игры Монтессори.

Отыщи невидимый предмет

  • Из подручных материалов понадобится большая прозрачная емкость, маленькие игрушки и несколько видов крупы.
  • Заполняем бассейн крупами.
  • Внутрь помещаем несколько игрушек.
  • Предложите малышу отыскать конкретный предмет.
  • Покажите, как это сделать.
  • Повысить интерес можно парными предметами. К примеру, два одинаковых кубика – если отыскали первый, то нужно найти ему пару.

Подбери крышечку

  • Игра на развитие логики и мелкой моторики. Приготовьте несколько разнообразных емкостей с крышками. Пластмассовые бутылки, пузырьки, баночки с закрутками.
  • Предложите малышу подобрать емкости к бутылочкам. Покажите пример, как правильно одевать крышку на банку.
  • Даже если у ребенка не получается с первого раза, не спешите ему помогать.

Угадай символ

  • Из плотной бумаги или картона нарежьте несколько одинаковых прямоугольных карточек. Нарисуйте на каждой карточке цифру или букву. Повторите контур клеем и сверху посыпьте песком.
  • После высыхания струсите лишние песчинки. Попросите ребенка закрыть глаза или завяжите их платком. Положите перед ним карточку.
  • Предложите на ощупь угадать какая цифра или буква изображена на карточке. Покажите, как правильно проводить пальцем по контуру.

Игры

Самостоятельность

Помимо свободы, Монтессори делает большой акцент на самостоятельности и призывает дать детям возможность делать самостоятельно все то, что им по силам:

Когда ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождаются, что дает ему не только автономию от родителей и взрослых, но и возможность самостоятельного познания мира.

Развивающая Монтессори-среда, в том числе направлена на развитие самостоятельности через действия:

  • По самообслуживанию (например, одеться, покушать или принести себе воду для рисования);
  • Личную гигиену и туалет;
  • Поддержание чистоты и порядка и т.д.

Весь Монтессори-материал («игрушки Монтессори») предназначен для самостоятельного использования.

Распорядок дня детей по методике Марии Монтессори

Распорядок дня по Монтессори:

7:30 — помогаем малышу проснуться, проводим гигиенические процедуры. Вместе с ребенком подбираем ему гардероб, застилаем постель. Главное условие – никакой спешки.

8:00 – мама готовит завтрак, дети помогают накрывать на стол. После еды дети принимают участие уборке со стола, мытье посуды, перемещении продуктов в холодильник. Мама и ребенок совместно организовывают перекус, подготавливают фрукты, печенье.

9:30 – взаимодействие мамы и ребенка с помощью простых игр, спортивной зарядки, интересной беседы.

9:30-10:30 – самостоятельное обучение в Монтессори среде. Материал для занятий побирается согласно возрасту и определенной тематике. Игры завершаются совместной уборкой игрушек.

11:00 — второй этап взаимодействия мамы и ребенка, совместные игры, чтение книг, заучивание стишков. Общение заканчивается минуткой тишины и уборкой игрушек.

11:30-12:30 – мама собирается с малышом на прогулку или на детскую площадку. Предоставляет ребенку возможность выбрать одежду. Погодные условия не должны становится препятствием для прогулки.

12:30-14:00 – переодевание и туалет после улицы. Совместная подготовка продуктов для обеда. Готовка блюд. Самостоятельное употребление пищи. Для ребёнка сервируется отдельный стол с посудой и приборами. Уборка со стола.

14:00 – 16:00 – чтение книжки перед сном и дневной отдых. При необходимости сон заменяется спокойными играми.

16:00 – 17:00 – занятия творчеством, спортом, музыкой. Творчество подразумевает не только детские занятия, но и помощь маме в хозяйстве. К примеру, пересаживание цветов, сортировка вещей. Несколько раз в неделю проводятся спортивные занятия и, по желанию, обучение игре на музыкальных инструментах.

17:00 – вечерняя прогулка на детской площадке, поход в магазин, в гости и т. д.

18:30 — ужин и времяпровождение в семейном кругу.

21:00 – гигиенические процедуры

Важно, чтобы ребенок самостоятельно выполнял элементарные действия – чистил зубы, мыл руки. Дети самостоятельно переодеваются в пижамы и готовятся ко сну.

История появления

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей XIX века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!  

Поэтому Мария начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержкой развития. Но, убедившись в успехе своей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. 

Из каких частей состоит система методики Монтессори?

  1. Зона повседневных бытовых навыков.
  • Пространство, укомплектованное предметами обихода, с помощью которых осуществляются ежедневные действия. Ребенок учится простым бытовым занятиям – мытье посуды, уборка, готовка еды.
  • Навыки формируются с помощью контакта с водой, сыпучими материалами, мелкими предметами.
  1. Зона развития органов чувств.
  • Территория, укомплектованная сенсорными развивающими материалами. Предметы помогают изучить вкус и аромат, сортировать цвета и формы.
  • Предметы разных размеров формируют такие понятие как вес, объем, величина. К примеру, кубики или башни собирательной конструкции.

Кубики

  1. Математическая зона.
  • Пространство этой территории наполнено предметами, предназначенными для знакомства с арифметическим рядом.
  • С помощью счетных палочек, бусинок, карточек дети учатся складывать, вычитать, совершать простые вычисления.
  1. Зона для развития речи.
  • Территория предназначена для знакомства с основами письма и чтения.
  • Закладываются фундаментальные навыки общения со сверстниками и взрослыми.
  • Дети нарабатывают поведенческие навыки, учатся правильно выражать свои мысли и чувства.

Знакомство с чтением

  1. Зона космическая.
  • Игровые материалы дают детям начальные знания об окружающем мире, природе, о человеке и космосе.
  • Происходит знакомство с астрономией, биологией, физикой, химией, географией и т. д. Формируется картинка целостности мира.

Преподавание английского языка в свете методики Монтессори

  • Курсы английского для дошкольников хорошо тренируют память, развивают навыки коммуникации, расширяют кругозор ребенка. Преподавание английского в свете методики Монтессори поможет привить любовь к изучению иностранных языков.
  • Вместо сложных и скучных упражнений дети изучают английский по Монтессори с помощью лепки, аппликаций, рисунков. Изучение новых слов происходит по наглядным предметам в окружающей среде. Визуальная память улучшает запоминание новых иностранных слов.
  • В процессе обучения дети вовлекаются в игры, которые переключают их на новую языковую среду. Методика Монтессори позволяет сменить привычные упражнения увлекательной интересной работой.

Комплексно

Что такое метод Монтессори и почему он важен в образовании

Метод Монтессори — педагогическая система, предложенная итальянским врачом и учёным Марией Монтессори в начале ХХ века. Она предполагает создание среды, в которой ребёнок самостоятельно формирует различные навыки, проявляет свои способности и приобретает необходимые ему знания на собственном опыте.

Систему Монтессори уже сотню лет используют в детских садах и школах — таких организаций в мире насчитываются тысячи. Выпускников этих учебных заведений Wall Street Journal ещё в 2014 году шутливо окрестил «монтессори-мафией» и недаром: в их числе основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, создатель Amazon Джефф Безос, разработчик видеоигр Уилл Райт и другие инноваторы современности. Все они так или иначе связывали свой успех с монтессори-образованием.

Хотя обычно метод применяют в раннем развитии и обучении младших школьников, он воплощает в себе концепцию Lifelong Learning. Он не ограничивается определённым возрастным периодом, а представляет собой цельный взгляд на развитие человека от рождения до старости — с единой философией и последовательным переходом от одной ступени образования к другой. Ведь человек учится на протяжении всей своей жизни, с этой точки зрения усилия младенца по удержанию первой игрушки так же важны и ценны, как и обучение первоклассника письму, подростка — решению уравнений, человека зрелого возраста — пользованию новым оборудованием на рабочем месте. Поэтому принципы монтессори-педагогики можно смело использовать в образовании взрослых.


Мария Монтессори, 1950 год. Фото: Wikimedia Commons

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: