Виды психодиагностических методов

Классификации видов психодиагностических методик

В настоящее время существует множество различных классификаций психодиагностических методик по разным основаниям. Примеры:

Классификации методов по Й.Шванцаре. Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

  1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.);
  2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
  3. тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов;
  4. по психической активности испытуемых:
    • интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
    • экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
    • проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
    • исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову:

  1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;
  2. по назначению:
    • общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);
    • тесты профессиональной пригодности;
    • тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
    • тесты достижений;
  3. по материалу, которым оперирует испытуемый:
    • бланковые;
    • предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера);
    • аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
  4. по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
  5. по форме ответа: устные и письменные;
  6. по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
  7. по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
  8. По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
  9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
  10. по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
  11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину:

  1. по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:
    • объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);
    • стандартизованные самоотчеты (тесты-опросники, шкальные техники и др.);
    • проективные техники;
    • диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);
  2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата (тесты, опросники, шкалы), вторые – большой степенью вовлеченности (беседы, интервью и др.). Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора, самой диагностической процедурой.

См.также: Методы психологических исследований

↑яБЪГХ ОЯХУНДХЮЦМНЯРХЙХ Я ДПСЦХЛХ МЮСЙЮЛХ Х БХДЮЛХ ОПЮЙРХВЕЯЙНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ ОЯХУНКНЦЮ

оН КХМХХ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙНИ МЮСЙХ ОЯХУНДХЮЦМНЯРХЙЮ (од) РЕЯМН ЯБЪГЮМЮ Я ДХТТЕПЕМЖХЮКЭМНИ ОЯХУНКНЦХЕИ – РЕНПХЕИ ЛЕФХМДХБХДСЮКЭМШУ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙХУ ПЮГКХВХИ – ПЮГКХВХИ ЛЕФДС КЧДЭЛХ Б ХУ ОЯХУХВЕЯЙХУ ЯБНИЯРБЮ (ЯОНЯНАМНЯРЪУ, ВЕПРЮУ, ЯНЯРНЪМХЪУ, ЛНРХБЮЖХХ Х Р.О.). щРХ ЯБЪГХ МНЯЪР ДБНЪЙХИ УЮПЮЙРЕП: Ю) МЕЙНРНПШЕ од-ЛЕРНДШ ОНКСВЮЧР ЯЛШЯК Х НАНЯМНБЮМХЕ РНКЭЙН Б ПЮЛЙЮУ НОПЕДЕКЕММШЕ ДХТТЕПЕМЖХЮКЭМН-ОЯХУНКНЦХВЕЯЙХУ РЕНПХИ (ЙНМЖЕОЖХИ) Х ХУ ПЕГСКЭРЮРШ МЕ ЛНЦСР АШРЭ ОПНХМРЕПОПЕРХПНБЮМШ БМЕ ОНМХЛЮМХЪ ЩРХУ РЕНПХИ; А) НДМЮЙН, МЕЙНРНПШЕ ДХТТЕПЕМЖХЮКЭМН-ОЯХУНКНЦХВЕЯЙХЕ ЙНМЖЕОЖХХ НЙЮГШБЮКХЯЭ МЕ ОЕПБХВМШЛХ, Ю БРНПХВМШЛХ ОН НРМНЬЕМХЧ Й НОПЕДЕКЕММШЛ од-ЛЕРНДХЙЮЛ – НМХ БНГМХЙЮКХ МЮ НЯМНБЕ ЮМЮКХГЮ ПЕГСКЭРЮРНБ, ОНКСВЕММШУ ОН ЛЕРНДХЙЮЛ, ЯНГДЮММШЛ ЕЫЕ ДН БЯЪЙХУ РЕНПХИ — ОПНЯРН ОСРЕЛ ЛМНЦНВХЯКЕММШУ НАЯКЕДНБЮМХИ ЯЮЛШУ ПЮГМШУ КЧДЕИ. бРНПНИ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙНИ МЮСЙНИ, ЙНРНПЮЪ РЕЯРН ЯБЪГЮМЮ Я од, ЪБКЪЕРЯЪ ОЯХУНЛЕРПХЙЮ – ЛЮРЕЛЮРХГХПНБЮММЮЪ РЕНПХЪ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙХУ ХГЛЕПЕМХИ. мН Б НРКХВХЕ НР НАЫЕИ ОЯХУНЛЕРПХЙХ, ЙНРНПЮЪ ЯРПНХР ЙНКХВЕЯРБЕММШЕ ЛНДЕКХ Х ГЮБХЯХЛНЯРХ ДКЪ НАЫХУ ОЯХУХВЕЯЙХУ ГЮЙНМНЛЕПМНЯРЕИ, УЮПЮЙРЕПМШУ ОПЮЙРХВЕЯЙХ ДКЪ БЯЕУ КЧДЕИ (МЮОПХЛЕП, ОЯХУНТХГХВЕЯЙЮЪ ЙПХБЮЪ ГЮБХЯХЛНЯРХ ХМРЕМЯХБМНЯРХ НЫСЫЕМХЪ НР ЯХКШ НОПЕДЕКЕММНЦН ЯРХЛСКЭМНЦН БНГДЕИЯРБХЪ), Б од ХЯОНКЭГСЕРЯЪ НЯНАЮЪ ДХТТЕПЕМЖХЮКЭМЮЪ ОЯХУНЛЕРПХЙЮ – ЙНКХВЕЯРБЕММШЕ ЛНДЕКХ, НОХЯШБЮЧЫХЕ ПЮГКХВХЪ ЛЕФДС КЧДЭЛХ.

оН КХМХХ ХЯОНКЭГСЕЛНЦН Б од ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙНЦН ЮООЮПЮРЮ од РЕЯМН ЯБЪГЮМЮ Я НАЫЕМЮСВМНИ РЕНПХЕИ ХГЛЕПЕМХЪ (Я ЛЕРПНКНЦХЕИ), ЛЕРНДЮЛХ Х ЮКЦНПХРЛЮЛХ ПЮЯОНГМЮБЮМХЪ НАПЮГНБ (НРПЮЯКЭЧ ЙХАЕПМЕРХЙХ) Х НАЫЕИ РЕНПХЕИ РЕЯРНБ (РЕЯРНКНЦХЕИ). оН ЩРНИ КХМХХ ЕЯРЭ НОПЕДЕКЕММЮЪ ПНДЯРБН ЛЕФДС ОЯХУНДХЮЦМНЯРХВЕЯЙХЛХ РЕЯРЮЛХ Х РЕЯРЮЛХ, ЙНРНПШЕ ХЯОНКЭГСЧРЯЪ МЕ РНКЭЙН Б ОЕДЮЦНЦХЙЕ ХКХ ЛЕДХЖХМЕ (РЮЛ РНФЕ РЕЯРХПСЧР ВЕКНБЕЙЮ, МН МЕ ОЯХУХВЕЯЙХЕ ЕЦН ЯБНИЯРБЮ, Ю ДПСЦХЕ ЯБНИЯРБЮ), МН  Х Б НАКЮЯРХ РЕУМХЙХ (ЦДЕ РЕЯРХПСЧР ХЯОПЮБМНЯРЭ НОПЕДЕКЕММШУ РЕУМХВЕЯЙХУ СЯРПНИЯРБ Х ОПНЦПЮЛЛМШУ ЯПЕДЯРБ).

оН КХМХХ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙНИ ОПЮЙРХЙХ ОЯХУНДХЮЦМНЯРХЙЮ РЕЯМН ЯБЪГЮМЮ Я ПЮГКХВМШЛХ БХДЮЛХ ОПЮЙРХВЕЯЙНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ ОЯХУНКНЦЮ, РЮЙ ЙЮЙ ЪБКЪЕРЯЪ ХМТНПЛЮЖХНММНИ НЯМНБНИ ДКЪ ОПНБЕДЕМХЪ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙНЦН ЙНМЯСКЭРХПНБЮМХЪ (ВРНАШ ДЮРЭ ЙКХЕМРС ОНКЕГМШИ ЯНБЕР, МЮДН ГМЮРЭ ЕЦН ОЯХУНКНЦХВЕЯЙХЕ НЯНАЕММНЯРХ), НЙЮГЮМХЪ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙНИ ОНЛНЫХ (ОЯХУНРЕПЮОХХ), ДКЪ ОПНБЕДЕМХЪ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙНЦН РПЕМХМЦЮ (ЕЫЕ ДН РПЕМХМЦЮ МЕНАУНДХЛН БШЪЯМХРЭ, МЕ МЮМЕЯЕР КХ ДЮММНЛС ВЕКНБЕЙС БПЕД ДЮММШИ БХД РПЕМХМЦЮ), ДКЪ БШДБХФЕМХЪ Х БМЕДПЕМХЪ НОПЕДЕКЕММНЦН ХМФЕМЕПМН-ОЯХУНКНЦХВЕЯЙНЦН ОПНЕЙРЮ (Б НАКЮЯРХ ЯХЯРЕЛ «ВЕКНБЕЙ-ЛЮЬХМЮ»),  ХКХ ОПНЕЙРЮ Б НАКЮЯРХ НПЦЮМХГЮЖХНММНИ ОЯХУНКНЦХХ (МНБШЕ НПЦЮМХГЮЖХНММШЕ ЯУЕЛШ, ЛНДЕКХ ДЕКНБНИ ЙНЛЛСМХЙЮЖХХ АСДСР КСВЬЕ ПЮАНРЮРЭ, ЕЯКХ НМХ СВХРШБЮЧР ХМДХБХДСЮКЭМШЕ ЯБНИЯРБЮ НАЫЮЧЫХУЯЪ КЧДЕИ).

↑йНЛОЭЧРЕПХГЮЖХЪ РЕЯРНБ Х ЩЙЯОЕПРМШЕ ЯХЯРЕЛШ Б ОЯХУНДХЮЦМНЯРХЙЕ

йКЧВЕБНИ РНВЙНИ ПНЯРЮ Х АСПМН-ПЮГБХБЮЧЫЕЛЯЪ МЮОПЮБКЕМХЕЛ Б ЛХПНБНИ ОЯХУНДХЮЦМНЯРХЙЕ, ЙЮЙ Х Б ДПСЦХУ НАКЮЯРЪУ МЮСЙХ, ЯРЮКЮ ЙНЛОЭЧРЕПХГЮЖХЪ.  б ОЕПБСЧ НВЕПЕДЭ, ЩРН ЙНЯМСКНЯЭ РЕЯРНБ, ХАН АСДСВХ ЯРЮМДЮПРХГХПНБЮММШЛХ ЛЕРНДХЙЮЛХ, НМХ НРМНЯХРЕКЭМН КЕЦЙН ОНДБЕПЦЮЧРЯЪ ОНКМНИ ЮКЦНПХРЛХГЮЖХХ Х ОЕПЕМНЯС МЮ ЙНЛОЭЧРЕП Б ТНПЛЕ НЯНАНИ ДХЮКНЦНБНИ (ХМРЕПЮЙРХБМНИ) ОПНЦПЮЛЛШ, ЙНРНПЮЪ ОПЕДЗЪБКЪЕР ХЯОШРСЕЛНЛС МЮ ЩЙПЮМЕ РЕЯРНБШЕ ГЮДЮМХЪ (Б БЕПАЮКЭМНИ, ЦПЮТХВЕЯЙНИ ХКХ ЛСКЭРХЛЕДХИМНИ ТНПЛЕ) Х РСР ФЕ ПЕЦХЯРПХПСЕР НРБЕРШ, ЙНРНПШЕ ХЯОШРСЕЛШИ ДЮЕР Я ОНЛНЫЭЧ ЛШЬЙХ ХКХ ЙКЮБХЮРСПШ. б ЯРПЮМЮУ, ПЮГБХРШУ Б НАКЮЯРХ РЕЯРНКНЦХХ, СФЕ ДН 90% БЯЕУ ЯЕЮМЯНБ РЕЯРХПНБЮМХЪ (МЕ РНКЭЙН ОН ОЯХУНКНЦХВЕЯЙХЛ, МН Х ОН НАПЮГНБЮРЕКЭМШЛ РЕЯРЮЛ) БШОНКМЪРЯЪ Б ПЕФХЛЕ НМКЮИМ. оПХ ЩРНЛ ЮБРНЛЮРХГХПНБЮММЮЪ НАПЮАНРЙЮ ПЕГСКЭРЮРНБ (ОНДЯВЕР РЕЯРНБШУ АЮККНБ ОН РЮЙ МЮГШБЮЕЛНЛ «ЙКЧВЮЛ») ОПНХЯУНДХР МЮ ЯЕПБЕПЕ ПЮГПЮАНРВХЙЮ ЛЕРНДХЙХ, ЦДЕ Б ПЕГСКЭРЮРЕ РЮЙНИ НПЦЮМХГЮЖХХ ОПНЖЕЯЯЮ РЕЯРХПНБЮМХЪ, ЯЙЮОКХБЮЧРЯЪ ЦНПЮГДН АНКЕЕ ПЕОПЕГЕМРЮРХБМШЕ (ЛНЫМШЕ), ВЕЛ ПЮМЭЬЕ, АЮМЙХ ДЮММШЕ. пЮГПЮАЮРШБЮЧРЯЪ МНБШЕ ЛЮРЕЛЮРХГХПНБЮММШЕ ОНДУНДШ, ОНБШЬЮЧЫХЕ МЮДЕФМНЯРЭ Х БЮКХДМНЯРЭ РЕЯРНБШУ ЛЕРНДХЙ, ЙЮЙ МЮОПХЛЕП, «ЮДЮОРХБМНЕ РЕЯРХПНБЮМХЕ» — ОПХЯОНЯНАКЕМХЕ ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМНЯРХ ГЮДЮМХИ Й НЯНАЕММНЯРЪЛ ХЯОШРСЕЛНЦН Б УНДЕ ЯЮЛНЦН ЯЕЮМЯЮ РЕЯРХПНБЮМХЪ. йПНЛЕ ЩРНЦН Б ОНЛНЫЭ ОЯХУНКНЦС ЯНГДЮЧРЯЪ ХМРЕККЕЙРСЮКЭМШЕ (ЩЙЯОЕПРМШЕ) ДХЮЦМНЯРХВЕЯЙХЕ ЯХЯРЕЛШ ЮБРНЛЮРХГХПНБЮММНИ ХМРЕПОПЕРЮЖХХ ПЕГСКЭРЮРНБ РЕЯРХПНБЮМХЪ, Б ВЮЯРМНЯРХ, НЯМНБЮММШЕ МЮ ЛЕРНДЮУ ЛМНЦНЛЕПМНИ ЯРЮРХЯРХЙХ,  «ПЮЯЙНОЙХ ДЮММШУ» (БШДЕКЕМХХ Х ХМРЕОПЕРЮЖХХ ОНЙЮГЮРЕКЭМШУ ЯКСВЮЕБ – «ОПЕЖЕДЕМРНБ»  ХКХ ЙКЮЯРЕПНБ ЯУНДМШУ ОПНТХКЕИ), ЛНДЕКХПНБЮМХХ КНЦХЙХ ПЮЯЯСФДЕМХЪ ЯЮЛШУ НОШРМШУ ЩЙЯОЕПРНБ, ОПХЛЕМЕМХХ ЯЕЛЮМРХВЕЯЙХУ ЯЕРЕИ, ЯЮЛННАСВЮЧЫХУЯЪ «МЕИПНММШУ ЯЕРЕИ» Х ДПСЦХУ ЯНБПЕЛЕММШУ ЛЕРНДНБ, БНГМХЙЮЧЫХУ МЮ ЯРШЙЕ ЙНЦМХРХБМНИ ОЯХУНКНЦХХ Х ЙНЛОЭЧРЕПМШУ МЮСЙ. щРХ МНБЕИЬХЕ ЛЕРНДШ ПЕЮКЭМН ОНБШЬЮЧР РНВМНЯРЭ ДХЮЦМНЯРХЙХ Х ЩТТЕЙРХБМНЯРЭ ОПНЦМНГЮ МЕ РНКЭЙН Б НЯНАН-ЯКНФМШУ ЯХРСЮЖХЪУ (ЙКХМХВЕЯЙХУ ЯКСВЮЪУ) Б ЛЕДХЖХМЯЙНИ ОЯХУНКНЦХХ, МН Х ОПХ ОПНБЕДЕМХХ ЛЮЯЯНБШУ ОПХЙКЮДМШУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ Б НАКЮЯРХ НПЦЮМХГЮЖХНММНИ ОЯХУНКНЦХХ (ОПХ ОНЯРПНЕМХХ ОПНТХКЪ ЩТТЕЙРХБМНЦН ОПНТЕЯЯХНМЮКЮ Х ЛЕМЕДФЕПЮ) Х Б НАКЮЯРХ ЛЮПЙЕРХМЦЮ (ОПХ ОНЯРПНЕМХХ ОПНТХКЪ РНБЮПЮ, ЯННРБЕРЯРБСЧЫЕЦН ОПНТХКЧ ЮЙРХБМНЦН ОНЙСОЮРЕКЪ).

Направление используют

Организаторы

  Ассоциация спортивных и практикущих психологов  (Москва),    Институт прикладной психологии  (Москва),    Компания Detech Group  (Москва),    Мега-Гэлакси  (Москва),    НОЧУ ДПО «Высшая Школа психологического консультирования»  (Москва),    Научно-исследовательский Центр Корпоративной Безопасности  (Москва),    Проект «Прощай печаль»  (Москва),    Проект Key to talent (Москва),    Психологический центр образования и развития «Инсайт»  (Москва),    Студия глубинной психологии «Белый лотос»  (Москва),    Центр Бизнес Психологии и Коучинга  (Москва),   Центр Марины Фридман  (Москва),    Центр психологического развития «Стратегия» (Москва),    Центр психологического развития «Эголюция»  (Москва),    Академия Профессионального Коучинга  (Москва),    Аромастудия Aurantica  (Москва),    Валентина (Москва),    Институт Психотерапии Онлайн  (Москва),    Институт исследования и развития человека  (Москва),    Институт современных психологических технологий (Парацельс)  (Москва).

Ещё организаторы 132

Тренеры

  Александр Михайлович Ушнурцев  (Москва),    Алёна Владимировна Николаенко  (Москва),    Артём Павлов  (Москва),    Вероника Александровна Меркулова  (Москва),    Евгения Алексеевна Курбатова  (Москва),    Евгения Кольцова  (Москва),    Екатерина Павловна Софийская  (Москва),    Елена Валерьевна Асауляк  (Москва),   Елена Викторовна Ничикова  (Москва),    Елена Вячеславовна Базанова  (Москва),   Елена Громова  (Москва),    Елена Юрьевна Шабунина  (Москва),    Зияда Сайдутова  (Москва),    Игорь Татарский  (Москва),    Ирина Анатольевна Сальникова  (Москва),    Ирина Витальевна Лосева  (Москва),    Ирина Никитина  (Москва),    Ирина Степановна Вернигорова  (Москва),   Константин Павлович Митрошин  (Москва),    Максим Анатольевич Лазарев  (Москва).

Ещё тренеры 463

Консультанты

  Алёна Владимировна Николаенко  (Москва),    Антонина Владимировна Богачёва  (Москва),    Артём Павлов  (Москва),    Евгения Алексеевна Курбатова  (Москва),    Евгения Кольцова  (Москва),    Екатерина Павловна Софийская  (Москва),    Елена Валерьевна Асауляк  (Москва),   Елена Викторовна Ничикова  (Москва),   Елена Громова  (Москва),    Елена Юрьевна Шабунина  (Москва),    Зияда Сайдутова  (Москва),    Игорь Татарский  (Москва),    Ирина Никитина  (Москва),    Ирина Степановна Вернигорова  (Москва),   Константин Павлович Митрошин  (Москва),    Максим Анатольевич Лазарев  (Москва),    Марина Васильевна Елисеенко  (Москва),    Марина Фридман  (Москва),    Мария Владимировна Ерлыкова  (Москва),    Мирра  (Москва).

Ещё консультанты 445

Немного о важных понятиях модели

К°Ãº óþòþÃÂÃÂàÃÂÃÂõýÃÂõ, ûÃÂñþù òþÿÃÂþàýðÃÂúø â ÃÂÃÂþ òþÿÃÂþàþ ÿþýÃÂÃÂøÃÂÃÂ. àüàôþûöýàôþÃÂÃÂðÃÂþÃÂýþ ÃÂþÃÂýþ þÿÃÂõôõûøÃÂàýõúþÃÂþÃÂÃÂõ ÃÂõÃÂüøýàôûàÃÂþóþ, ÃÂÃÂþñàüþöýþ ñÃÂûþ ÿþýÃÂÃÂÃÂ, ÃÂÃÂþ þàÃÂõóþ þÃÂûøÃÂðõÃÂÃÂÃÂ, ÿþÃÂþüàÃÂÃÂþ àüýþóøàÃÂÿõÃÂøðûøÃÂÃÂþò ò þñûðÃÂÃÂø ôõÃÂõúÃÂøø ûöø õÃÂÃÂàÃÂõÃÂúþõ ýõÿþýøüðýøõ, ÃÂõü þÃÂûøÃÂðõÃÂÃÂàþÿõÃÂðÃÂøòýðàÿÃÂøÃÂþôøðóýþÃÂÃÂøúð ûøÃÂýþÃÂÃÂø þàÃÂðÃÂðúÃÂõÃÂþûþóøø. àüýþóøõ ýðÃÂø ÿÃÂõòôþÿþÃÂûõôþòðÃÂõûø ÿþÃÂõüÃÂ-ÃÂþ ÿÃÂÃÂðÃÂàþÿõÃÂðÃÂøòýÃÂàÿÃÂøÃÂþôøðóýþÃÂÃÂøúàûøÃÂýþÃÂÃÂø àþÿõÃÂðÃÂøòýþù ÿÃÂøÃÂþôøðóýþÃÂÃÂøúþù ÃÂðÃÂðúÃÂõÃÂð, ÃÂþòõÃÂÃÂõýýþ ýõ þñÃÂðÃÂðàòýøüðýøàýð ÃÂðúþõ ÿþýÃÂÃÂøõ, úðú ÃÂõûþòõÃÂõÃÂúðàøýôøòøôÃÂðûÃÂýþÃÂÃÂÃÂ. àòõôàÃÂõûþòõÃÂõÃÂúðàøýôøòøôÃÂðûÃÂýþÃÂÃÂàâ ÃÂÃÂþ ÃÂðüþõ øýÃÂõÃÂõÃÂýþõ ø÷ òÃÂõóþ, ÃÂÃÂþ ÃÂþûÃÂúþ ÃÂÃÂÃÂõÃÂÃÂòÃÂõàýð ÃÂòõÃÂõ ø õÃÂÃÂõÃÂÃÂòõýýþ ÃÂðüþõ ÃÂûþöýþõ. ÃÂõûÃÂ÷àýðùÃÂø ôòÃÂàûÃÂôõù, þ úþÃÂþÃÂÃÂàüþöýþ ñàñÃÂûþ ÃÂúð÷ðÃÂÃÂ, ÃÂÃÂþ þýø òþ òÃÂõü ÿþÃÂþöø ôÃÂÃÂó ýð ôÃÂÃÂóð. ÃÂðöõ àñûø÷ýõÃÂþò üàýðÃÂþôøü þÿÃÂõôõûõýýÃÂõ ÃÂð÷ûøÃÂøÃÂ.

ÃÂûàÃÂþóþ ÃÂÃÂþñàÿþýøüðÃÂÃÂ, ÃÂÃÂþ ÃÂðúþõ þÿõÃÂðÃÂøòýðàÿÃÂøÃÂþôøðóýþÃÂÃÂøúð, üàôþûöýàÃÂõÃÂúþ ÿÃÂõôÃÂÃÂðòûÃÂÃÂÃÂ, ÃÂÃÂþ ÃÂðúþõ ÃÂõüÿõÃÂðüõýÃÂ, ÃÂÃÂþ þ÷ýðÃÂðõàÃÂûþòþ ëÃÂðÃÂðúÃÂõÃÂû, ÃÂÃÂþ þ÷ýðÃÂðõàÃÂõÃÂüøý ëûøÃÂýþÃÂÃÂÃÂû, ÃÂÃÂþ ÃÂðúþõ øýôøòøôÃÂðûÃÂýþÃÂÃÂàø ÃÂ.ô.. ÃÂõ÷ ÿþýøüðýøàÃÂÃÂøàþÃÂýþòýÃÂàÿþýÃÂÃÂøù ôòøóðÃÂÃÂÃÂàôðûÃÂÃÂõ ýõòþ÷üþöýþ. à

Требования к психодиагностическим методам

Психодиагностические методы должны отвечать следующим требованиям:

  1. Стандартизация процедуры проведения и обработки результатов исследования, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами других обследуемых.
  2. Надежность психологического метода (методики) позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях (ретестовая надежность) или же при использовании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода.
  3. Валидность – понятие, показывающее, насколько психологический метод (методика) измеряет действительно то, что он должен изучать и измерять, и насколько хорошо он выполняет эту задачу. Если надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, то валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем.
  4. Жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.).
  5. Задача, стоящая перед психодиагностическим методом, не ограничивается квалификацией изучаемого явления, обязательным является его интерпретация.

Классификация опросников

Одна из групп психодиагностических методов является опросник. Задание построено по типу вопрос – утверждение. Их используют с целью получения сведений со слов исследуемого человека. Они являются наиболее распространенным диагностическим инструментом. Отличительной чертой опросника от теста считается критерий оценивания, который не разделяется на «правильный» ответ или «неправильный». Они содержат согласие или несогласие субъекта. Опросники можно классифицировать следующим образом:

  • опросники личности;
  • опросники-анкеты.

Опросники личности

Это своего рода самоотчеты, сделанные по стандарту. По форме они бывают: групповые, индивидуальные, письменные, бланковые, компьютерные.

По характеру:

  • закрытые;
  • открытые.

Закрытые опросники уже содержат варианты ответов, из которых необходимо выбрать один. Часто используют двух- или трехальтернативный выбор ответов:

  • «Да»;
  • «Нет»;
  • «Затрудняюсь ответить».

Плюсы такого вида опроса:

  • простота регистрации;
  • простота обработки данных;
  • наличие четкой формализации оценки.

Минусы:

  • отсутствие расширенной информации;
  • наличие четких ответов (часто возникают затруднения при принятии категорического решения).

Открытые опросы содержат свободный от ограничений ответ, т.е. обследуемый отражает свои мысли, отношение. Стандартизация происходит путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.

Плюсы открытых опросов:

  • развернутые ответы;
  • проведение качественного анализа ответов.

Минусы:

  • затруднения в формализации ответов, оценок;
  • затруднения интерпретации полученных данных;
  • громоздкость процесса;
  • необходимость большого количества времени.

Форма ответов опросников личности – шкала, которая показывает оценку утверждений, например, двухполюсная шкала: трудный — легкий, хороший — плохой. Обычно применяют шкалы с 3, 5, 7 подразделениями.

По содержанию они отражают:

  • черты личности;
  • типологию личности;
  • мотивы;
  • интересы;
  • ценности;
  • установки.

Опросники-анкеты

Данный метод необходим для получения сведений о человеке, не относящиеся к личностным качествам, например, для сбора данных биографии. Опросники представлены в виде жесткого фиксированного порядка, содержания и формы вопросов. Ответы должны быть такими же четкими. Их испытуемый может давать в отсутствие экспериментатора, т.е. форма заочного опроса, и с его участием – прямой опрос.

Классификация анкетных опросов включает в себя содержание и конструкции задаваемых вопросов. Анкеты бывают с:

  • открытыми вопросами;
  • закрытыми;
  • полузакрытыми (допускает собственный вариант ответа испытуемого).

Все виды вопросов в данном методе комбинируются. Это является большим плюсом, так как расширяется информационный диапазон ответов.

Часто опросники-анкеты используются для получения информации о биографии человека. Они затрагивают в себя такие вопросы как:

  • возраст;
  • состояние здоровья;
  • семейное положение;
  • уровень и характер образования;
  • специальные навыки;
  • продвижение по карьерной лестнице.

↑йКЮЯЯХТХЙЮЖХЪ ЛЕРНДНБ ОЯХУНДХЮЦМНЯРХЙХ

лЕРНДШ ОЯХУНДХЮЦМНЯРХЙХ ОПХМЪРН ЙКЮЯЯХТХЖХПНБЮРЭ ОН РПЕЛ НЯМНБЮМХЪЛ: БШЪБКЪЕЛШЛ ОЯХУХВЕЯЙХЛ ЯБНИЯРБЮЛ (ОПЕДЛЕРС ДХЮЦМНЯРХЙХ), ОН ХЯОНКЭГСЕЛШЛ ЛЕРНДХВЕЯЙХЛ ОПХЕЛЮЛ (ОН РЕУМНКНЦХВЕЯЙНЛС НЯМНБЮМХЧ), ОН ПЕЬЮЕЛШЛ Я ОНЛНЫЭЧ ДХЮЦМНЯРХЙХ ГЮДЮВЮЛ.

дКЪ РНЦН, ВРНАШ ЩТТЕЙРХБМН ПЕЬХРЭ РС ХКХ ХМСЧ ОЯХУНДХЮЦМНЯРХВЕЯЙСЧ ГЮДЮВС МЮДН БШАПЮРЭ ЛЕРНД, ЙНРНПШИ ЪБКЪЕРЯЪ ЮДЕЙБЮРМШЛ ОН ОПЕДЛЕРС (БШЪБКЪЕР ХЛЕММН РЕ ОЯХУХВЕЯЙХЕ ЯБНИЯРБЮ, ЙНРНПШЕ БЮФМШ ДКЪ ПЕЬЕМХЪ ГЮДЮВХ) Х ЛНФЕР АШРЭ ПЕЮКЭМН НЯСЫЕЯРБКЕМ Я СВЕРНЛ ПЕЯСПЯМШУ НЦПЮМХВЕМХИ Х ДПСЦХУ СЯКНБХИ, Б ЙНРНПШУ ОНЯРЮБКЕМЮ ГЮДЮВЮ. мЮОПХЛЕП, ЕЯКХ Б НПЦЮМХГЮЖХХ ЯРНХР ГЮДЮВЮ БШЪБКЕМХЪ ЙПЕЮРХБМШУ (ХГНАПЕРЮРЕКЭМШУ) ЯНРПСДМХЙНБ, РН МЕ ЯКЕДСЕР ДКЪ ПЕЬЕМХЪ ЩРНИ ГЮДЮВХ ОПХАЕЦЮРЭ Й РЕЯРЮЛ МЮ ЯРПЕЯЯНСЯРНИВХБНЯРЭ Х, МЮНАНПНР, — ДКЪ БШЪБКЕМХЪ ЯРПЕЯЯНСЯРНИВХБШУ МЕ МЮДН ОПХАЕЦЮРЭ Й РЕЯРЮЛ МЮ ЙПЕЮРХБМНЯРЭ. нВЕМЭ БЮФМШЛ Б ОПЮЙРХВЕЯЙХУ СЯКНБХЪУ ЪБКЪЧРЯЪ БПЕЛЕММШЕ НЦПЮМХВЕМХЪ. еЯКХ Б РЕВЕМХЕ НДМНИ МЕДЕКХ МЮДН НАЯКЕДНБЮРЭ ЯНРМХ ЯНРПСДМХЙНБ, Х МЮ НАЯКЕДНБЮМХЕ НДМНЦН ЯНРПСДМХЙЮ НРБНДХРЯЪ МЕ АНКЕЕ ОНКСВЮЯЮ, РН Б ЩРХУ СЯКНБХЪУ МЕБНГЛНФМН ОПХЛЕМХРЭ РНМЙХЕ Х БЕЯЭЛЮ РПСДНЕЛЙХЕ, РПЕАСЧЫХЕ ХМДХБХДСЮКЭМНЦН ОНДУНДЮ ЙКХМХВЕЯЙХЕ ЛЕРНДШ ОЯХУНДХЮЦМНЯРХЙХ (ЛЕРНДШ АЕЯЕДШ, МЮАКЧДЕМХЪ ГЮ ПЕЮКЭМНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭЧ Х Р.Д.), МН НЙЮГШБЮЧРЯЪ ДНЯРЮРНВМН ОНКЕГМШЛХ МЮСВМН-НАНЯМНБЮММШЕ ЙПЮРЙХЕ РЕЯРНБШЕ ХЯОШРЮМХЪ, ЕЯКХ НМХ ДН ЩРНЦН ОПНЬКХ МЮСВМСЧ ОЯХУНЛЕРПХВЕЯЙСЧ ОПНБЕПЙС (ЯЛ. МХФЕ Н ОЯХУНЛЕРПХВЕЯЙХУ НЯМНБЮУ ОЯХУНДХЮЦМНЯРХЙХ).

оН ОПЕДЛЕРС ОЯХУНДХЮЦМНЯРХЙХ (ЙКЮЯЯЮЛ ДХЮЦМНЯРХПСЕЛШУ ОЯХУХВЕЯЙХУ ЯБНИЯРБЮ) ОПХМЪРН ПЮГКХВЮРЭ ЯКЕДСЧЫХЕ ЦПСООШ ЛЕРНДХЙ: 1) ЛЕРНДХЙХ МЮ ДХЮЦМНЯРХЙС ЯБНИЯРБ РЕЛОЕПЮЛЕМРЮ ВЕКНБЕЙЮ (ЯБНИЯРБ, РЕЯМН ЯБЪГЮММШУ Я ОЯХУНТХГХНКНЦХВЕЯЙХЛХ НЯНАЕММНЯРЪЛХ ТСМЙЖХНМХПНБЮМХЪ ЖЕМРПЮКЭМНИ МЕПБМНИ ЯХЯРЕЛШ ВЕКНБЕЙЮ), 2) ЛЕРНДХЙХ МЮ ЯБНИЯРБЮ УЮПЮЙРЕПЮ (ОПХФХГМЕММН ОПХНАПЕРЕММШЕ СМХБЕПЯЮКЭМШЕ РЮЙРХЙХ Х ЯРПЮРЕЦХХ ОНБЕДЕМХЪ), 3) ЛЕРНДХЙХ МЮ ЯБНИЯРБЮ ЛНРХБЮЖХНММН-ОНРПЕАМНЯРМНИ ЯТЕПШ (МЮ БШЪБКЕМХЕ МЮОПЮБКЕММНЯРХ КХВМНЯРХ). 4) ЛЕРНДХЙХ МЮ НАЫХЕ ХМРЕККЕЙРСЮКЭМШЕ ЯОНЯНАМНЯРХ (ЯБЪГЮММШЕ Я РЕЛОНЛ БШОНКМЕМХЪ СЛЯРБЕММШУ НОЕПЮЖХИ, Я СПНБМЕЛ НАСВЮЕЛНЯРХ МНБШЛ ГМЮМХЪЛ Х СЛЕМХЪЛ), 5) ЛЕРНДХЙХ, ЯБЪГЮММШЕ Я ВЮЯРМШЛХ, ЛНДЮКЭМН-ЯОЕЖХТХВЕЯЙХЛХ ЯОНЯНАМНЯРЪЛХ (МЮОПХЛЕП, ГБСЙНБШЯНРМШИ, ХКХ ЛСГШЙЮКЭМШИ ЯКСУ), 6) ЛЕРНДХЙХ, МЮОПЮБКЕММШЕ МЮ ОПХФХГМЕММН- ТНПЛХПСЕЛШЕ ЯОЕЖХЮКЭМШЕ ЯОНЯНАМНЯРХ, БЮФМШЕ ДКЪ НОПЕДЕКЕММШУ ОПНТЕЯЯХИ (РСР ВЮЯРН ЦНБНПЪР Н РЕЯРЮУ ДНЯРХФЕМХИ, Ю ОНЯКЕДМЕЕ БПЕЛЪ – Н РЕЯРЮУ МЮ ЯОЕЖХЮКЭМШЕ ЙНЛОЕРЕМЖХХ), 7) ЛЕРНДХЙХ МЮ ДХЮЦМНЯРХЙС ТСМЙЖХНМЮКЭМШУ ЯНЯРНЪМХИ, 8) ЛЕРНДХЙХ МЮ ДХЮЦМНЯРХЙС ЩЛНЖХНМЮКЭМШУ ЯНЯРНЪМХИ, 9) ЛЕРНДХЙС МЮ ДХЮЦМНЯРХЙС НЯНАЕММНЯРЕИ ЯНГМЮМХЪ, ЯЮЛНЯНГМЮМХЪ Х ЯЮЛННЖЕМЙХ КХВМНЯРХ, 10) ЛЕРНДХЙС МЮ ДХЮЦМНЯРХЙС ЯНЖХЮКЭМШУ СЯРЮМНБНЙ (Б НРМНЬЕМХХ НОПЕДЕКЕММШУ ЛЮЙПНЯНЖХЮКЭМШУ ЪБКЕМХИ), 11) ЛЕРНДХЙХ МЮ ДХЮЦМНЯРХЙС ВЮЯРМШУ ЛЕФКХВМНЯРМШУ НРМНЬЕМХИ Б ПЮЛЙЮУ ЕЦН ЛХЙПНЯНЖХЮКЭМНЦН НЙПСФЕМХЪ.

оН НОЕПЮЖХНМЮКЭМН-РЕУМНКНЦХВЕЯЙХЛ ОПХГМЮЙЮЛ ОПХМЪРН ПЮГКХВЮРЭ ЯКЕДСЧЫХЕ ЙКЮЯЯШ ЛЕРНДХЙ: 1) ОПХАНПМСЧ ПЕЦХЯРПЮЖХЧ ОЯХУНТХГХНКНЦХВЕЯЙХУ ОНЙЮГЮРЕКЕИ (МЮОПХЛЕП, ОНКХЦПЮТ), 2) НАЗЕЙРХБМШЕ ОНБЕДЕМВЕЯЙХЕ ЛЕРНДХЙХ (ВЮЯРМШИ ЯКСВЮИ – ЙНЛОЭЧРЕПМШЕ ХЛХРЮЖХХ ПЕЮКЭМНЦН ОНБЕДЕМХЪ Я ЮБРНЛЮРХГХПНБЮММНИ ТХЙЯЮЖХЕИ ОНКМНЦН ОПНРНЙНКЮ БЯЕУ ХЦПНБШУ ДЕИЯРБХИ), 3) НАЗЕЙРХБМШЕ РЕЯРШ (РЮЙХЕ ЯЕПХХ ХГ НРДЕКЭМШУ ГЮДЮВ, ЙНРНПШЕ ОПЕДОНКЮЦЮЧР ТНПЛЮКЭМН-ГЮДЮММШИ ОПЮБХКЭМШИ НРБЕР), 4) РЕЯР-НОПНЯМХЙХ (ЯЕПХЪ БНОПНЯНБ Я ГЮДЮММШЛ МЮАНПНЛ НРБЕРНБ, ЯПЕДХ ЙНРНПШУ МЕР НДМНГМЮВМН-ОПЮБХКЭМШУ), 5) ЛЕРНДХЙХ ЬЙЮКХПНБЮМХЪ ЯРХЛСКЭМШУ НАЗЕЙРНБ (ЦПЮТХВЕЯЙХЕ, ВХЯКНБШЕ, ОЮПМШУ ЯПЮБМЕМХИ, ПЮМФХПНБЮМХЪ Х Р.О.), 6) ОПНЕЙРХБМШЕ ЛЕРНДХЙХ, 7) ЙНМРЕМР-ЮМЮКХГ РЕЙЯРНБ, 8) ЛЕРНДХЙХ ЯРЮМДЮПРХГХПНБЮММНЦН МЮАКЧДЕМХЪ (ОНХЯЙНБНЕ МЮАКЧДЕМХЕ, ЙЮЙ ОПЮБХКН, ПЕЬЮЕР ГЮДЮВС ОНДЦНРНБЙХ НЯМНБШ ДКЪ ОНЯКЕДСЧЫЕЦН ЯРЮМДЮПРХГХПНБЮММНЦН МЮАКЧДЕМХЪ – ОН ГЮДЮММНИ ЯХЯРЕЛЕ ОПХГМЮЙНБ Х ЙЮРЕЦНПХИ ЯНАШРХИ), 9) ЛЕРНДХЙХ АЕЯЕДШ (ПЮГМННАПЮГМШЕ РЕУМХЙХ ЯБНАНДМНЦН Х ЯРЮМДЮПРХГХПНБЮММНЦН ХМРЕПБЭЧ), 10) ЛЕРНДХЙХ ЦПСООНБНИ ХЦПШ (БЙКЧВЮЪ ПНКЕБШЕ ХЦПШ, ОЯХУНДПЮЛЮРХВЕЯЙХЕ СОПЮФМЕМХЪ Я ЦПСООНИ Х Р.О.), 11) ЛЕРНД НАСВЮЧЫЕЦН ЩЙЯОЕПХЛЕМРЮ.

мЕ БЯЕ ОЯХУХВЕЯЙХЕ ЯБНИЯРБ ЛНЦСР АШРЭ Я НДХМЮЙНБНИ СЯОЕЬМНЯРЭЧ ДХЮЦМНЯРХПНБЮРЭЯЪ Я ОНЛНЫЭЧ КЧАНИ РЕУМХЙХ (ЙКЮЯЯЮ ЛЕРНДХЙ). мЮОПХЛЕП, ЯБНИЯРБЮ РЕЛОЕПЮЛЕМРЮ КСВЬЕ ДХЮЦМНЯРХПСЧРЯЪ Я ОНЛНЫЭЧ ОЯХУНТХГХНКНЦХВЕЯЙХУ ЛЕРНДХЙ, ВЕЛ ЯНЖХЮКЭМШЕ СЯРЮМНБЙХ. мН Б ЖЕКНЛ Х ОПЮЙРХЙЮЛ, Х ХЯЯКЕДНБЮРЕКЪЛ ПЕЙНЛЕМДСЕРЯЪ ХЯОНКЭГНБЮРЭ ДКЪ ДХЮЦМНЯРХЙХ НДМНЦН Х РНЦН ФЕ ЯБНИЯРБЮ МЕ НДМС, Ю ЯПЮГС МЕЯЙНКЭЙН (ЛХМХЛСЛ, ДБЕ) ПЮГКХВМШУ РЕУМХЙХ Б ПЮЛЙЮУ НДМНЦН НАЯКЕДНБЮМХЪ (ХЯЯКЕДНБЮМХЪ). щРН ОНБШЬЮЕР ДНЯРНБЕПМНЯРЭ ПЕГСКЭРЮРНБ ОЯХУНДХЮЦМНЯРХЙХ.

Классификация психофизиологических методик

Суть данного метода – психодиагностика природных особенностей человека, которые обусловлены базовыми свойствами нервной системы (НС).

Методики разрабатывались в отечественной школе Теплова Б.М. – Небылицины В.Д. и научным направлением «дифференциальная психофизиология». Т.е. методы, с теоретической точи зрения, объясняют психофизиологическую концепцию индивидуальных отличий, свойств и проявлений НС.

Индивидуальные отличия, которые объяснены качествами НС, не имеют содержания психического. Они проявляются в формально-динамических свойствах психики, поведении человека, т.е. здесь учитываются:

  • быстрота;
  • помехоустойчивость;
  • работоспособность;
  • и т.д.

Данный метод, с точки зрения индивидуальных различий, не оценивает индивида, т.е., например, при проведении теста интеллекта конечным результатом будет оценка умственных способностей. Так происходит, так как нельзя утверждать какие качества НС лучше, какие, нет. Их проявление зависит от условий, ситуаций.

Для того чтобы обосновать полученные результаты используют:

  • стандартизацию;
  • надежность;
  • вилидность.

По форме метод – аппаратурный (использование специальной аппаратуры и электроэнцефалографы). Но последние тридцать лет были разработаны методы под названием «карандаш и бумага».

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Психодиагностические подходы

Заслуживает внимания выделение трех основных диагностических подходов, в которых конкретизируется психодиагностический метод (Бурлачук).

  1. “Объективный” подход – психологическая диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. К методам объективного подхода относятся прежде всего стандартизованные методы исследования (тесты), которые традиционно подразделяются на две большие группы – тесты интеллекта и тесты личности. Разграничение между этими группами имеет условный, но важный для психодиагностики смысл, так как позволяет более глубоко проникать в сущность изучаемых психических явлений.
  2. “Субъективный” подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых испытуемым о себе, самоописании особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Субъективный подход представлен в основном открытыми опросниками, методиками субъективного шкалирования и другими методиками.
  3. “Проективный” подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешним нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции. Этот подход представлен проективными методиками исследования личности.

Методы по форме проведения

Методы психодиагностики могут различаться и по форме проведения – они могут быть индивидуальными, групповыми, бланковыми (письменными), устными, машинными (аппаратурными), компьютерными, а также вербальными и невербальными. Одновременно с этим, все они состоят из нескольких составных частей, а именно из:

  • Руководства по работе
  • Стимульного (тестового) материала
  • Листа регистрации ответов
  • Ключа для обработки ответов
  • Интерпретационного материала для трактовки результатов

В том случае, если процедуру психодиагностики проходит один человек, она называется индивидуальной, а если несколько людей, то групповой. И у индивидуального и у группового метода есть свои плюсы и минусы.

К примеру, групповые методы позволяют изучить особенности большого количества людей, отличаются более однообразными условиями реализации, а также упрощают работу специалиста и требуют меньше времени для получения результатов. Однако недостатками можно назвать сниженную возможность установления контакта и понимания с испытуемыми и формирование у них позитивной мотивации относительно диагностирования сферы их личности. В то же время, подобных недостатков нет у индивидуальных методов, но они позволяют работать лишь с отдельными людьми.

Практически все методы психодиагностики, которые используются в наше время, являются письменными (бланковыми), т.е. имеют форму письменных заданий, чтобы выполнить которые, достаточно снабдить исследуемых людей листами регистрации ответов и письменными принадлежностями. Но и устные методы сегодня продолжают применяться, пусть и несколько реже. В процессе проведения устного психодиагностирования исследователь задаёт вопросы, а испытуемый на них отвечает.

Машинные (аппаратурные) методы психодиагностики подразумевают использование для регистрации ответов и интерпретации данных специальных технических средств (особых машин и другой диагностической аппаратуры), которые функционируют на механическом принципе. Если же применяется компьютерный метод, например, компьютерный опрос или тестирование, то обработка полученной информации многократно упрощается, как и их интерпретация, т.к. все данные имеют форму таблиц, схем, диаграмм, графиков и т.п.

Важно заметить также и то, что компьютерная психодиагностика позволяет в кротчайшие сроки проанализировать полученные данные, что было бы невозможным, если бы применялись другие методы, ведь они требуют немалых временных затрат. По этой причине специалисты имеют возможность на глубинном уровне продиагностировать индивидуальные особенности мышления людей, определить темповые и другие характеристики их деятельности

В случае использования вербальных методов психодиагностики исследователь и испытуемый взаимодействуют в вербализованной (словесно-логической) форме. Когда же применяются невербальные методы, стимульный (тестовый) материал имеет форму графических изображений, чертежей, картинок и т.д.

Тестовые и опросные методы

Рассматриваемые нами далее два вида методов относятся к высокоформализованным методам. Наиболее популярным среди них считаются тестовые методы, основной которых является тестирование, подразумевающее решение стандартизированных заданий, целью чего является определение количественных (в некоторых случаях – качественных) характеристик, описывающих психологические особенности личности по заданным параметрам. Содержательно тестовые методы разделены на ряд групп:

  • Личностные тесты
  • Тесты достижений
  • Тесты способностей
  • Тесты интеллекта

При помощи таких тестов становится возможным дать объективную оценку уровню развития личностных особенностей человека, которые можно отнести к психическим процессам и образованиям.

Опросные методы применяются в психодиагностике для определения уровня развития психических свойств личности. Эти методики имеют форму опросов, направленных на изучение психологических особенностей личностной сферы испытуемых. Оценка же даётся после интерпретации ответов, которые дают испытуемые на поставленные вопросы (как правило, предлагается несколько вариантов ответов).

На практике среди специалистов по психодиагностике распространено применение методов, включающих в себя как тестовые, так и опросные задания. Такие методы называются тест-опросными.

Заключение

Несложно заметить, что каждый из методов психодиагностики отличается своими специфическими особенностями. В своей работе профессиональные психологи могут использовать как один, так и несколько методов одновременно, что позволяет получить более объективную оценку личности и уловить максимальное число её характеристик и особенностей.

ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ: Наверняка вам будет интересно узнать, что для проведения психодиагностики совсем не обязательно обращаться к услугам специалистов. Сегодня у вас есть возможность сделать это, находясь у себя дома, в режиме онлайн.

Как?

Для этого мы предлагаем вам пройти наш уникальный курс по самопознанию, который позволит вам провести всестороннюю оценку своей личности и узнать о себе очень много нового и интересного. Чтобы приступить к прохождению курса, перейдите по этой ссылке.

Желаем вам успехов!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: