Рекомендации родителям застенчивого ребенка

Поощряйте самостоятельность

Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.

Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

Положительные стороны застенчивости

Стеснительность указывает на то, что ребенок имеет:

  • тонкие грани характера и души;
  • нежный и ранимый характер;
  • он ответственный, аккуратный, чистоплотный, порядочный и чуткий.

Такими и должны быть воспитанные и порядочные дети. Подобными качествами чаще обладают флегматики и меланхолики. Родители отмечают, что малыш имеет склонность к творчеству, выплескиванию фантазии и воображения, мечтательности. Хорошо, что поскольку так развивается внутренний мир, дитя не скучает в одиночестве. Ему для счастья не нужна большая шумная компания — достаточно собственного маленького мира и буйной фантазии. Взрослым нужно поучиться у таких детей. Из них часто вырастают талантливые художники, музыканты, писатели, научные деятели.

Но родителям стоит быть начеку. Наследник может быть безумно талантливым, но никогда этого не показать обществу. Он станет стесняться других людей, ему страшно будет показать себя, боясь быть осмеянным. Такая ситуация может напомнить сказку о гадком утенке, который прекрасен, но сидит, спрятавшись от всех в темной укромной пещере. Удел родителей — не допускать такого во благо ребенка. Позвольте цветку побыть в бутоне то время, пока он зреет, но заставьте его однажды распуститься в пышном цвету.

Возрастные особенности

В 8-месячном возрасте малыши начинают испытывать «страх незнакомца», что является психологически обоснованным этапом взросления. Родственники и знакомые, к которым детки до этого спокойно шли на руки, нередко бывают обескуражены. Не стоит переживать и бить тревогу – это не стеснительность. Так малыш взрослеет, начиная ощущать свою автономность.

С года до трёх лет ребёнок доверяет близким и хорошо знакомым. Чужие люди вызывают у него тревогу и смущение. Вопрос, почему ребёнок стеснительный, не должен волновать родителей такого малыша. Мать и отец учат его знакомиться и осваиваться в новой обстановке, вселяя в крошку уверенность своим присутствием и поддержкой.

В три года или чуть позже большинство малышей начинает посещать детский сад. Одни карапузы спокойно привыкают к обстановке, другим ещё рановато что-то менять в своей жизни. Есть мальчики и девочки, которым детское учреждение в силу особенностей их характера и воспитания пока категорически противопоказано. Для стеснительного малыша новая обстановка – стресс. Как попросить о помощи, заявить о своих нуждах, если воспитатель один (или два), а ребятишек много?

Недавний кроха пошёл в школу? Вот он впервые сидит за партой, затем становится подростком, старшеклассником. Слишком явное проявление сдержанности и нерешительности в этом возрасте говорит о том, что ребёнок страдает. Ему трудно проявлять спонтанность и активность, знакомиться с другими детьми. Тяжело сказать «нет» или настоять на своём. Необходимость подстраиваться под представления других людей и зависимость от их оценок препятствуют развитию собственных способностей и поиску личного призвания.

Сила увлечения

Очень важно уметь выделить круг интересов застенчивого ребенка, который будет привлекать его внимание. Чтобы выбор оказался разносторонним, не следует отказываться от различных экспериментов. Это могут быть игры, походы в общественные места, кружки по интересам или спортивные секции

При том не рекомендуется задавать вопросов, на которые малыш не знает ответы, лучше попробовать новое дело и провести наблюдения

Это могут быть игры, походы в общественные места, кружки по интересам или спортивные секции. При том не рекомендуется задавать вопросов, на которые малыш не знает ответы, лучше попробовать новое дело и провести наблюдения.

Занятия, не вызывающие интереса, сразу станут очевидными. Зато каждое подходящее увлечение будет платформой для повышения опыта общения. Общие интересы всегда отвлекают от застенчивости и позволяют раскрываться талантам.

Как помочь ребенку преодолеть застенчивость?

Если ваш ребенок очень робкий, то вам не только стоит отвести его к психологу, но и не помешает, в некоторой степени, пересмотреть свои собственные с ним отношения. Можно выделить следующие советы для родителей, которые столкнулись с проблемой застенчивости своих детей и не знают, что делать:

Не говорите о своем ребенке плохо и не позволяйте ему самому это делать. Если он не смог что-то сделать, что-то испортил, выставил себя не в лучшем свете — обсуждайте в негативном свете лишь саму ситуацию, а не малыша. Не надо говорить ему, что он глупый, если у него не получилось решить задачу. Не надо утверждать, что он неуклюжий, если он споткнулся на ровном месте и разбил коленку. И не надо поддерживать его, когда он спрашивает «Мама, а я плохой?», как бы вы в данный момент на него ни злились. Все это закладывает основы той неуверенности в положительной оценке себя окружающими, которая и является основной застенчивости.

  • Не сравнивайте ребенка с другими и не требуйте, чтобы он был как все. Подобные фразы приучают малыша сопоставлять себя с другими, придавать больше значение тому, насколько он вписывается в компанию, и неизбежно порождают застенчивость. Ваш ребенок должен быть собой и никем другим, вне зависимости от того, как ведут себя «все». А при оценке его достижений вы должны сравнивать его лишь с его же предыдущим уровнем, а не с «дочкой тети Лены» или «внуком Зинаиды Петровны».
  • Не ограничивайте малыша в общении со сверстниками. Возможно, этот совет конкретно вас не касается, но мы все же должны о нем упомянуть. Некоторые родители стремятся оградить ребенка от любых стрессовых ситуаций, выращивая его, в некоторой степени, в изоляции: не отдают в детский сад, не водят на многолюдные детские площадки и т.п. Очевидно, что в таком случае ребенок будет абсолютно неподготовлен к общению, любой разговор будет вызывать у него панику, и количество неприятных воспоминаний о попытках коммуникации будет расти, как снежный ком.

Прорабатывайте с ребенком типичные ситуации, которые могут возникать во время разговора. Обсуждайте, как можно начать общение, как подобрать подходящие темы для продолжения беседы, моделируйте различные варианты ответа собеседника (в том числе, неприятные), проговаривайте основные правила взаимодействия в обществе

В нужный момент такие тренировки очень помогут малышу вести себя естественно и гармонично влиться в компанию, даже если он будет немного растерян и не собран.
Не концентрируйте внимание на том, что ребенок недостаточно общителен, чтобы не развивать у него комплексы. Вы можете сочувствовать малышу, можете, следуя предыдущему совету, проигрывать с ним различные ситуации, но при всем при этом старайтесь рассматривать его проблемы с общением как какую-то серьезную катастрофу, способную серьезно повлиять на его жизнь.
Если есть возможность — попробуйте найти для застенчивого ребенка друга, который будет младше него

Конечно, такие вещи не терпят искусственности и наигранности, поэтому мы и указываем, что пользоваться этим советом можно только при наличии возможности. Общение с младшими детьми помогает раскрепоститься, научиться ответственности и даже, в некоторой степени, почувствовать себя лидером.

Давайте ребенку несложные повседневные задания, которые так или иначе связаны с общением. Например, если вы зашли с ним в кафе — пускай сам скажет тете, что он хочет скушать. Если в доме зазвонил телефон — пускай малыш поднимет трубку и спросит, кто и с какой целью совершил звонок. Все это поможет ребенку постепенно раскрепоститься и начать чувствовать себя спокойнее и при более сложных коммуникациях.

В завершение стоит отметить, что дети дошкольного возраста, в большинстве случаев, всегда демонстрируют ту или иную степень застенчивости, когда от общения исключительно с родителями они переходят к общению с большим количеством сверстников. И то, насколько быстро и безболезненно эта застенчивость будет сведена на нет, во многом, зависит именно от вас.

Советы для родителей

Самостоятельно без помощи взрослых малышу не под силу будет победить проблему. Что же делать родителям?

Подбадривайте, обнимайте, хвалите своего малыша как можно чаще. Демонстрируйте любовь и поддержку, показывайте, что вам важен он и все его проблемы. Это придаст ему уверенности.
Спрашивайте его мнение при выборе одежды, посещении развлекательных мероприятий и т. д. Не навязывайте свое мнение. Расскажите, что совершать ошибки — это не так страшно, все могут ошибаться.
Научите ребенка проще относиться к собственным неудачам: не получилось — сделал выводы, и живем дальше. Объясните: то, что возможно исправить — надо исправлять. Социализируйте малыша в процессе сюжетно-ролевой игры — проиграйте с ним ситуации, которые могут возникнуть в детском саду, в гостях, на приеме у врача или в транспорте.
Посещайте игровые комнаты, магазины, развлекательные концерты. Пусть малыш наблюдает, как другие общаются, знакомятся, играют, танцуют.
Приглашайте родственников с детками в гости. Пока взрослые пьют чай, оставляйте малышей поиграть одних

Кроха увереннее себя чувствует в своем доме.
Не акцентируйте внимание ни самого малыша, ни окружающих на том, что у него проблемы, не обсуждайте эти вопросы с посторонними. Ребенок может еще больше закрыться и утратить доверие к родителям и всему миру

Но и не игнорируйте, застенчивость сама по себе не пройдет, перерастет в комплекс, что нанесет существенный ущерб психическому здоровью подрастающего человека.
Не ждите мгновенного эффекта и избавления от застенчивости в считанные дни. На это требуется время. Не критикуйте.

Помните, на родителях лежит ответственность за маленького человека. Чем раньше вы поможете, тем легче и быстрее малыш оставит в прошлом «период стеснительности».

Семейный портрет

Когда ребенок приходит в этот мир, у него не развито чувство понимания своего «я»: кто он? И отношение к нему родителей (или фигур, замещающих родителей) дает возможность сформироваться внутри у него такого понимания. Манера общения родителей с детьми, тип воспитания, принятый в семье, может спровоцировать развитие застенчивости у малыша.

Психологи выделяют четыре типа воспитания:

1. Авторитарный. Это тот тип воспитания, когда родители заставляют ребенка выполнять некие требования, не всегда соотносимые с его возрастом и развитием. Авторитаризм, полностью отрицающий потребности ребенка, может привести к развитию застенчивости. Тут нужно понимать, что застенчивость можно развить и воспитать в ребенке. И воспитать настолько, что из привычки она станет чертой характера. У ребенка формируется ощущение, что они ничего не способен сделать сам, и мир для него опасен. Он понимает: что бы он ни сделал, это всегда будет недостаточно идеально, не достаточно хорошо для родителей. Тогда он будет избегать ситуаций, в которых может испытать тревогу, страх, насилие или реальную опасность.

Самое печальное, что родители, культивирующие такой тип воспитания, искренне желают добра своим детям

Именно поэтому они настойчивы в своих запросах и требованиях к ребенку, потому что полагают, что должны научить ребенка чему-то очень важному. Например, в год — читать и завязывать шнурки

С одной стороны, это забота о ребенке, а с другой — скрытая потребность родителя получить от него то, что ему самому не хватает. Чаще всего это неуверенный в себе родитель, который не достиг чего-то в жизни, который использует ребенка как средство для демонстрации себя («Посмотрите, какой он у нас гениальный и талантливый!»).

2. Либеральный (его еще называют демократическим или попустительствующим) — это тип воспитания, при котором родители дают ребенку возможность делать все, что он считает необходимым. На самом деле, поскольку ребенок очень мал, он в глубине души осознает опасность внешнего мира и нуждается в поддержке (а порой и в жестком ограничении своих действий). И то, что родители понимают как уважение и любовь к ребенку, на самом деле воспринимается им самим как отсутствие и любви, и заботы. И этот вид воспитания может развить симптомы застенчивости. Зная о том, что «туда ходить нельзя», малыш все-таки идет и действительно попадает в очень серьезные ситуации, получая опыт, что мир для него крайне опасен. А все потому, что нет навыков, ведь родители не показали, как с этими опасностями справляться.

3. Авторитетный тип воспитания — тот, когда родитель ребенку спокойно говорит: «Я тебя научу». Этот родитель очень внимателен к своему чаду. В самом начале, когда малыш на руках матери впервые проявляет тревогу, она ему отвечает — «все нормально», «ты в порядке», «я тебя поддержу». Такие родители очень внимательны и наблюдают за развитием ребенка, они никогда не заставят его делать то, что ему не под силу. Им не придет в голову учить его читать или считать с пеленок. Они будут учить его первичным навыкам нахождения в мире. Они научат его справляться с эмоциями. Такие родители — это уверенные в себе люди — хорошо проведут своего детеныша по этому пути.

4. Воспитание по типу двойной связи — самый опасный тип воспитания, когда «попустительствующая» манера в какой-то мере сочетается с авторитарной («Ты туда сходи, сделай это, а я за это тебя накажу, или унижу, или обсмею»). При таком общении с родителями у ребенка невероятно высок уровень тревоги. С одной — стороны побуждение, с другой — страх, что его никто никогда не поддержит, что мир опасен, что если он, рискуя, все-таки пойдет туда, то все равно все итог будет плачевным. За этим последует решение: «Я начну избегать любых контактов», которое на начальном этапе будет выглядеть как застенчивость. Бесконечная тревога, которая отбирает у ребенка огромное количество сил, не оставляет ему энергии для действий, движений. Такой ребенок постоянно подвержен апатии. И уж тем более он никогда не будет принимать на себя ответственность за свои решения, поступки. Скорее всего, здесь компенсаторно в такой ситуации сработает обвиняющая позиция: «Виноваты все, но не я. Это сегодня погода такая! Не так на меня посмотрели, а так бы я все сделал отлично».

Помогите ребенку расширить круг общения

У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».

Справиться играючи

Преодолеть детскую зажатость и нерешительность поможет игровая терапия. Предлагаем несколько игр, направленных на коррекцию застенчивого поведения малыша: они научат его свободно выражать эмоции и озвучивать свое мнение, общаться, импровизировать и снимать физическое напряжение.

«Давай поговорим!»

Предложите ребенку: «Давай поговорим? Я бы хотел стать волшебником (дрессировщиком, Фантомасом, дворником)!». «Почему?», — спросит кроха. Ответьте на все его вопросы, а потом ненавязчиво задайте свои.

«Рычи, лев, рычи!»

Упражнение можно выполнять как с одним ребенком, так и с группой детей. Скажите: «Мы — стая львов! Устроим соревнование: кто громче всех рычит?». По команде («Рычи, лев, рычи!») дети должны будут громко зарычать. Тот, чей рык был слышен лучше других, побеждает.

«Пойми меня!»

Запаситесь сборником стихов Агнии Барто («Бычок», «Мишка», «Мячик», «Зайка» и др.). Строчку за строчкой читайте стихотворение, а ребенок должен мимикой и жестами иллюстрировать описываемые события, действия и эмоции.

«Чья походка?»

По очереди имитируйте, как ходит: годовалый малыш, старушка, кошка или собака, акробат в цирке и т.п. Сначала потренируйтесь перед зеркалом, а потом играйте на «угадывания».

«Преображение»

Замкнутость и зажатость можно обхитрить, если дать ребенку возможность выразить себя, выдав за кого-то другого. Сделайте сами или купите несколько масок (животных, любимых персонажей мультфильмов, супергероев). Пусть малыш выберет маску, придумает себе имя, род занятий. Покажите ему, как можно говорить «чужим» голосом, и начинайте вместе «рассказывать» историю.

Больше полезных материалов о семейной психологии — в нашем канале на .

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Почему застенчивость это дар свыше?

В этой статье вы узнаете:

Застенчивость это не порок, а дар Бога вашему ребенку.

Многие родители часто переживают по поводу того, что их ребёнок по натуре чрезмерно, на их взгляд, деликатен, застенчив. Дескать, «не идёт в ногу со временем, сейчас миром правят смелые и нахрапистые, а мой вон, ни заявить о себе смело не может, ни настоять на своём открыто, а чуть что и вовсе вгоняется в краску как помидор».  

Вот и получается, что застенчивость у детей считается чуть ли не пороком, недостатком, от которого нужно срочно всеми путями пытаться «избавиться».

Хотя ведь и многих взрослых огорчает эта их особенность, в душе они мечтают стать более яркими, напористыми, победителями…

Действительно, сейчас повсюду в социуме принято декламировать, что модно, круто и попросту престижно иметь совершенно другие личностные качества: лидерство, самоутверждение (часто за чужой счёт), умение ДОБИТЬся определённых высот (обращаем внимание на суть выделенного слова), стремиться не упустить своего, быть «на высоте».

Однако правда состоит в том, что все эти личностные качества были жизненно необходимы в грубом трёхмерном мире, в тесных рамках которого все мы, в наших многократных воплощениях, провели так много времени. И именно в наши дни чёткой градации на «хорошо» и «плохо» эти качества «тёмными силами» и возводятся в ранг основополагающих. Понятно почему. Подмена ценностей для тех, кто ещё хочет играть в старые трёхмерные роли.

Сейчас же настало время, когда с каждым днём всё большее количество людей будет проявлять свои истинные душевные качества, срывая маски и личины.

И сама по себе застенчивость есть безценный божий дар, потому как суть её – чуткая деликатность.

Деликатность – качество, которое за последние годы проявлено в мире столь минимально, что ценно на вес золота.  Именно деликатность является линией взаимодействия со всем живым на планете Новой формации. 

Деликатные люди не ранят злым, неаккуратным словом, не провоцируют других на деструктивные мысли и эмоции, не транслируют свои проблемы  эмоционально, становясь в начале «вирусной цепочки» распространения негатива между людьми.

Правила общения с застенчивым дошкольником

Застенчивость у детей 5–7 лет проявляется тем, что они избегают людей, которые могут критиковать их внешность или поведение, ситуаций, привлекающих внимание к их личности. Эта черта характера в будущем может стать препятствием в успешной учебе, проблемам с одноклассниками и учителями

Способствует такому состоянию низкая самооценка, самокритичность, повышенные требования к себе, условная любовь родителей (люблю, только если ты хороший), наследственная склонность.

В идеале у ребят дошкольного возраста должны быть развиты индивидуальность, уверенность в себе и своей внешности. Родители и воспитатели, на собственном примере не научившие детей общительности, являются причиной проявления у них застенчивости. Чтобы этого не произошло, положительная деятельность ребенка должна поощряться и стимулироваться, а неудачи — строго не наказываться.

У многих дошкольников застенчивость часто вызывают одни и те же факторы.

  1. Взаимодействие с людьми: ранее незнакомыми, противоположного пола, некоторыми родственниками, людьми старшего поколения — теми, кто отличается от них, имеет определенную власть и статус в обществе.
  2. Нахождение в центре внимания группы людей.
  3. Новые и незнакомые ранее обстановки.
  4. Незнание ответов на задаваемые вопросы.

Застенчивых детей выдает сильное волнение, которое возникает вследствие их принуждения к выполнению каких-либо действий в новой обстановке, критика.

Рекомендации родителям застенчивого ребенка помогут подготовить его к стрессовым ситуациям.

  1. Прививайте чувство уверенности в себе, покажите заинтересованность и участие в его жизни и переживаниях. Уделяйте достаточное время для беседы и игры. Помните, что мама и папа должны прийти к единому мнению в вопросах воспитания ребенка и внутрисемейных отношениях.
  2. Развивайте ребенка как личность, совместно с педагогами выявляйте его способности и таланты.
  3. Проанализируйте атмосферу в доме — не способствует ли она возникновению застенчивости у ребенка. При необходимости измените себя и свое отношения к миру.
  4. Балуйте своих детей в плане тактильного контакта — целуйте, обнимайте, демонстрируйте безусловную любовь в виде нежных прикосновений и поглаживаний.
  5. Начните разговаривать с дошкольником по душам, так вы научите его доверять вам, выражать свои чувства.
  6. В случае недовольства поведением ребенка поясните ему обязательно, что вас расстроил не он сам как личность, а его поступок. Ребенку необходимо знать, что любовь родителей постоянна.
  7. Исключите чрезмерную опеку, дайте возможность самостоятельно принимать решения в разных ситуациях.
  8. Уважайте ребенка и его интересы, не допускайте замечаний или недовольных высказываний в его адрес в присутствии посторонних людей.
  9. Научите доверять людям, но не забывайте про требования личной безопасности.
  10. Эмоциональный мир играет важную роль в формировании личности подрастающего поколения. Застенчивость мешает правильному развитию ребенка, раскрытию талантов, налаживанию социальных связей и взаимодействию со сверстниками. Это ощущение неловкости, стыда, растерянности, препятствующее нормальному общению, часто проявляющееся в незнакомой ситуации.

Застенчивые дети всегда «тихони», послушны и исполнительны, любят уединяться и со стороны наблюдать за происходящим. Переживания и негативные эмоции у таких детей не находят выхода, что может способствовать возникновению заболеваний.

Важную роль за формирование и устранение застенчивости имеет семья и отношения внутри нее. Не лишайте ребенка общения со сверстниками. Установите с малышом тактильный контакт, умейте выслушивать его. Посещайте с сыном/дочкой разные культурно-массовые мероприятия. Не сравнивайте малыша ни с кем, создайте все условия для развития их самостоятельности и уверенности.

Деятельность педагогов и психологов с застенчивыми детьми призвана помочь им почувствовать себя полноправными членами общества, раскрыть их потенциал и преодолеть страх перед незнакомыми людьми. В тандеме с родителями эти специалисты помогут привить ребенку чувство комфорта и спокойствия, гармонии в жизни.

Правильные акценты

Очень важно стараться не акцентировать внимание застенчивого малыша на его промахах. Их, безусловно, следует избегать, но критиковать в претензионной форме точно не стоит. В таких ситуациях рекомендуется переключиться на другое занятие, а когда актуальность проблемы снизится, вернуться к ней под предлогом работы над ошибками

В таких ситуациях рекомендуется переключиться на другое занятие, а когда актуальность проблемы снизится, вернуться к ней под предлогом работы над ошибками.

Кроме того, внимательное наблюдение за подрастающим мышлением поможет найти ключи к особенностям характера. Это позволит дать своевременное развитие его сильным сторонам, что послужит причиной формирования уверенности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: