Научение и психофизиология. идеомоторные тренировки по майклу фарадею

История научных исследований

Задача Чарли Чарли основывается на идеомоторном феномене для получения ответов на вопросы, задаваемые участниками — дыхание участников, ожидающих результата, заставляет верхний карандаш поворачиваться к ответу.

С ростом спиритизма в 1840 — х годах, медиумы разработал и усовершенствовал различные методы для общения, якобы, с миром духов , включая таблицы поворот и планшетку пишущих доски (предшественник более поздний спиритические сеансы плат). Эти явления и устройства быстро стали предметом научных исследований.

Термин «идеомотор» впервые был использован в научной статье, в которой обсуждались средства, с помощью которых эти спиритуалистические явления производили эффект, Уильямом Бенджамином Карпентером в 1852 году, отсюда и альтернативный термин « эффект Карпентера» . (Карпентер получил слово идеомотор от компонентов ideo , означающих «идея» или «ментальное представление», и motor , означающих «мышечное действие»). В статье Карпентер объяснил свою теорию о том, что мышечные движения могут быть независимыми от сознательных желаний или эмоций.

Карпентер был другом и соратником Джеймса Брейда , основателя современного гипноза. Брейд вскоре принял идеомоторную терминологию Карпентера, чтобы облегчить передачу его самых фундаментальных взглядов, основанных на взглядах его учителя, философа Томаса Брауна , о том, что эффективность гипнотического внушения зависит от концентрации субъекта на одном (таким образом, » доминирующая «) идея. В 1855 году Брейд объяснил свое решение отказаться от своего более раннего термина «моноидео-мотор», основанного на «идео-моторном принципе» Карпентера (1852), и принять более подходящий и более описательный термин «моно-идеодинамический». Его решение было основано на предположении, сделанном Карпентеру (в 1854 г.) их общим другом, Дэниелом Ноублом , что деятельность, которую описывал Карпентер, будет более точно понято в ее более широких приложениях (а именно, шире, чем маятники и доски для спиритических сеансов), если это должно было быть названо «идеодинамическим принципом»:

Научные тесты, проведенные английским ученым Майклом Фарадеем , манчестерским хирургом Джеймсом Брэйдом , французским химиком Мишелем Эженом Шеврёлем и американскими психологами Уильямом Джеймсом и Рэем Хайманом , продемонстрировали, что многие явления, приписываемые духовным или паранормальным силам или таинственным «энергиям», являются собственно за счет идеомоторного действия. Кроме того, эти тесты демонстрируют, что «честные, умные люди могут бессознательно задействовать мышечную активность, соответствующую их ожиданиям». Они также показывают, что внушения, которые могут направлять поведение, могут быть даны тонкими подсказками (Hyman 1977).

Некоторые операторы заявляют, что используют идеомоторные реакции для общения с « бессознательным разумом » субъекта, используя систему физических сигналов (например, движений пальцев) для подсознания, чтобы указать «да», «нет», «я не знаю», или «Я не готов знать это сознательно».

Простой эксперимент, демонстрирующий идеомоторный эффект, — это позволить ручному маятнику зависать над листом бумаги. На бумаге напечатаны такие слова, как ДА, НЕТ и МОЖЕТ БЫТЬ. Небольшие движения рукой в ​​ответ на вопросы могут заставить маятник двигаться к словам на бумаге. Этот метод использовался в экспериментах по экстрасенсорному восприятию , детекции лжи и доскам для спиритических сеансов. Этот тип эксперимента использовался Крескиным, а также использовался иллюзионистами, такими как Деррен Браун .

Исследование автоматических движений маятника в 2019 году с использованием системы захвата движения показало, что иллюзия маятника создается, когда пальцы, удерживающие маятник, генерируют частоту колебаний, близкую к резонансной частоте маятника. При соответствующей частоте достаточно очень небольших движущихся движений руки, чтобы вызвать относительно большое движение маятника.

Что такое идеомоторная тренировка

Идеомоторный эффект был описан еще И. П. Павловым: «Когда вы думаете об определенном движении, вы его невольно производите». Идеомоторные тренировки обрели большую популярность в подготовке профессиональных спортсменов, обучении сотрудников правоохранительных органов.

Опыт с маятником подтверждает существование идеомоторного эффекта, кроме того, его проявление зависит от индивидуальных особенностей психики. У кого-то лучше получается раскачивать маятник, пристально глядя на него, другим достаточно думать и представлять это в своем воображении. Это происходит в зависимости от преобладания зрительного либо моторного способа ориентации в пространстве

Для тех, у кого преобладает зрительный способ, важно видение образа, а преобладающая моторная ориентация полагается на ощущения тела и направления силы тяжести

Также идеомоторный эффект подтверждается эффектом Карпентера:

Пример идеомоторной тренировки: расслабление рук и шеи

После того, как нижняя часть тела полностью расслаблена, перейдем к примерам идеомоторных упражнений для ощущения легкости в руках.

Сначала посмотрите внутренним взглядом на свои руки: плечи, локти, предплечья, кисти, пальцы. Прочувствуйте, как каждое мышечное волокно расслабляется. Ощутите тепло, которое идет от кончиков пальцев по всему телу. Чтобы повысить это ощущение, представьте, как вы крепко сжимаете руки в кулаки. Подержите их так несколько десятков секунд, а потом резко расслабьте руки. В кистях должно появиться легкое покалывание.

Потом вообразите, что вытягиваете руки максимально вперед. Представьте, как растягиваются все мышечные волокна, и тело подается вслед за руками. После этого резко расслабьте руки. Представьте, как растопыриваются пальца на обеих кистях. Сохраните это ощущение на несколько секунд, затем резко расслабьтесь.

Чтобы сбросить напряжение в верхней части рук и плечевом поясе, вообразите, как напряжены все мышцы наверху. Представьте, как вы стараетесь дотянуться плечами до мочек ушей. Потом быстро опустите плечи, мысленно расслабив каждую мышцу.

Расслабьте шею, сначала представив, как все мышцы на ней максимально напряжены, после чего они внезапно становятся релаксированными.

Типы образов для идеомоторных тренировок

Образы, воображаемые при идеомоторной тренировке, разделяют на внешние (визуальные) и внутренние (кинестетические). Представлять эти образы можно от первого лица — и визуальные, и кинестетические, либо от третьего лица — только визуальные. При проекции от первого лица человек воображает свои действия и ощущения — зрительные, слуховые, тактильные. При проекции от третьего лица представляют, что наблюдают действующего себя или какого-то персонажа со стороны.

Для освоения двигательных навыков, выполняемых самостоятельно в индивидуальных видах спорта, наиболее эффективны кинестетические образы от первого лица. Это означает, что человек представляет себя действующим, воображая свои точные движения и ощущения во время выполнения навыка. Если восстановить такой образ сразу не получается, можно начать с визуального представления себя или другого человека со стороны, а затем перейти к кинестетическому образу.

Этапы

Идеомоторный метод может освоить каждый человек, при этом изучение происходит в несколько этапов.

Этапы овладения идеомоторной тренировкой включают:

  1. Начальный. Человек должен начать с того, что научиться четко представлять свою цель – конкретное движение. Поэтому перед началом тренировки необходимо выполнить упражнение несколько раз — так мозг запомнит последовательность действий и ощущения.
  2. Тренинг. На этом этапе человек словесно оформляет свои движения в реальном упражнении, а потом переносит тренировку в мысленное представление. В момент словесного описания движения проговариваются в тот момент, когда непосредственно происходит движение. Человек описывает, что нужно делать и свои ощущения в данный момент.
  3. Автоматизация. Наиболее сложным в тренировке является воспроизведение мышечно-суставных сухожильных ощущений. Сначала человек проводит реальные тренировки, потом учится создавать напряжение в мышцах, потом – в суставах. Только после этого ощущения могут быть воспроизведены сознанием.

Как разработать конечность в гипсе

В ранний восстановительный период, когда рука еще находится в фиксированном положении, упражнения для разработки лучезапястного сустава после перелома или иной травмы носят щадящий характер и затрагивают только пальцы, локтевой и плечевой суставы. Продолжительность одной тренировки не должна превышать четверти часа. Наиболее эффективными и безопасными считаются дыхательные упражнения, идеомоторные и изометрические гимнастические элементы.

Лечение дыхательными техниками

Респираторные упражнения позволяют снять болевой синдром, насытить поврежденные ткани кислородом, что ускоряет их регенерацию. Существует 2 различные техники дыхания, которые нужно освоить в процессе лечения:

  1. Диафрагмальное дыхание. Ложитесь на спину, одну ладонь кладите на живот, другую – на грудь. На вдохе должна двигаться только ладонь на животе, вторая остается неподвижной. Если из-за лонгеты положить таким образом руку сложно, воспользуйтесь другой методикой. В таком же лежачем положении подогните ноги к животу, который должен подниматься на вдохе, на выдохе – втягиваться. После максимального выдоха задержите дыхание на несколько секунд.
  2. Грудное дыхание. Как в первом варианте, кладем одну кисть на грудную клетку, а вторую – на брюшной пресс. Только теперь на вдохе должна подниматься рука на ребрах. Другая методика выполняется лежа на животе, чтобы нагрузка на межреберные мышцы была больше. На вдохе верхние отделы туловища должны явственно приподниматься, как бы «отталкиваясь» от пола, на выдохе возвращаться обратно.

Идеомоторные упражнения

Это своего рода ментальная тренировка, когда гимнастические элементы прорабатываются только мысленно. Нервные импульсы, формирующиеся при этом, стимулируют работу периферических нервов и регулируют тонус сосудов. Нужно четко представить себе, как иммобилизованная рука движется, выполняя конкретные задачи:

  • Сгибание и разгибание в запястье;
  • Вращение кистью;
  • Сжимание и разжимание пальцев в кулак;
  • Повороты предплечья внутрь и наружу.

Стимуляция мышц без движения

Изометрическая гимнастика после перелома лучезапястного сустава характеризуется напряжением мышц кисти и предплечья, без активных движений в конечности:

  1. В положении лежа давите на опору сначала только ладонью, а потом всем предплечьем.
  2. Теперь представьте, что на руку сверху положили что-то тяжелое, и попытайтесь ее приподнять, преодолевая сопротивление.
  3. Делайте вид, будто хотите сжать ладонью крупный твердый предмет.
  4. Имитируйте повороты предплечья наружу и внутрь через сопротивление.

Идеомоторика — техника проживания эмоций через тело

Идеомоторные упражнения — это упражнения в выполнении которых задействуются не только тело и мышцы, но и мысленное обдумывание движений. Каждое наше движение имеет свое представление в сознании и любому движению предшествует создание его мысленного образа , результатом чего являются сигналы к конкретным мышцам нашего тела . Нюансы настроения передаются через идеомоторику в двигательную сферу, и возникает «летящая» походка, «груз» неудачи, «дрожь» воспоминания. Так Вольф Мессинг, имея очень развитую идеомоторику , буквально считывал на своих сеансах мысли людей, через едва уловимые движения.

Изначально, идеомоторику применяли для улучшения когнитивных способностей, таких как речь, умение рассуждать и учиться новому. Практикующий посылает мозговой импульс к определенным группам мышц: тело приобретает тонус, эмоции покидают тело. Возникающие в сознании образы идеомоторно могут вызывать самые разнообразные движения. Как правило, эти движения носят символический характер, т.е. не выполняются полностью, а только » обозначаются » — покачиванием частями тела, напряжением мышц, движениями глазного яблока и т.п. Нередко такие движения не осознаются и не вспоминаются после.

Идеомоторные техники применяются в следующих областях:

Осознанные движения широко применяют спортсмены и их тренеры, например Борис Беккер — немецкий теннисист, бывшая «первая ракетка мира» ценил незаменимость таких тренировок . В медицине идеомоторные упражнения используют для восстановления двигательных функций после травмы, для улучшения качества жизни пожилых людей и людей, имеющих ограниченные физические возможности . Психотерапевтический эффект обусловлен выходом эмоций и настройкой организма на нужный лад. Актёры применяют данную методику на сцене, а художники и писатели использовали её как средство самовыражения в искусстве сюрреализма (в частности, у А. Бретона).

Ниже приведены примеры базовых упражнений на начальном этапе освоения идеомоторных навыков. Мысленное выполнение движений может проводиться в различных положениях, под внешнее речевое или музыкальное сопровождение, с открытыми или закрытыми глазами. Сначала воображаем движение, а затем позволяем ему случиться самостоятельно, не вмешиваемся в процесс:

  • 1) руки всплывают в стороны, до уровня плеч;
  • 2) руки разводятся или сводятся на уровне плеч;
  • 3) руки опускаются вниз, с уровня плеч;
  • 4) сгибается палец (работа указательным пальцем руки).

Ещё одним важным навыком , который возможно развитии посредством идеомоторики, является эмоциональный интеллект . Именно его назвали компетенцией будущего, согласно отчёту Всемирного экономического форума в Давосе. Он входит в топ-10 компетенций, которые стоит освоить до 2020 года. Дело в том, что в современном обществе для успешной карьеры недостаточно знаний и развитого интеллекта. Необходимо понимать и контролировать свои эмоции , уметь выстраивать отношения с людьми и чувствовать их. Для этого попробуйте прожить эмоцию через тело: ощутите её и «выбросите» через движения. Осознайте, как вы чувствуете себя когда у вас прямая спина и когда вы сутулитесь, когда вы поднимаете или опускаете подбородок. Воспроизведите в воображении все мышечные и пространственные ощущения, выбрав для их проживания приемлемый для вас способ: через спорт, танец или что-то другое. Следующим шагом будет умение не только ощущать, но и контролировать эмоции, а в дальнейшем улавливать их в поведении других людей.

Эффективность таких тренировок зависит не от физической подготовки, а от психологического состояния человека. Потребуется концентрация внимания на мысленном проживании ситуации .

http://psychosearch.ru/practice/psychophysiology/440-nauchenie-i-psikhofiziologiya-ideomotornye-trenirovki-po-majklu-faradeyuhttp://muskul.pro/secret-theory/ideomotornie-uprazhneniya

Путешествие в глубины разума

Что этовообще такое, спросите вы? Давайте разбираться. И для этого нам придется погрузиться в глубины бессознательного мышления.

«Идео» (мысль) и «моторика» (движение) — два этих слова лежат в основе слова идеомоторика, которое, как можно понять теперь, означает «мысленное движение».

Что за чушь, скажет читатель, такого не бывает. Бывает, и ученые это доказали еще триста лет назад, когда открыли идеомоторные акты – действия, которые мы совершаем бессознательно, в результате чего наши представления о движении получают реальное воплощение.

Загадка качающегося стола

Ярким примером идемоторики можно назвать популярные в XIX столетии в Европе спиритические сеансы со столами (был привержен спиритизму, в том числе, и русский император Александр II).

Группа людей усаживалась вокруг стала, клала на него руки и принималась ждать «прихода духа». «Дух» обычно приходил – стол начинал качаться, наклоняться либо вообще вращаться, тем самым «отвечая» на вопросы присутствующих.

Частично в успехе сеанса был виноват сам стол, имевший какой-либо хитрый встроенный механизм. Но немалая заслуга принадлежала и тем, кто сидел за таким «волшебным столом».

Они упорно думали о том, чтобы стол пошевелился, визуализировали этот процесс и невольно передавали свои нервные импульсы через руки к столешнице.

Девичьи гадания

Вы и сами можете провести такой «спиритический сеанс». Достаточно просто взять в руку нитку с прикрепленным к ней шариком, закрыть глаза и представить себе качания этого шарика — рано или поздно он непременно закачается.

Насколько мне известно, у девочек есть такая игра – угадать пол детей, которые у них когда-либо будут, и их количество: подвесить на нитку кольцо (или иголку) и держать его над раскрытой ладонью. В зависимости от того, как будет «ходить» кольцо – кругами или вдоль, таков и будет пол ребенка.

Как только кольцо перестало вращаться – значит, на этом счет детям закончен. Гадают при помощи подвешенного на нитку кольца и во многих других случаях. Я не прав, мои дорогие читательницы?

Для чего нужны идеомоторные упражнения

Идеомоторные (ментальные) упражнения применяют в различных профессиях: актёры, танцоры, профессиональные спортсмены, военные и полиция. Нам они интересны для:
разучивания техники движения (к примеру, в сложном или новом упражнении);
оттачивания техники упражнения, где есть явные «косяки», а избавиться обычным способом не получается;
улучшение результативности (пожать или присесть больше, чем ты можешь в реальности);
реабилитации после травм;
поддержание физической формы при травме или при отсутствии возможности полноценно заниматься.

Применение таких упражнений для реабилитации травм – не редкость (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/2629220). Также эти упражнения можно применять спортсменам при травме конечности, например, когда любое движение вызывает острую боль, а терять форму не хочется. Идеомоторные упражнения – реальный выход для таких ситуаций.

Мысленные упражнения работают так: вы представляете какое-то упражнение, концентрируетесь на его выполнении. Мозг (его подсознательная часть, отвечающая за дыхание, сердцебиение и т.д.) думает, что вы реально занимаетесь, и посылает электрические импульсы в мышцы. Мускулатура готова к физической работе, но по факту движения не происходит.

К слову, когда вы будете применять подобный тренинг, можете заметить, что мышцы или даже группы могут еле-еле подёргиваться. Это и есть та готовность мускулатуры к работе. Это и есть те нервные импульсы, посылаемые мозгом.

Проще говоря, оттачивается навык (создаются нейронные дорожки, мостики в мозгу). Это как приобретение какой-то привычки, рефлекса. Вы тем самым знакомитесь или уже работаете с упражнением. А когда дело дойдёт до настоящей физической работы, новое упражнение будет получаться чётче и легче.
Ментальные упражнения – это способ разучить какое-либо движение и выполнить его лучше, чем если бы мы начали его выполнять сразу без мысленного представления и идеомоторной подготовки (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/32116968).

Что представляет собой?

Идеомоторные тренировки – уникальное спортивное направление, предусматривающее мысленную проработку каждого элемента выбранной схемы. При правильном настрое и выполнении мозг посылает к прокачиваемой мускулатуре специальные импульсы, в результате чего тело постепенно приходит в тонус. В чем суть:

При классическом тренинге атлет включает абсолютно все чувства: зрение, слух, обоняние и осязание.
При мысленной проработке все второстепенные факторы как будто «отключаются»
Все внимание максимально концентрируется на мышечных и суставных структурах

Перед началом тренировок по данной схеме, необходимо разобраться в теории – узнать последовательность действий и изучить каждую деталь, которая может в процессе оказаться важной
Далее начинается реализация освоенного, включающая повторение воображаемого с закреплением результата. Перед началом тренировок по данной схеме, необходимо разобраться в теории – узнать последовательность действий и изучить каждую деталь, которая может в процессе оказаться важной

Перед началом тренировок по данной схеме, необходимо разобраться в теории – узнать последовательность действий и изучить каждую деталь, которая может в процессе оказаться важной

Перед началом тренировок по данной схеме, необходимо разобраться в теории – узнать последовательность действий и изучить каждую деталь, которая может в процессе оказаться важной
Далее начинается реализация освоенного, включающая повторение воображаемого с закреплением результата. Перед началом тренировок по данной схеме, необходимо разобраться в теории – узнать последовательность действий и изучить каждую деталь, которая может в процессе оказаться важной. Далее начинается реализация освоенного, включающая повторение воображаемого с закреплением результата

Далее начинается реализация освоенного, включающая повторение воображаемого с закреплением результата

Перед началом тренировок по данной схеме, необходимо разобраться в теории – узнать последовательность действий и изучить каждую деталь, которая может в процессе оказаться важной. Далее начинается реализация освоенного, включающая повторение воображаемого с закреплением результата

Кому нужны?

ИТ – это целый комплекс упражнений, который наиболее всего подходит людям с хорошей физической формой или спортсменам с прокачанной мускулатурой. Для новичков такие тренировки менее эффективные. Есть несколько категорий лиц, кому лучше всего среди разнообразия занятий выбирать именно идеомоторные:

  • Атлеты для дальнейшего развития и трансформации.
  • Люди на реабилитационном этапе после перенесенных травм или операций.
  • Люди, нуждающиеся в стабилизации психологического состояния.

Если научиться ставить мысли под контроль, можно в кратчайшие сроки усовершенствоваться во многих направлениях.

Интересный факт. Идеомоторные тренировки эффективны при отсутствии занятий спортом по объективным причинам: травмы, временное отстранение или болезнь. Если на данном периоде атлету необходима реабилитация или небольшой перерыв, ИТ станут отличной альтернативой. Они помогут сохранить тонус.

Идеомоторная тренировка и научение с точки зрения нейрофизиологии

Головной мозг – тот орган, в котором происходит формирование будущего действия и передаются сигналы мышцам, где и реализуются задуманные движения. Вопрос о нейрофизиологических механизмах воздействия мысленных тренировок в данный момент остается открытым, на этот счет есть лишь теории.

В современной нейрофизиологии существует системно-селекционная концепция научения и теория функциональных систем. Она состоит в том, что в раннем онтогенезе имеют тенденцию к ускоренному созреванию локализованные в разных областях организма части системы, отвечающие за действия, необходимые для выживания. То есть, участок в коре головного мозга, отвечающий за движения, и нервные клетки, и мышцы управляемой им конечности. Нейроны изначально имеют свою специфику, а не приобретают ее, будучи универсальными. Существует также резерв нейронов или так называемые «молчащие» клетки, впоследствии используемые для разных целей. Специализация нейронов — постоянна, они никогда не «забывают» усвоенное, и вновь возникающие специализации нейронов также становятся постоянными. С такой точки зрения, формирование новых структур происходит не за счет повышения проводимости клеток и «проторения путей», а благодаря образованию новых систем из совместно активирующихся нейронов, которые могут находиться в разных частях мозга и напрямую не быть связаны между собой. Создание новой системы для достижения конкретного результата и есть важнейший механизм научения.

Идеомоторный эффект может быть объяснен гипотезой Л. Пиккенхайна о так называемой «внутренней обратной связи», которую можно назвать нейрофизиологической основой этого явления. Л. Пиккенхайн, изучая структуру моторного акта, приходит к выводу, что в основе реальных и мысленных движений лежат схожие механизмы, различие лишь в обратном сигнале о выполненном действии. При идеомоторной тренировке такой сигнал отсутствует, но эффект выполнения все же наступает. Экспериментальным путем было выявлено существование так называемых внутренних обратных связей, возникающих на разных уровнях моторной системы.

Там «возникает на короткое время как бы копия эфферентной команды движения, которая имеется в распоряжении для сравнения с обратной сигнализацией из нижележащих уровней координации» (Пиккенхайн, 1980 г.).

Эти связи присутствуют при любых движениях, но при идеомоторных движениях объем включенных в действие уровней системы зависит от реалистичности представлений, то есть поддается контролю, но необходим первоначальный образ, на который можно опереться в воображении. Следовательно, эффективность таких тренировок зависит от наличия реального опыта подобных действий.

Когда можно будет заметить первые результаты?

Эффективность идеомоторных тренировок напрямую зависит не от физической подготовки, а от психологического состояния человека. Только максимальная концентрация и согласованность позволит быстро достичь реальных результатов. Быстрее всего заметят положительные изменения спортсмены, которые занимаются борьбой, или боевыми искусствами.

При правильной подготовке, точность и техничность ударов повышается уже после 2х-3х мысленных занятий. Люди, которые проходят реабилитацию и выполняют полный комплекс упражнений ЛФК в сочетании с идеомоторными техниками, восстанавливают здоровье гораздо быстрее, чем не занимающиеся пациенты.

Если кажется, что видимых результатов нет, необходимо проверить правильность выполнения упражнений. Для этого понадобится помощь со стороны. Нужно надеть короткие шорты и представить выполнение любого упражнения для ног. Если наблюдающий заметит микро судороги, подкожные подергивания, то это значит, что тренировка проходит правильно и рано или поздно удастся получить реальный результат.

Если хронические болезни или травмы не дают возможности заниматься спортом, обязательно нужно освоить идеомоторную технику. Пригодится умение мысленно выполнять упражнения и тем, кто желает улучшить спортивные результаты и привести мышцы в тонус.

Мысленное программирование

Ну что ж, я думаю, достаточно примеров того, что собой представляет идеомоторика. Теперь перейдем, собственно, к тому, как она используется в жизни, в чем ее практический, а не мистический, эффект.

А применяется она чаще всего в большом спорте, для подготовки спортсменов. В частности, об этом рассказывает вот этот короткий видеоролик:.

В одном из интервью 2000 года фигуристка Ирина Слуцкая действительно призналась, что к тому моменту она уже как 1,5 года занималась с врачом-психиатром Анатолием Алексеевым, так что, думаю, информация, представленная в этом ролике, правдива.

Иными словами, идеомоторика используется профессионалами спорта высоких достижений как своего рода мысленное программирование мозга на выполнение тех или иных действий.

При этом, обдумывание происходит самым тщательным образом – спортсмен прорабатывает в голове все нюансы действия, буквально кожей (а, вернее, мышцами) ощущая то, что он выполняет в своем мозгу.

В итоге, при выполнении действия в реальной жизни к делу подключается натренированная «мышечная память», что позволяет выполнить действие без ошибок.

Однако, спросит нетерпеливый мой читатель, все это прекрасно, но при чем тут похудение-то? Страх как не хочется вставать с дивана, а лишние кило нужно срочно прогнать. Ну что ж, теперь мы подошли к самому главному.

Принципы идеомоторной тренировки. Идеомоторная тренировка в спорте

Принципы идеомоторной тренировки в спорте

Идеомоторную тренировку в основном применяют высококвалифицированные спортсмены, которые пришли к убеждению её необходимости в результате длительных эмпирических поисков. Низкоквалифицированные спортсмены не имеют навыков её проведения. Они мысленно воспроизводят упражнение только визуально, в зрительных образах, которые не дают должного эффекта. Суть же идеомоторного метода состоит в умении сознательно, преднамеренно вызывать кинестезические представления – комплекс тех ощущений и восприятий, от которых зависит успех выполнения реального действия. Использование идеомоторной настройки перед соревнованием в течение 10 – 15 занятий подготавливает спортсмена к успешному выступлению. Все это происходит только в том случае, если спортсмен путём усиленной тренировки развивает у себя способность в нужный момент вызывать мышечно-двигательные представления о движении. Этому способствуют следующие приёмы: — систематическое индивидуальное планирование предстоящих действий; — проговаривание заданий; — мысленное выполнение упражнений с применением волевых усилий, мышечным напряжением и расслаблением, имитационными движениями; — умение разделять движение на части и находить в них основные фазы двигательных действий; — сравнение и анализ мышечно-двигательных ощущений реального действия с представляемыми; — внушение и самовнушение; — выполнение упражнения после сокращенной специальной разминки. При этом процесс обучения идеомоторному методу надо строить на основе общеизвестных дидактических принципов: последовательности, доступности, систематичности, индивидуализации и др. Кроме них необходимо учитывать и следующие специальные принципы: 1 Принцип мотивированной заинтересованности, предполагающий привитие спортсменам серьёзного отношения к методу. 2 Принцип универсальной эффективности. Идеомоторная подготовка эффективна во многих аспектах: обучении технике, настройке на выступление, воспитании психических, волевых, интеллектуальных качеств, воспитании творческого отношения к тренировочному процессу. 3 Принцип доминирующей эффективности. В наибольшей степени тренирующий эффект проявляется в овладении пространственными характеристиками движения, затем временными и в определенной степени силовыми. Чем сложнее по координации действие, тем более необходима идеомоторная подготовка. 4 Принцип отсроченного эффекта. Первые занятия по этому методу не дают результата. Это происходит из-за отсутствия программ представления движения и связей в коре головного мозга. 5 Принцип индивидуальности. Варианты идеомоторной настройки зависят от индивидуально-психологических различий спортсмена. Спортсмены с сильной нервной системой обычно начинают идеомоторные выполнения движения непосредственно перед стартом. Лица со слабой нервной системой проделывают это намного раньше, и используют её чаще и намного эффективнее. Индивидуальна также и содержательная сторона идеомоторной программы. 6 Принцип содержательной эффективности. Наибольший реальный тренирующий эффект представления движения достигается при идеомоторном воспроизведении в мышечно-двигательных образах узловых моментов действия, его результативной сути. 7 Принцип вербализации. Проговаривание или чёткое словесное обозначение (вслух или про себя) основных моментов действия усиливает тренирующий эффект представления движения. 8 Принцип дозирования. Многократное повторение (мысленное) движения утомляет нервные центры. В итоге двигательные представления теряют ясность и чёткость, становятся беспорядочными, что снижает результативность идеомоторной подготовки. Целесообразно мысленно повторять задание 5 раз, а сложные задания однократно.

Проработка телесных и эмоциональных блоков

Во время тренировки человек получает полноценный отдых, восстанавливает внутреннюю гармонию. При этом происходит формирование новых нейронных связей. А это уже про освоение новых личностных ресурсов и расширение своих возможностей.


Image by FunkyFocus from Pixabay

Что представляет из себя саморегуляция. Это такой сеанс, предполагающий путешествие внутрь себя. С задачей расслабиться, получить облегчение от негативных состояний. Можно взять готовый текст для релаксации, можно самостоятельно под музыку представить красивое место. Обычно это место природное: море, водопад, горы, лес….

Стоит сначала прислушаться к музыке, затем к своим ощущениям в теле. И пройтись по всему телу от кончиков пальцев до макушки. Или как вам захочется

Своим вниманием обращать на все зажимы и напряжения в теле. Продышать – расслабить – отпустить

Также это хороший вариант для тех, кто испытывает сложности при засыпании. Много тревог, забот, круговерть в голове. Такое отпускание и плавный переход способствует хорошему сну и высыпанию. Похоже на то, как если бы мы рассказали сказку детям. Что будет тоже очень хорошо. А потом сказка для себя. И всем спокойной ночи!

§ 2. Сенсомоторные и идеомоторные процессы

Различают сенсомоторные и идеомоторные процессы. К сенсор-

ному полю относится все, что связано с отношением, восприятием,

оценкой и выполнением ответных действий, к моторному — все то,

что непосредственно связано с рабочими движениями. В обобщен-

ном сенсомоторном процессе четыре психических акта:

1. Сенсорный момент реакции — процесс восприятия.

2. Центральный момент реакции, связанный с переработкой полу-

ченной информации.

3. Собственно моторный момент реакции — процессы, определя-

ющие начало рабочих движений.

4. Сенсорная коррекция движения (обратная связь, уточняющая

правильность выполнения движения).

Простая сенсомоторная реакция — это быстрый ответ простым

одиночным рабочим движением на заранее известный, но внезапный

сигнал. Она оценивается по времени. Скоростью простой реакции

называется типичное для данного человека среднее латентное (скры-

тое) время его реакции с момента появления раздражителя до на-

чала ответного движения. Норма простой реакции на свет — 0,2 сек.,

на звук -0,15 сек., она не одинакова у разных людей и зависит от

ряда условий. В психологической структуре сложных реакций не-

сколько элементов: внимание (учитывается сосредоточенность или

рассеянность); память (участвующая в процессах выбора ответного

движения); мышление и эмоции, по разному окрашивающие психо-

моторику работающего человека.

Кроме времени сложные реакции различаются и по точности, то

есть соответствию исполнения рабочего движения к данному идеалу,

по вариативности или постоянству реакций по качеству. Понятие

сенсомоторной координации включает динамику воспринимаемого

объекта, например, реакция на движующийся объект (РДО), реакция

слежения или удерживания объекта. Согласованность движений двумя

руками или сочетание движения рук и ног требует координации

движений, а быстрая и точная экономная соразмерность двигатель-

ных актов определяется как ловкость работающего. Координация

поддается тренировке.

Идеомоторные акты связывают ментальные (психические) пред-

ставления о движении с выполнением движения, участие в исполне-

нии движений больших идеомоторных движений мыслительного ком-

понента. Не следует преувеличивать опасности и заострять внима-

ние учащихся на ошибочности их выполнения или связывать их с

опасностью. Наоборот, введение компонентов наглядного показа,

создание спокойной ситуации устраняет избыточный анализ рабочих

движений и способствует хорошему освоению их. Формированию

идеомоторных навыков и закреплению их помогают образные и

мыслительные тренировки — имаготренинг, ментальный тренинг (см.

далее: часть II). Упражнения «в воображаемых действиях» служат

идеомоторной основой качественного выполнения самих действий.

предыдущая
к содержанию
следующая

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: