Диалектика

Марксизм

Диалектика была одним из главных методов для марксистских философов. Маркс и его последователи пользовались в своих трудах принципом диалектики, переводя его в материалистическую область. В материи происходит отображение самой себя. Она находится в постоянном движении и автономном развитии. В диалектике отражаются материалистические законы развития. Маркс противопоставил Гегелю свою трактовку диалектики. Он считал, что первичен не дух, а материя, вечная и бесконечная. Поэтому и диалектический метод основоположник марксизма использовал для осмысления законов развития действительности, а не теоретических представлений об этом.

Для материализма диалектическое учение являлось в первую очередь закономерностью экономического развития, из это следует, что оно становится закономерностью всего. Диалектику последователи марксизма определяли, как залог развития прогресса по пути глобального благополучия всех людей в мире.

Маркс вывел свою триаду: тезис-антитезис-синтез. Капитализм является тезисом, антитезис представлен диктатурой пролетариата, а их синтезом – достижение общего счастья для всего общества без разделения на классы.

Описывая развитие материи, соратник Маркса Энгельс опирался на труды другого немецкого философа, Гегеля и его законы диалектики:

  • отрицание отрицания;
  • единство и борьба противоположностей;
  • переход из количества в качество.

Особое место в трудах марксизма отведено закону о борьбе противоположностей. Именно опираясь на него, Ленин развил теорию Маркса и пришел к выводу о неизбежности мировой революции пролетариата.

Актуальность объективного познания

Полноценную жизнедеятельность человеку обеспечивает обучающий процесс, который начинается с момента его рождения. Индивид изменяется в зависимости от результатов своей деятельности в общей среде. Еще важнее приобрести человеческий социально-исторический опыт. Он собран в средствах познавательных систем, производстве и языках. Все это составляет базу норм и ценностей, корректирующих сотрудничество разных личностей и их социальные связи. Такое развитие касается как отдельных людей, так и общества в целом.

С учетом стремительного расширения сферы использования электронно-вычислительной техники, развития естествознания, социальной структуры, экономики и прочих наук возникает потребность в молодых специалистах, которые могли мыслить диалектически.

Принципы диалектики

Помимо законов диалектика вводит несколько принципов, согласно которым происходит движение и развитие. Чтобы понять смысл этих принципов, каждый из них также нужно рассмотреть подробно.

  • Принцип всеобщей взаимосвязи. Из названия можно понять, что данный принцип подразумевает наличие взаимосвязи между всеми объектами и явлениями нашего мира. При этом одни связи являются прямыми и непосредственными, другие – косвенными. Прямая взаимосвязь подразумевает, что объекты непосредственно влияют друг на друга, обмениваясь энергией, веществом или информацией. Косвенная взаимосвязь подразумевает, что прямого взаимодействия между объектами нет, но они способны влиять друга на друга опосредованно.
  • Принцип системности. Данный принцип подразумевает, что связи между объектами не хаотичны. Они упорядочены и являются частями одной целостной системы, имеющей свою иерархию и целесообразность. И какой бы сложной ни была рассматриваемая система, данный принцип всегда для неё соблюдается, даже если речь идёт вообще обо всей Вселенной.
  • Принцип причинности. Здесь подразумевается, что все процессы имеют какую-то обусловленность. Они возникают не сами по себе, а под влиянием внешних или внутренних причин. Причины порождают следствия, а необходимые для этого связи между объектами называются причинно-следственными.
  • Принцип историзма. Данный принцип подразумевает, что любой объект необходимо рассматривать с учётом его генезиса и пройденных им этапов развития (как итог и сумму его предыдущих состояний).

Как развивались формы

Изначально философские учения имели наивно-диалектическую и стихийно-материалистическую сущность. Первая форма диалектики – античная. Она сформировалась приблизительно 2500 лет назад в Древней Греции, Индии и Китае. Подобная мудрость была свойственна и восточным философам. Согласно античному мышлению, делался упор на парные категории мыслительных алгоритмов, то есть нахождение единой основы у разных до прямой противоположности уже дозревших идей и концепций. А также символов и образов как в известных философских направлениях, так и в эзотерических. Это единая форма, в которой прослеживается борьба противоречий в содержании мышления. Такое экзотическое понятие не совсем было привычно для европейцев. Тем не менее оно являлось теоретически обоснованным и настраивало мыслителей на нахождение разумного основания, конечная цель которого – поиск взаимоопределяемости категорий мышления.

В каждой стране обсуждаемое нами понятие носило различный характер. Поэтому и формы диалектического мышления претерпевали изменения. Например, в марксизме оно преподносилось как отражатель законов в формировании материи, которая находится в движении постоянно и развивается сама по себе. Взгляд Карла Маркса на материалистическую диалектику противоположен понятиям, которые изложил в своем труде Гегель. В его философии оно подразумевает переход из одного умозаключения в другое, при котором обнаруживается, что данные определения ограниченны и односторонние, они отрицают самих себя. В СССР допускалось лишь материалистическое мышления, к другим формам диалектики относились с большим подозрением. После распада Советского Союза оно, наоборот, утратило свою значимость. Хотя некоторые авторы оценивали материалистическую форму положительно.

Бесполезность диалектики

Подведем итоги. Диалектика бесполезна потому, что все ее три основных закона бесполезны. Первый и третий законы являются всего лишь способом сказать сложно, многословно и напыщенно о простом, не добавив при этом ничего нового. Второй закон — не закон вовсе, так как во многих случаях противоречит опыту.

Слабость диалектики происходит, по всей видимости от того, что она сама построена с многочисленными нарушениями логики, бессвязно и запутанно.

В заключение могу порекомендовать упражнение. Постройте новое философское учение: «псевдолептику». В ее основу положите три закона. 1. Закон перевоплощения: всякая причина воплощается в следствие, чтобы перевоплотиться в причину. 2. Закон сомнения: несомненно лишь сомнение сомневающегося, иное сомнительно. 3. Закон триады: из трех понятий любые два можно понять через третье. Поясните, почему псевдолептика так же бесполезна, как диалектика.

Первоисточник и толкователи

Основу диалектики составляют три закона (о которых речь пойдет ниже). Если обратиться
к трудам самого Гегеля, то нетрудно заметить следующее. Весь текст построен по схеме
тезис-антитезис-синтез. То есть, имеется некоторое понятие (тезис). Далее берется
другое понятие (антитезис), по смыслу противоположное. Наконец, берется последняя фраза
(синтез), в которой две первые так или иначе объединяются. Вот такими «тройками» и
изложена почти вся «Наука логики».

Логическое обоснование многочисленных утверждений отсутствует. Даже если сделать поправку
на ошибки перевода, можно заметить, что текст этого философа является бессвязным набором фраз.
Бессвязность заключается в том, что последовательные фразы в рассуждении не следуют логически
одна из другой, не доказываются и не обосновываются. Иллюзия следования создается тем, что
во-первых, соседние фразы часто похожи, а во-вторых, соседние фразы часто соединены словами
вроде: «так что», «ибо» и «поэтому». Например:

«Я, разумеется, не могу полагать, что метод, которому я следовал в этой системе логики или, вернее, которому следовала в самой себе эта система, не допускает еще значительного усовершенствования, многочисленных улучшений в частностях, но в то же время я знаю, что он единственно истинный. Это само по себе явствует уже из того, что он не есть нечто отличное от своего предмета и содержания, ибо именно содержание внутри себя, диалектика, которую оно имеет в самом себе, движет вперед это содержание. Ясно, что нельзя считать научными какие-либо способы изложения, если они не следуют движению этого метода и не соответствуют его простому ритму, ибо движение этого метода есть движение самой сути дела.»

Сама скромность и сама ясность, не правда ли? Под «ритмом» подразумевается упомянутый выше
цикл из трех шагов. Следования этому циклу считается достаточно. Более того, такая схема
рассуждения объявляется «единственно истинной», так как Гегель «это знает». И «единственно
научной», потому что следует сама из себя. Ты — верблюд, потому, что ты — верблюд. J
В Интернете нетрудно найти текст, к примеру здесь, и
обнаружить в нем еще великое множество подобных «логических» перлов.

Иногда утверждается, что для понимания Гегеля требуется помощь неких мистических сил,
именуемых то «интуитивным озарением», то «полноценным контекстом для дискурса»,
то «прочти все книги Гегеля целиком, и может быть дойдет» J.
Можно было бы поверить на слово таким оппонентам, и уверовать в необходимость
иметь некие магические способности, чтобы понять мудреца-философа.

К сожалению не удается обнаружить то самое мистическое понимание у тех, кто о
нем громче всех говорит. Простейший тест, придуманный Инквизитором (один из завсегдатаев
форума membrana.ru). Надо взять какую-нибудь особенно забавную фразу,
убрать или добавить в ней где-нибудь частицу «не» и попросить «понимающего»
сказать, который из вариантов правилен и может принадлежать философу.

Бывает, утверждается, что законы диалектики являются базовыми
постулатами, невыводимыми из чего либо. Напротив, все надо выводить
из них. В таком случае, не совсем ясно, что представляет собой
остальной текст Гегеля: если важные следствия из тех постулатов, то
где можно увидеть их практическое применение?

Но все же предположим, что Гегель не являлся гениальным мистификатором,
который запудрил мозги целому поколению философов. Поскольку без помощи
магии нам не понять самого Гегеля, попробуем обратиться к его многочисленным
толкователям и проанализировать, каким образом они толкуют и применяют три
диалектических закона.

Происхождение и значение слова «диалектика»

Слово «диалектика» пришло к нам из древнегреческого языка. Поначалу Платон называет диалектикой искусство вести диалог, отшлифованное Сократом, т. е. искусство строить беседу на вопросах и ответах. Однако уже начиная с «Государства» (книги VI и VII), под диалектикой он в основном понимает само движение мысли, отталкивающейся от гипотез, признаваемых таковыми, чтобы «подняться до универсального анипотетического принципа» (восходящая диалектика), а затем вновь спуститься, но уже опираясь на одни идеи, к следствиям или прикладным знаниям (нисходящая диалектика). Наконец, в «Федре» и «Софисте» диалектика выступает как искусство синтеза и разделения, позволяющее совершать переход от множества к единице и от единицы к множеству. Платон считал диалектику прежде всего наукой о сверхчувственном. Для нас и наука, и диалектика имеют сегодня совершенно другие значения.

Ближе к нам в этом смысле стоит Аристотель. В его философии диалектика — это логика вероятного; не наука, а то, что заменяет науку, когда последняя невозможна («Топики», книга I, глава 1). Это искусство обсуждения противоположных мнений, выраженных в форме диалога, исходя из правдоподобных предпосылок и при условии, что доказать абсолютную правоту того или иного из этих мнений невозможно. Диалектика подразумевает взвешивание всех «за» и «против», тезис и антитезис, и в этом смысле она носит характер одновременно универсальный по отношению к возможным предметам обсуждения и частный (объективно недостаточный) по отношению к субъекту обсуждения. Тем самым диалектика противостоит аналитике, представляющей собой науку доказательства, но вместе с тем является ее подготовительным этапом и дополнением. Например, любое доказательство подразумевает принцип непротиворечивости, который в силу этого является недоказуемым. Но поскольку какое-то оправдание у этого принципа быть должно, то это оправдание может быть только диалектическим — мы не доказываем, что он справедлив, ибо это невозможно; мы доказываем, что никто не в состоянии вести осмысленную речь, не признав предварительно справедливости этого принципа («Метафизика»). Так, истинность подразумевает вероятность, а наука — диалог.

СССР и современная Россия

В период Советского союза единственной разрешенной диалектикой оказалась материалистическая. Сутью этого учения стало то, что старое понятие философии, основанное на теоретических рассуждениях, упразднилось. Ее место занял научный подход. Диалектику Гегеля философам новой идеологии следовало систематизировать в соответствии с позициями материализма. Выведенные ими законы стали сутью бытия и познания для советских граждан.

По мнению Ленина и его последователей, целью материалистической диалектики стало научное понимание объективной реальности, для чего необходимо обобщение всех человеческих знаний. Советские философы пытались на основе теоретических работ Маркса и Гегеля вывести обоснование идеи Ленина о неизбежном крахе буржуазии и торжестве пролетарского мировоззрения. Именно пролетариат был выведен как воплощение диалектики в мире материи. А сама диалектика – как его теоретическое оружие.

Распад СССР внес свои коррективы, появились новые оригинальные концепции диалектики. Хотя часть мыслителей современности продолжают придерживаться ее марксистко-ленинской трактовки. Многие современные философы России не выступают открыто против материалистической диалектики прошлого, но признают ее устаревшей из-за главного для последователей Ленина революционного принципа: закона единства и борьбы. Хотя отмечается, что материалистическая теория обладает стройной системой законов, которые гармонично связаны между собой.

В философии

На искусстве рассуждать базируются индийские и европейские философские традиции. Такой метод стал популярен благодаря концепции Платона, в которой он использовал диалоги людей. Подобные рассуждения велись следующим образом: два субъекта, мнения которых являлись противоречивыми, должны были прийти к общей истине, обмениваясь своими домыслами. Со времен Гегеля диалектический способ мышления начали ставить в противоположность метафизике.

Постепенно данный метод приобрел другую форму. По мере развития прогресса происходили изменения и в содержании диалектики. Сейчас она рассматривается как отдельная наука, которая базируется на принципах абстракции. В связи с этим выделяют две основные формы объективного логического мышления:

  • материалистическую;
  • философскую.

Определение

Исходя из выше сказанного, постараемся дать определение данному понятию. Как видим, диалектическое мышление – это умение рассуждать, искусно владея аргументами, и правильно излагать свои мысли. Подобный склад ума является рефлексивным, то есть способен обнаружить и проанализировать противоречия в процессе исследования объекта и внутри себя. Здесь прослеживается тесная взаимосвязь между существующим и развивающимся. Например, в материализме объединяют две теории: развитие физического мира в совокупности с логикой познания. В философии диалектическое мышление в основном используется для аргументации. Посмотрим, как это происходило на практике.

Формирование логического мышления у дошкольников

Как показывает опыт обучающего процесса ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), можно сформировать диалектическое мышление у дошкольников. Главное – изложить его в доступной для малышей форме. Специалисты разработали для дошкольников упражнения и игры, на основе которых дети сами смогут открыть для себя основные законы диалектики.

Рассмотрим один из примеров. Разрешение противоречий способствует процессу развития. Под противоборством в данном случае выступает соприкосновение двух противоречивых желаний или требований к качеству одного и того же предмета. Этим объектом является комната, в которой отец намеревается отдохнуть, а ребенок поиграть или послушать музыку. Возникает потребность в разрешении противоречия, а, следовательно, происходит процесс развития ситуации.

Немалый вклад в формирование логического мышления у малыша могут внести сами родители. Это поможет маленькой личности вести разумные беседы с другими людьми, находить правильные решения в нестандартных ситуациях. Ребенку нужно дать понять, что побеждать в споре любой ценой, это не суть логического мышления

Важно научить его разрешать споры и конфликты путем мирной беседы, приводя веские аргументы. Чем раньше начать это делать, тем лучше у ребенка будет срабатывать восприятие. Формирование диалектического мышления – важная составляющая для развития личности

Формирование диалектического мышления – важная составляющая для развития личности.

Классическая немецкая философия

С конца XVIII века в истории диалектики наступил новый этап. Связан он с работами немецких философов. В своих научных трудах мыслители Германии сделали основой диалектики понятие идеала. Диалектическое учение стало универсальным методом познания мира. Немецкие мыслители считали диалектику первоначалом бытия.

Работы Канта об антиномии, противоречиях разума стали значительным шагом для всей философии в целом и диалектики как ее части. В них представитель немецкой философии выразил объективные противоречия бытия. Сам Кант считал их причиной самопротиворечия разума. Антитезисы, иллюзии разума, которые тот порождает в стремлении к абсолютному знанию, разоблачаются диалектикой.

Другой философ Германии — Фихте, применил диалектику как способ восхождения от одного к другому через противоположности. Точкой отсчета, относительно взглядов немецкого ученого, является самосознание.

Последователь Канта, философ Шеллинг, развивал в своих трудах понимание противоречивости природных процессов.

Тема диалектики занимает центральное место в работах Гегеля. Многие философы обращались к этой теме до него. Но именно этот философ внес большой вклад в развитие диалектики.

Этим термином он обозначает перерождение одного определения в другое, при котором открылось, что они оба отрицают сами себя, потому что являются односторонними и ограниченными.

Гегель преподнес миру главные законы диалектики в философии:

  1. Отрицание отрицания. Борьба со старым через преемственность развития возвращает к старому, но в новом качестве.
  2. Метаморфозы количества изменений в качество и обратно.
  3. Борьба и единство противоположностей.

Гегель трактовал диалектику как единственно верный, пусть и своеобразный, способ познания, который противостоит метафизике.

Что тут надо понять?

<hr/>

Что есть просто Знание, а есть “Чувство-Знание” – то есть те Знания, которые не только прочёл в книге и запомнил, а то, что прожил Лично сам. Вот тут как раз и объединяется эта Диалектика Жизни и Чувство-Знание, когда человек понимает, что на любую ситуацию не всегда идёт одно и то же решение, одна и та же цитата, одно и то же действие.

Итог этому всему только один: ещё больше для себя разобраться – как именно Чувствую Я, где реально мой опыт, а где сознание просто прикрывается книжными фразами. Да, прочитав эту статью, “оно”, зараза, найдёт ещё какую-то уловку. Но теперь у Личности есть ещё одно видение, как может система перекручивать даже Исконные Знания и манипулировать ими.

Потому надо помнить, что, кроме чтения, важно познавать внутренний мир, становиться не “книжником-фарисеем” теоретических знаний, а практиком “чувственного восприятия”, “наблюдателем от Духовного начала” и человеком, который всегда пребывает в Диалоге с Богом

Успехов вам в познании себя.

P.S. Пишите комментарии, о ваших примерах противоречивости Жизни — очень интересно об єтом проговорить в следующих статьях. До скорой связи, и спасибо Богу, что дал возможность так об этом написать!

Искренне, Мир Грет (Львов, Украина )

Комментарии

Искусство жить или искусство выживать

Александр Вершинин
вчера в 21:11

Азбука суверенной экономики

Александр Вершинин
вчера в 20:47

Герои Мировой-III на Украине и в Москве

Timer
22 марта в 00:53

Что происходит в экономике и что ждёт Россию

Олег Алексеевич
21 марта в 19:33

«Первый русский» и Стенька Разин

Олег Алексеевич
21 марта в 18:57

Великая правда нациков. Отдай кровь и прими Дух!

Свeтлана Мельник
19 марта в 20:16

И всё-таки «Одна на всех»! Сакральный знак на славной броне

А Сидороввалуа
16 марта в 18:04

Таки Ура 2.0

Mstislav
15 марта в 17:11

Таки ура!!!

Mstislav
15 марта в 14:45

Восточные доспехи русских князей

Кирилл_Москва
14 марта в 17:34

Война с конгломератом и резонанс сердец

Timer
9 марта в 21:11

Удавка, или Набиуллина юбер аллес ?

Емеля
8 марта в 21:13

Россия, Украина, Путин, переговоры, ДНР, ЛНР, русские

Mstislav
8 марта в 16:57

Зачем русских лишают воли; Что делать?

Алексей Михайлович
7 марта в 21:45

ОТ МЮНХЕНА-4 К Нюрнбергу-2

Алексей Михайлович
7 марта в 20:30

Обращение к Президенту РФ: экономисты не знают азов экономики.

Mstislav
6 марта в 06:32

Нынешний мафиозный АК ВП СССР!

Barry Ig
4 марта в 12:28

Внешняя система управления — людьми!

Иван Груздев
3 марта в 15:37

Операция без санации – будущий гнойник

Mstislav
3 марта в 09:30

Гей, славяне?

А Сидороввалуа
3 марта в 09:14

Не видать Победы, коли беда внутри

Александр собянинбуржец
28 февраля в 23:37

Таки ура?

Mstislav
28 февраля в 04:22

Алтайский вор из ФКТ «Алтай»

Насыров Максим
28 февраля в 02:13

МИР, Родной Кавказ и матушка Россия

Александр собянинбуржец
26 февраля в 11:40

Как и кто в России, форсирует смыслы — управленческий пример!

Александр Сибиряк
25 февраля в 21:36

Психотроцкизм. Алгоритм перехвата управления

Иван Груздев
24 февраля в 15:52

Причина демографической ямы. Мнение Русской Бабушки

Александр собянинбуржец
23 февраля в 17:05

Навоз и КПД юристов

Александр Сибиряк
23 февраля в 10:51

Управляемый извне — эмоционально-смысловой строй психики!

Александр собянинбуржец
22 февраля в 00:38

Кризис на пальцах

А Сидороввалуа
16 февраля в 19:05

Строительство социализма (коммунизма)

Валерий Вагин
16 февраля в 17:51

Жириновский, магнитная буря и благодать

А Сидороввалуа
15 февраля в 10:24

Планы страшней ковидных и светлячок

А Сидороввалуа
11 февраля в 14:43

Пролетариат и управление обществом. Взгляд психолога

uropb
10 февраля в 05:12

«Sein» логики Гегеля – основа теории систем.

Александр собянинбуржец
10 февраля в 00:34

Экономия и частица «не»

Александр собянинбуржец
9 февраля в 22:52

Что мы знаем о суверенитете?

А Сидороввалуа
8 февраля в 14:17

А пока – токсичная китайская подружка…

Радмир Филиппов
7 февраля в 22:38

«Дівчина» нашару

Виктор Хохлачёв
5 февраля в 10:44

Наши в Африке

Валерий
4 февраля в 18:28

Охранители и всепропальщики. Как преодолеть конспирологическое управление

Mstislav
3 февраля в 15:29

Истинное и ложное, как различить. Что есть КОБ? Совесть и стыд. Право на развитие

Александр Вершинин
3 февраля в 07:19

Кто научит перехитрить эпоху обслуживания неравенства В.Ефимов С.Грошев Л.Толстой А.Пасечник

Дмитрий Шевцов
2 февраля в 20:41

Речь Путина на Валдае: Будущее русской глобальной политики на 22 года

А Сидороввалуа
1 февраля в 15:10

Закон перехода количества в качество

Количество переходит в качество.

Так звучит второй закон диалектики. С понятием «количества»
все довольно просто: все физические законы выражаются
количественно. Понятие «качества» значительно более размыто.
Обычно в данном случае подразумевается резкий, скачкообразный
переход или изменение. Когда чего-то не было и вдруг есть.
Закон подразумевает, что если какой-то процесс развивается
достаточно долго, то рано или поздно произойдет качественный
скачок. Рассмотрим это утверждение с разных сторон.

Во-первых, нам придется исключить якобы качественные изменения,
связанные с переходом произвольно установленной границы. Например,
мы можем назвать какой-то ничем не примечательный момент в будущем
«часом Икс» и начнем отсчитывать время по нему. Тогда произойдет
резкий переход от времени «до часа Икс» ко времени «после часа Икс».
Такой переход, несмотря на резкость, нельзя назвать качественным.
Ведь в этот момент в природе не произошло никакого знаменательного
явления. Оно произошло только в наших вычислениях: отсчет достиг нуля.

Во-вторых, совершенно резкие скачки в природе обнаружить крайне
трудно. Например, при нагревании воды происходит не мгновенный
переход из жидкого состояния в газообразный. Есть некоторый промежуток
закипания. А до того вода постоянно испаряется сама по себе. Таким
образом, к качественным изменениям мы должны относить не мгновенные
изменения, а всего лишь более резкие, чем обычно.

Если бы все на свете происходило идеально плавно (линейно), это
было бы странно. Вряд ли будет ценен закон, который замечает, что
не все происходит плавно. Это наблюдение тривиально и не более ново,
чем закон: «Солнце светит». Обычно философия претендует на знание
«наиболее общих» законов, справедливых всегда и везде, или, по
крайней мере почти всегда и везде. Если мы посмотрим на закон перехода
количественных изменений в качественные, мы обнаружим, что этот закон
не выполняется сплошь и рядом.

Во-первых, он не выполняется для равновесных процессов. Пример:
котел стоит на огне, в него подводится холодная вода и
откачивается горячая. Такой процесс может происходить сколь угодно
долго. Несмотря на то, что увеличивается количество истраченной
энергии и увеличивается количество протекшей через котел воды,
никаких качественных изменений не происходит. Во-вторых, закон
не выполняется для циклических процессов. Тикают часы, время от
времени их заводят, а они так и тикают себе. В-третьих, закон
не выполняется для асимптотических процессов. Например, мы начинаем
охлаждать камень. Но чем больше падает температура, тем труднее
охладить его еще хоть немного. Несмотря на то, что все большее
количество энергии уходит на работу холодильника, это количество
не переходит в качество: абсолютный ноль температуры оказывается
недостижим.

Вот еще один пример, придуманный Пью Чай Ли:

Допустим, решили мы опровергнуть закон ПКК
таким примером. Рассмотрим распад радиоактивного ядра. Качественное изменение (распад)
происходит спонтанно и без каких либо предварительных изменений количественных характеристик
ядра. Означает ли это, что закон ПКК не верен? Вовсе нет! Изменяющимся количественным параметром
можно считать само время — прошло время и качественный переход произошел. Тут можно попытаться
поймать диалектика на слове и привести пример стабильного ядра — время (количественное изменение)
идет, а качественного изменения нет. Но он опять вывернется! Скажет, — количественных изменений
в ядре не происходит, — вот и нет качественного скачка!

Таким образом, имея некоторый атом, диалектик не сможет предсказать, произойдут ли с ним
качественные изменения с течением времени. Только если дополнительно привлечь знания из физики,
можно будет это сделать. С другой стороны, можно взять одну только физику и получить те же
самые результаты — то есть, диалектика не дает никаких дополнительных сведений по сравнению с физикой.

Итак, мы приходим к выводу, что данный «закон» является
надуманным. Некоторые процессы ему подчиняются, а некоторые
— нет. Произойдет ли качественное изменение — зависит от физических
законов, а не от философских.

Закон отрицания отрицания

При развитии новый этап отрицает старый, а затем отрицается новый и происходит возврат к старому, но на новом уровне.

Так звучит третий закон диалектики. С этим законом будет разобраться легче всего,
поскольку он составлен по тому же принципу, что и первый закон. Здесь также происходит
всего лишь пересказ уже прошедших событий другими словами.

Поскольку речь идет о развитии, то можно выделить в прошлом какие-нибудь два состояния: 1 и 2.
По любому закону. Отличия между 2 и 1 называем первым отрицанием. Поскольку мы играем роль философов,
то можем любое отличие назвать отрицанием. Понятие логического отрицания из математики нам не указ.
Далее, смотрим на нынешнее состояние 3. Ищем различия с состоянием 2. Называем эти различия вторым
отрицанием. Теперь ищем сходства и различия с состоянием 1. Сходства превозносим до равенства со старым.
Различие называем «новым уровнем». Все.

Приведем пример. Человек ударяет молотком по гвоздю (этап 1). Промахивается и попадает по пальцу
(этап 2). Ругается и ударяет по гвоздю осторожнее (этап 3). Формулируем этот простой
текст «диалектически»:

«Развитие гвоздобития происходит по спирали. Мы видим этап нанесения удара, разрушения и насилия
над гвоздем. Насилие возвращается к человеку, который был его источником. Отрицает его, привнося боль
бьющему

Тяжкий травматический опыт становится источником нового отрицания: мы видим, как повторяется
этап нанесения удара, но на качественно новом уровне: с гораздо большей осторожностью.»

Законы диалектики

Современная диалектика опирается на законы, сформулированные немецким философом Георгом Гегелем. Рассмотрим каждый из этих законов подробно.

1. Закон единства и борьбы противоположностей

Данный закон определяет основную причину движения и развития – наличие противоречий, рождающихся из взаимодействия противоположностей. Всё в нашем мире состоит из противоположных сущностей (свет и тьма, порядок и хаос, добро и зло).

Для этих противоположностей выполняется ряд условий:

  • они неразрывно связаны между собой и невозможны друг без друга;
  • они взаимно исключают друг друга;
  • они постоянно взаимодействуют, порождая движение и развитие.

В этом смысле диалектика Гегеля имеет общие черты с концепцией Инь и Янь, лежащей в основе традиционной китайской философии.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные

Данный закон подразумевает, что непрерывное развитие приводит к накоплению некоторого количества изменений, необходимого для скачкообразного перехода к новому качеству. Например, накопление тепла в воде приводит к тому, что её температура постепенно повышается, а в какой-то момент она превращается в пар (происходит качественный скачок).  Аналогично можно рассматривать взаимное превращение воды и льда. Вода не становится густой постепенно, она сразу переходит в твёрдую форму (и наоборот).

3. Закон отрицания отрицания

Третий закон диалектики показывает, что любое развитие имеет направление. Каждый раз при переходе в новое качественное состояние происходит отрицание предыдущего качества. При этом проходя через двойное отрицание система возвращается к исходному состоянию, но не становится тождественной ему. К примеру, если вода превращается в лёд, который впоследствии снова превращается в воду, нельзя сказать, что это та же самая вода. Это новая форма той изначальной воды, повторяющая её свойства, но пребывающая на более высокой ступени развития.

Современный мир

Современная диалектика развивается в нескольких направлениях. Можно отметить активное использование наработок этого философского учения в различных науках для разъяснения противоречий. В прикладной математике, социологии и психологии. Квантовая механика, генетика, кибернетика, астрофизика – все они обрели теоретическое осмысление законов природы через диалектику.

Приверженцы ее материалистической концепции смогли найти ряд подтверждений своей теории в мире биологии, выявив, что происходит непрерывное изменение живых организмов под воздействием эволюции и метаболизма.

Некоторые современные философы ограничивают диалектику лишь в рамках деятельности человека. Диалектику природы и ее законов вне человеческого общества они не принимают в расчет.

Содержание, которое вкладывается философами в понятие «диалектика» меняется вслед за научным прогрессом. Современная научная картина мира диалектична по своей сути. Любая система рассматривается как конкретное единство и расчлененная целостность одновременно. Во главу всего ставится внутренняя связь вещей, а противоречие выступает как главный принцип научного исследования.

Заключение

Мы рассмотрели основные категории и принципы диалектики, а также в чем суть ее законов. В принципе любые процессы диалектики можно сопоставить с шахматной партией двух гроссмейстеров, которая может длиться вечно. По нашему мнению, данное понятие находится на рубеже науки, искусства, моральных принципов, а также религии и при этом человек применяющий методы диалектики может очень изящно маневрировать среди вышеуказанных областей, отстаивая свою точку зрения.

К тому же, при всех своих недостатках, задача диалектики в том, чтобы сгруппировать все составляющие бытия в единую гармоничную структуру. На сегодняшний день она является продуктивным механизмом для разрешения различных споров в науках, например, таких как: психология или социология. Если у вас остались вопросы на счет того, что означает термин диалектика, пишите в комментарии под данной статьей и мы обязательно ответим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: