Как выйти из депрессии: когнитивная терапия аарона бека

Критика шкалы А. Бека

Ученые факультета психиатрии Гейдельбергского университета в Германии, анализируя шкалу депрессии Бека, пришли к нескольким критическим выводам. В частности, П. Рихтером и его коллегами указывается недостаточное количество характеристик, учитываемых в качестве симптоматики депрессивного расстройства, а также ставится под сомнение объективность результатов теста в силу переменчивости набираемых баллов по ходу времени (даже с учетом одного дня). При этом указываются также и преимущества, связанные с внутренней согласованностью факторов, четким разграничением между симптомами у людей больных депрессией и здоровых, международной применяемостью .

В другой научной работе, проведенной коллективом Ростовского государственного медицинского университета (далее – РостГМУ), поднимается возможность и надежность использования такого метода как скоринговая шкала при выявлении суицидальных симптомов. Авторы, проводя эксперимент на случайно выбранных 312 студентах РостГМУ:

  • оценивали риск суицидального поведения с помощью проективной методики (тест «Суицидальные наклонности З. Королевой);
  • оценивали риск суицидального поведения с помощью опросника (шкала депрессии Бека, называемая авторами «Шкалой безнадежности»);
  • сопоставляли полученные результаты с целью определения верификации компетентности обеих методик.

Результаты оказались удручающими, т.к. содержательно представляли собой диаметрально разные выводы. Ученые резюмировали вопрос о валидности и надежности применяемых техник, а также настаивали на необходимости сохранения клинического метода. Также авторы призывают искать дополнительные, более гарантированные средства выявления суицидальных наклонностей .

Несмотря на указанные замечания, шкала депрессии Бека является довольно распространенным инструментом для проведения различных исследований, прежде всего, психологических. Осветим некоторые из них.

Показания к применению когнитивной психотерапии

Когнитивная психотерапия эффективна в лечении очень широкого спектра расстройств и заболеваний. В частности, она может применяться при:

  • лечении депрессии и повышенной тревожности;
  • посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР);
  • обсессивно — компульсивном расстройстве (ОКР) или «неврозе навязчивых состояний»;
  • фобиях всех видов;
  • расстройствах пищевого поведения (булимии, анорексии, чрезмерном похудании);
  • тревожности, возникающей во время публичных выступлений;
  • при лечении приступов гнева, агрессии;
  • хронических болях;
  • при личностных расстройствах и антисоциальном поведении.

Также когнитивная терапия эффективно применяется при семейном консультировании, а также при работе с различного рода зависимостями (алкоголизмом, наркоманией и др.).

Когнитивная терапия считается очень значимым методом лечения депрессии. На основе исследований эффективности терапии депрессии протокол NICE (англ.)русск.(National Institute for Health and Care Excellence — Национальный институт здоровья и клинического совершенствования) в 2004 году рекомендовал при депрессии лёгкой степени методом выбора считать КПТ; при депрессии умеренной степени — фармакотерапию антидепрессантами или (на выбор клиентов) КПТ; при депрессии выраженной степени тяжести, а также при хронической и рекуррентной депрессии применять сочетание терапии антидепрессантами и КПТ. При фармакорезистентной депрессии наряду с возможностями той или иной замены психофармакологических препаратов было рекомендовано применять как вариант добавление КПТ к фармакотерапии.

Некоторые разновидности депрессии — в частности, психотическая депрессия и меланхолия — относительно плохо поддаются лечению при помощи когнитивной терапии, если она используется в качестве единственного метода воздействия; тем не менее, согласно результатам исследований, те виды депрессии, которые нельзя вылечить только когнитивной терапией или только антидепрессантами, лучше поддаются лечению, если применять сочетание обоих этих методов.

Доказана также эффективность когнитивной психотерапии при лечении таких психосоматических расстройствах и состояниях, как боль в пояснице, колит, гипертония и синдром хронической усталости и др.

Интересные факты

  • Первое упоминание имени Аарон встречается в Ветхом Завете. Его носил еврейский первосвященник, старший на 3 года брат Моисея и его сподвижник при освобождении евреев из рабства египетского.
  • «Есть и другие виды психотерапии, есть и лекарства, которые помогают пациентам. Возможно, на основе изучения генетических и психологических аспектов мы сможем больше узнать о том, какой подход эффективнее для какого пациента. Возможно, перспективно рассматривать комбинации различных видов терапии или их смену. Моя жизнь ушла на то, чтобы доказать, что психотерапия работает. Мне повезло, что я начал в молодом возрасте и дожил до старости», — делился Бек в интервью.
  • Ученый во многом полемизировал с Зигмундом Фрейдом. В частности, исследование снов пациентов, страдающих от депрессии, не нашло у них направленного на себя гнева или злости, как утверждал основатель психоанализа, а выявило чувства утраты, поражения и депривации.
  • В «кодексе невротика», которому лучше не следовать, по пунктам указаны признаки невротической личности. Например, ей свойственно убеждение, что, совершив ошибку, она автоматически становится глупым человеком.
  • В 2005-м Бек встречался с далай-ламой, обсуждал с ним схожесть психотерапии и медитации и рассказывал его святейшеству, что в 80 % случаев гнев, испытываемый людьми, порожден ложными мыслями и не оправдан.

Наиболее популярные техники когнитивной психотерапии

Лечение психических расстройств при помощи когнитивной психотерапии является не просто способом борьбы с определенным заболеванием. Этот подход в терапии формирует у пациента особый взгляд на все происходящее в его жизни. Тем самым удается предотвратить развитие рецидивов и других психических расстройств. Человек, обученный основам когнитивной психотерапии, способен систематически отслеживать собственные негативные эмоции и трансформировать их в рациональные мысли. Особенно эффективен этот метод при борьбе с паническими атаками.

Все техники, используемые в когнитивной психотерапии, можно разделить на две большие группы:

  • техники, направленные на выявление автоматических мыслей негативной направленности. Основным способом достижения этой цели является опрос пациента, но также психотерапевт может использовать технику проигрывания ролей. После того как автоматическая мысль будет пациентом найдена, терапевт должен проверить ее поведенческими факторами, а также логическим анализом. В некоторых случаях выявленные убеждения оказываются мифологемой, но чаще всего подобные мысли, все же, имеют место в действительности, хотя и не осознаются пациентом. Терапевт должен выявить взаимосвязь автоматической мысли с травматической ситуацией и патологическими эмоциональными реакциями;
  • техники, позволяющие выявить необоснованность автоматической мысли и когнитивно ее реконструировать. Человек сможет отказаться от неадаптивной мысли только в том случае, если будет полностью уверен в ее «неправильности». Прежде всего, обоснованность подобного мышления можно проверить следствиями из него. Эта техника называется декатастрофизация или «что, если». Пациент представляет последствия ситуации, которая его страшит, и понимает, что на самом деле ничего ужасного не произойдет. Подтолкнуть человека к проверке нерациональных мыслей можно реальными действиями. Если пациент страдает депрессией, считая, что он ни на что не способен, то ему можно давать небольшие задания. Их успешное выполнение вернет человеку веру в собственные силы. Также психотерапевт может предложить пациенту сравнить его ситуацию с другим случаем из его практики. Жалея больного с аналогичными проблемами, пациент автоматически жалеет себя. В результате негативное отношение к себе изменяется жалостью и симпатией. Аналогичного результата можно добиться при использовании метода катарсиса, когда психотерапевт побуждает пациента выговориться и поплакать. Кроме того, существует большое количество других методов, позволяющих изменить когнитивные установки.

На протяжении всего курса терапии пациент получает домашние задания. Он должен отслеживать автоматические мысли и фиксировать свои ощущения в специальную тетрадь. Психотерапевт может рекомендовать прочтение определенной литературы и прослушивание записей психотерапевтических сеансов.

Чаще всего психотерапия носит индивидуальный характер, но также может быть использована и групповая форма работы. В последнем случае разбираются ни отношения между отдельными ее членами, а оценивается рациональность их мышления и поведения.

Когнитивные схемы

В теории Бека лКогнитивные процессы — это механизмы кодификации, хранения и поиска существующей информации в когнитивных структурах

(схемы).Поэтому в познавательные процессы включаются: восприятие, внимание, память и интерпретация. При обработке информации ошибки могут возникать на любом из ее этапов, которые приводят к изменению или искажению в оценке и интерпретации фактов, что автор называет «когнитивными искажениями»

Когнитивные структуры организации информации в памяти являются схемыкоторые представляют собой набор предыдущего опыта и действуют как формы, которые направляют внимание, влияют на интерпретацию событий и облегчают отзыв. Для Бека «схемы — это устойчивые когнитивные паттерны, которые являются основой регулярности интерпретаций реальности

Люди используют свои схемы, чтобы находить, кодировать, дифференцировать и приписывать значения мировым данным «. Другими словами, схемы являются субъективными ментальными конструкциями, более или менее устойчивыми, которые действуют как фильтры при восприятии мира человеком

Для Бека «схемы — это устойчивые когнитивные паттерны, которые являются основой регулярности интерпретаций реальности. Люди используют свои схемы, чтобы находить, кодировать, дифференцировать и приписывать значения мировым данным «. Другими словами, схемы являются субъективными ментальными конструкциями, более или менее устойчивыми, которые действуют как фильтры при восприятии мира человеком .

Схемы в значительной степени основаны на предыдущем опыте обучения (в целом, на ранних этапах) и могут оставаться бездействующими, пока не будут активированы значительным событием, которое взаимодействует с ними. Это одна из наиболее важных концепций, внесенных когнитивной психологией, и хотя она была первоначально введена Фредериком Бартлеттом для обозначения процессов, связанных с памятью в социальном контексте, и была также использована, среди прочего, Жаном Пиаже в В сфере образования Бек (вместе с Эллисом) представил его в области психотерапии.

Краткая Биография Аарона Бека.

Аарон Тёмкин Бек родился в 1921 году в Провиденсе, в США, в еврейской семье, которая эмигрировала в 1906 году с западной Украины.

Еще за три года до рождения сына, его родители потеряли дочь, которая умерла от гриппа и мать Аарона так никогда и не оправилась от этой потери. Привело это к тому, что мальчик воспитывался и рос в атмосфере безнадежности и постоянных депрессий, в которых постоянно пребывала его мать. Возможно именно по этой причине, закончив школу, он поступает на кафедру психиатрии университета Пенсильвании.

После окончания университета Бек начинает свою собственную практику и довольно долго работает в рамках психоаналитической концепции, в которой он и получил образование. Со временем, он разочаровывается в психоанализе и начинает искать собственный путь, который приводит его его к весьма оригинальной для того времени теории, по иному объясняющей происхождение психологических проблем.

В психоанализе основной причиной невротических проявлений индивида считаются факторы бессознательного, которые, вступая в явное или скрытое противоречие с супер эго, порождаютневротические проявления (фрустрации появляющиеся вследствие деструктивных реакций на окружающий мир). Решением проблемы в рамках этой школы видят терапевтический метод психоанализа, который заключается в осознании пациентом своих бессознательных проявлений и непосредственной связи невроза с ранними травматическими переживаниями. Ключ к успешному психоанализу — последующая переоценка изначально травматичного события и снижение его значимости для пациента.

В рамках бихевиоризма причиной невротических проявлений считалось дезадаптивное поведение пациента, которое вырабатывалось постепенно в ходе личной истории вследствие повторяющихся воздействий (стимулов)

Воздействия (стимулы), которые порождали такие стратегии поведения лежали в прошлом пациента, однако поведенческая терапия не делала акцента на важности воспоминаний, как это было в психоанализе. В рамках практического применения поведенческой психологии считалось, что достаточным решением психологических проблем являлось использование специальных техник научения для изменения поведения пациента, то есть смены дезадаптивной стратегии на адаптивную

Бихевиористы были уверены, что выработка правильного поведения и является ключом к успеху.

Что касается Аарона Бека, то его новая концепция лежала за пределами упомянутых методов и для того времени была весьма оригинальной.

Цель терапии и цели сессий

ДБ (21:00):Только после того, как мы определили ценности, мы устанавливаем цели терапии. Конкретные способы, которыми человек хотел бы себя вести или проявлять, отличаться от текущего состояния в результате терапии. Так что мы начинаем терапию немного по-другому.

И в каждой последующей сессии мы используем немного другую модель. Она по-прежнему основана на когнитивной модели, но содержание немного отличается. В традиционном КПТ мы определяем повестку в начале каждой сессии после того, как проводим оценку настроения, и так далее.

Например, если проблема сформулирована как «Я чувствую себя одиноко», то целью может быть «Я хочу иметь больше контакта с другими людьми». Таким образом, мы определяем цели, приоретизируем их, и начинаем работать с первой.

Повторю, что мы делаем по-другому в начале сессий. Мы определяем цель и спрашиваем пациента, какие шаги в направлении этой цели он хотел бы предпринять в течение недели. Мы помогаем им сформулировать очень конкретные шаги, обязательно уточняя, как эти шаги соотносятся с ценностями и устремлениями. Их это по-настоящему мотивирует.

План действий

ДБ (24:25): Вероятно, мы проведём больше времени в начале сессий, обсуждая план действий пациента и их позитивный опыт. Зачастую «план действий» это то, что раньше мы называли «домашним заданием». Это те шаги, которые клиент определил на прошлой сессии, и которые он хотел предпринять, согласуясь со своими устремлениями.

Когда клиент рассказывает о том, что выполнил запланированные шаги или получил другой позитивный опыт, мы спрашиваем его:

Если клиенту трудно отвечать на такие вопросы, то мы можем предложить свою помощь: «Мне интересно, согласитесь ли вы с моим наблюдением. Тот факт, что вы смогли выйти на прогулку на этой неделе, хотя не могли сделать этого всю прошлую неделю, реально указывает на то, что вы были немного более мотивированы. Что вы смогли подтолкнуть себя немного больше, чем могли раньше. Показало ли это вам, что вы понемногу обретаете всё больше контроля над своей жизнью, и даже больше, чем вы думали раньше?»

Итак, резюмирую отличия в работе с амбулаторными пациентами.

Мы начинаем с ценностей и устремлений. Мы находим, что в них самого наилучшего, что даёт пациентам осмысленность. Мы просим представить их и предпринять попытку испытать эти позитивные эмоции прямо на сессии, чтобы использовать этот опыт как мостик к возможностям испытать позитивный опыт и эмоции в течение следующей недели. Какие конкретные шаги пациенты могут предпринять.

АФ (26:10): Вы сказали о небольшой разнице, но иногда мельчайшие вещи имеют очень значимое воздействие. То, что вы делаете, это перемена местами того, что находится на переднем плане и на фоне.

Но эта перемена может вызвать целую прорву отличий в том, какой тип отношений формируется, как терапевт и клиент воспринимают друг друга, и как они работают вместе.

Теоретическое обоснование когнитивной терапии.

Бек рассматривал причину проблем пациентов в том, каким именно образом они интерпретировали события окружающего их мира. Предложенная им схема реакции человека на эти события была таковой.

Внешнее событие => когнитивная система => мысленная интерпретация (идея по поводу произошедшего) => реакция на событие (чувства и (или) поведение).

Если мы вспомним основные принципы бихевиоризма, то там, человеческое сознание рассматривалось в качестве черного ящика, по поводу которого не следует делать каких-либо выводов, ибо то, что происходит внутри нельзя обнаружить объективным научным способом.

Это было одновременно и большим преимуществом поведенческого подхода, поскольку переводило психологию в разряд научной дисциплины, и большим недостатком, поскольку исключало из цепочки стимул => реакция такую очевидно важную составляющую процесса, как сознание и то, что происходило в нем с точки зрения индивида (пусть и субъективной).

Что касается доминирующего на тот момент в Европе психоанализа, то ситуация в нем была прямо обратной. Это учение принимало в расчет то, что происходило в поле сознания пациента, на основании лишь научного предположения Фрейда о структуре этого сознания, и даже бралось интерпретировать причинно — следственные связи этих, по сути своей виртуальных процессов. Само же поведение пациента определяли его невротические тенденции, которые лежали в прошлой истории.

Аарон Бек был одним из первых, кто усложнил (расширил) поведенческую схему человека и ввел в нее сознание, как познавательную (когнитивную) составляющую процесса стимул => реакция, таким образом, по сути, совершенствуя поведенческий поход. Также, он совершенно по-другому нежели в психоанализе (и намного проще) подошел к человеческому сознанию, сведя его к чисто познавательным процессам и их результату.

Еще важнее было то, что теория Бека, вследствие ее простоты, давала возможность легко перевести ее в область практической психологии и сделать инструментом психологической помощи людям.

Как проходит терапевтическая сессия?

Структура терапевтических сессий сохраняется примерно одинаковой вне зависимости от конкретного расстройства, однако вмешательство может значительно различаться.

(На сайте Академии когнитивной терапии, www. academyofct. org, опубликован список книг, в которых описаны когнитивные формулировки, основные акценты, стратегии и техники для широкого спектра диагнозов, особенностей пациентов, форматов и условий лечения. )

Ниже приведено обобщенное описание терапевтической сессии и курса терапии, которое особенно актуально для лечения пациентов с депрессией.

В начале каждой встречи важно установить терапевтическое взаимодействие, проверить настроение пациента, симптомы и впечатления последней недели, попросить его перечислить проблемы, помощь в решении которых для него наиболее актуальна на данный момент. Возможно, эти трудности возникли в течение недели и/или пациент предполагает, что может столкнуться с ними в ближайшее время

Вы также разбираете его успехи в оказании самопомощи (домашнюю работу или план действий), которую он должен был практиковать в перерыве между сессиями. Затем в контексте обсуждения определенной проблемы пациента вы формулируете повестку дня, собираете информацию о проблеме, концептуализируете трудности пациента (спросите, какие мысли возникали у него, какие эмоции и поведение связаны с этой проблемой) и совместно планируете стратегию дальнейших действий. Чаще всего стратегия включает в себя непосредственное решение проблемы, оценку связанного с ней негативного мышления пациента и/или поведенческие изменения.

Так, у Салли, которая была студенткой, возникали трудности в обучении. Ей нужно было помочь оценить возникавшие дезадаптивные мысли и научиться правильно на них реагировать («Зачем что-то вообще делать? Меня все равно наверняка исключат»), и лишь затем она могла заняться решением проблем с обучением.

Я убедилась, что взгляд Салли на ситуацию стал более реалистичным и адаптивным и что она определилась, какие решения хочет попробовать осуществить на следующей неделе (например, начинать с относительно легких задач, мысленно резюмировать информацию в конце каждой прочитанной страницы или двух, отводить на учебу более короткие промежутки времени, прогуливаться во время перерывов и просить аспирантов о помощи). В ходе сессии мы готовили Салли к изменению мышления и поведения на предстоящей неделе, что, в свою очередь, приводило к улучшению ее настроения и деятельности.

После того как мы вместе обсудили проблему и определили формат домашнего задания, мы перешли ко второй проблеме, которую она вынесла на повестку дня, и повторили процесс. В конце сессии мы подвели итог, сформулировав самые важные выводы. Я убедилась, что Салли, скорее всего, выполнит домашнее задание, и получила обратную связь по поводу прошедшей сессии.

Краткая Биография Аарона Бека.

Аарон Тёмкин Бек родился в 1921 году в Провиденсе, в США, в еврейской семье, которая эмигрировала в 1906 году с западной Украины.

Еще за три года до рождения сына, его родители потеряли дочь, которая умерла от гриппа и мать Аарона так никогда и не оправилась от этой потери. Привело это к тому, что мальчик воспитывался и рос в атмосфере безнадежности и постоянных депрессий, в которых постоянно пребывала его мать. Возможно именно по этой причине, закончив школу, он поступает на кафедру психиатрии университета Пенсильвании.

После окончания университета Бек начинает свою собственную практику и довольно долго работает в рамках психоаналитической концепции, в которой он и получил образование. Со временем, он разочаровывается в психоанализе и начинает искать собственный путь, который приводит его его к весьма оригинальной для того времени теории, по иному объясняющей происхождение психологических проблем.

В психоанализе основной причиной невротических проявлений индивида считаются факторы бессознательного, которые, вступая в явное или скрытое противоречие с супер эго, порождают невротические проявления (фрустрации появляющиеся вследствие деструктивных реакций на окружающий мир). Решением проблемы в рамках этой школы видят терапевтический метод психоанализа, который заключается в осознании пациентом своих бессознательных проявлений и непосредственной связи невроза с ранними травматическими переживаниями. Ключ к успешному психоанализу — последующая переоценка изначально травматичного события и снижение его значимости для пациента.

В рамках бихевиоризма причиной невротических проявлений считалось дезадаптивное поведение пациента, которое вырабатывалось постепенно в ходе личной истории вследствие повторяющихся воздействий (стимулов)

Воздействия (стимулы), которые порождали такие стратегии поведения лежали в прошлом пациента, однако поведенческая терапия не делала акцента на важности воспоминаний, как это было в психоанализе. В рамках практического применения поведенческой психологии считалось, что достаточным решением психологических проблем являлось использование специальных техник научения для изменения поведения пациента, то есть смены дезадаптивной стратегии на адаптивную

Бихевиористы были уверены, что выработка правильного поведения и является ключом к успеху.

Что касается Аарона Бека, то его новая концепция лежала за пределами упомянутых методов и для того времени была весьма оригинальной.

Принципы когнитивной психологии.

Рассмотрим основные принципы его подхода. По мнению Аарона Бека источником реакций человека на окружающие события были его представления об окружающем мире, сформировавшиеся ранее и представляющие из себя не только представления о внешнем мире, но и мире внутреннем, говоря иначе, представления индивида о себе самом в контексте его бытия в социуме.

Вот цитата Бека, достаточно ярко иллюстрирующая его подход.

«Человеческие мысли определяют его эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение в свою очередь формирует наше место в окружающем мире». «Дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким». — А.Бек.

Если у нас есть четкие представления о мире, то их расхождения с реальностью неизбежно приведут к негативной психологической реакции (фрустрации), а в случае сильных расхождений и к серьезным психологическим проблемам.

Аарон Бек в качестве психолога довольно много занимался пациентами страдающими депрессией и в процессе таких наблюдений вывел их основные эмоциональные проявления в которых часто доминировала тема безнадежности, вины, проигрыша.

Исходя из опыта исследования таких пациентов, Бек предположил, что невротические проявления появились в значительной степени благодаря восприятию мира в негативных красках, то есть когнитивная система его пациентов была настроена изначально именно на такой тип реакций. По мнению Бека невротические проявления таких людей имели три особенности.

— Вне зависимости от происходящего человек выделяет в основном негативные стороны внешних событий, принижая значение позитивной стороны или даже вовсе ее не замечая.

— Вследствие особенностей такого восприятия событий внешнего мира для этих людей характерен и пессимистичный взгляд на будущее, которое, по их мнению, не может принести им ничего позитивного, ведь ожидаемые события также не несут ничего хорошего.

— Для многих из подобных людей характерна заниженная самооценка, то есть человек изначально рассматривает себя как недостойного, несостоявшегося, безнадежного.

Кроме того, все вышеизложенное часто приводит к чисто когнитивным искажениями, когда человек строит свое поведение исходя из ошибочных обобщений. Пример таких обобщений — когнитивные предположения — «я никому не нужен», «я ни на что не годен», «мир несправедлив» и т.п.

Конечно, когнитивная система человека формируется не вдруг и не на пустом месте, это происходит постепенно и вследствие воздействия вполне определенных внешних событий.

Когда такие события происходят постоянно и носят негативный характер, что зачастую бывает в период роста индивида и его взросления, то часто говорят о формировании стойких поведенческих стратегий, которые довольно быстро приобретают автоматических характер и, будучи вполне адаптивными в период их появления, становятся совершенно деструктивными при других условиях и обстоятельствах, например уже во взрослой жизни. Но в действительности, вследствие упомянутых выше жизненных обстоятельств, сначала формируется именно когнитивная система человека, которая и определяет его поведение.

По мнению Аарона Бека когнитивная система человека создается в основном в детский период. Дети, в этот ранний период жизни мыслят полярными категориями по типу все или ничего, такой способ думать называют черно-белым мышлением, при определенных обстоятельствах, подобный тип мышления сохраняется и в зрелом возрасте, что приводит к дезадаптивному поведению, ошибочному восприятию мира и последующим психологическим проблемам.

Конечно тенденции людей к ошибочному мышлению, обобщениям, стереотипному восприятию мира далеко не всегда является причиной невротических симптомов и тем более депрессии. Огромное количество людей (если не подавляющее большинство) обладает когнитивной системой (картой сознания), которая во многом построена на ошибочных предположениях, тем не менее, большинство людей вряд ли можно назвать невротиками. Это означает, что причины серьезных психологических проблем таких как депрессия, конечно, не ограничиваются склонностью к примитивному мышлению.

Когнитивные искажения

отрицательные схемы активируется у депрессивных лиц они приводят к совершению ряда ошибок при обработке информации, которые облегчают предубеждения и позволяют депрессивным людям сохранять обоснованность своих убеждений. Бек перечислил ряд когнитивных искажений, заключающихся в следующем:

Выборочная абстракция Речь идет об обращении внимания только на один аспект или деталь ситуации. Позитивные аспекты часто игнорируются, придавая большее значение негативным аспектам.

Дихотомическое мышление : события оцениваются экстремально: хорошо / плохо, белый / черный, все / ничего и т. д.

Произвольный вывод Он состоит в том, чтобы делать выводы из ситуации, которая не подтверждается фактами, даже если доказательства противоречат заключению.

сверхобобщение : заключается в извлечении без достаточных оснований общего вывода о конкретном событии.

Увеличение и минимизация Тенденция преувеличивать негативы ситуации, события или собственного качества и минимизировать позитив.

воплощение относится к привычке связывать факты окружающей среды с самим собой, проявляя восприимчивость.

Катастрофическое зрение : предвидеть события и, среди различных вариантов, думать, что худшее всегда случится.

Вы должны Он заключается в поддержании жестких и требовательных правил о том, как все должно происходить.

Глобальные ярлыки : состоит из нанесения глобальных ярлыков на себя или на других, без учета других нюансов.

виновность Он состоит в том, чтобы приписывать себе или другим ответственность за события, игнорируя другие факторы, которые им способствуют.

Теоретическое обоснование когнитивной терапии.

Бек рассматривал причину проблем пациентов в том, каким именно образом они интерпретировали события окружающего их мира. Предложенная им схема реакции человека на эти события была таковой.

Внешнее событие => когнитивная система => мысленная интерпретация (идея по поводу произошедшего) => реакция на событие (чувства и (или) поведение).

Если мы вспомним основные принципы бихевиоризма, то там, человеческое сознание рассматривалось в качестве черного ящика, по поводу которого не следует делать каких-либо выводов, ибо то, что происходит внутри нельзя обнаружить объективным научным способом.

Это было одновременно и большим преимуществом поведенческого подхода, поскольку переводило психологию в разряд научной дисциплины, и большим недостатком, поскольку исключало из цепочки стимул => реакция такую очевидно важную составляющую процесса, как сознание и то, что происходило в нем с точки зрения индивида (пусть и субъективной).

Что касается доминирующего на тот момент в Европе психоанализа, то ситуация в нем была прямо обратной. Это учение принимало в расчет то, что происходило в поле сознания пациента, на основании лишь научного предположения Фрейда о структуре этого сознания, и даже бралось интерпретировать причинно — следственные связи этих, по сути своей виртуальных процессов. Само же поведение пациента определяли его невротические тенденции, которые лежали в прошлой истории.

Аарон Бек был одним из первых, кто усложнил (расширил) поведенческую схему человека и ввел в нее сознание, как познавательную (когнитивную) составляющую процесса стимул => реакция, таким образом, по сути, совершенствуя поведенческий поход. Также, он совершенно по-другому нежели в психоанализе (и намного проще) подошел к человеческому сознанию, сведя его к чисто познавательным процессам и их результату.

Еще важнее было то, что теория Бека, вследствие ее простоты, давала возможность легко перевести ее в область практической психологии и сделать инструментом психологической помощи людям.

Когнитивная психология и когнитивная терапия в контексте

Современная когнитивная психология сформировалась под влиянием смежных дисциплин, таких как обработка информации, искусственный интеллект и наука о языке. Но эта отрасль психологии является не только экспериментальным подходом, но и применяется на практике в различных областях: обучение, социальная психология или психотерапия. Последний называется когнитивная терапия .

Важно установить разницу между когнитивная психология и когнитивная психотерапияПотому что, хотя оба они связаны, наиболее выдающиеся авторы когнитивной психологии сделали свои основные разработки далеко от психотерапевтических центров. Вместо этого, когнитивная психотерапия разработала специальные методы (методы лечения) на основе некоторых разработок в области когнитивной психологии (когнитивная наука), так как клинические исследователи вскоре поняли, насколько полезны эти принципы для разных людей с различными проблемами для улучшения их качества

жизни, решать человеческие проблемы и лечить психические расстройства.

Применение шкалы депрессии Бека

На некоторых платформах можно найти довольно много материала, посвященного исследованиям в области психологии, где при необходимости оценки уровня депрессии используется не что иное, как шкала тревоги и депрессии Бека. Приведем дев такие научные работы.

Пищевая аддикция

Или, по-другому, зависимость от еды. В рамках исследования были опрошены 15 пациентов, перенесших продольную резекцию желудка в связи с ожирением – 11 женщин и 4 мужчин в возрасте 35-65 лет. Целями исследования ставилась оценка пищевой аддикции после проведенной операции, оценка наличия и уровня депрессии, а также выявление математической связи между этими двумя расстройствами. В качестве инструментария были подобраны различные опросники, в частности «Голландский опросник пищевого поведения», «Йельская шкала пищевой аддикции», а также знакомая нам «Шкала депрессии Бека».

Результаты опроса по шкале Бека указали на значение 14,33 (с погрешностью 1,554 балла), что стало признаком легкой депрессии. Итоги опросов по другим шкалам и оценка их взаимосвязи со шкалой депрессии позволили сделать вывод о том, что пациентам, страдающим пищевой зависимостью и перенесшим хирургическое вмешательство, необходимо проходить комплексную терапию, включающую психологическую терапию наряду с хирургической.

Еще одно исследование было связано с анализом фотографий, выкладываемых в социальную сеть Instagram.

Цветовые гаммы фото в социальной сети

С целью выявления зарождающихся расстройств личности, так называемых предикторов депрессии, в работе предлагается оценивать цветовую гамму фотографий, выкладываемых в социальную сеть. Метод выявления депрессии по графическому контенту набирает популярность, и, согласно многим другим работам, именно цветовая характеристика является наиболее показательной.

В ходе исследования было проанализировано 45 848 фотографий 673 респондентов, прошедших опросник Бека. По результатам работы авторы пришли к выводу, что оценка депрессии исключительно по графическому контенту не может служить полноценной заменой классических методик выявления депрессии в силу недостаточной связи двух рассматриваемых характеристик (цветовые гаммы и уровень депрессии).

Таким образом, шкала Бека в очередной раз стала инструментом по формированию вывода о корреляции между двумя психологическими явлениями. Конечно, не существует единого уникального средства по выявлению депрессивных симптомов, однако пройти шкалу депрессии Бека будет полезно не только участникам психологического эксперимента, но и обывателям, пытающимся бороться с плохим настроением, апатией и другими нежелательными явлениями.

Желаем вам отличного настроения и просим ответить на вопрос по теме статьи:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: