Тренинг нестандартных поступков

Как развивать критическое мышление

Пополняйте копилку знаний

Критически мыслить невозможно без достаточного количества знаний об окружающем нас мире. Чем больше знаний — тем проще сравнивать и анализировать. Прежде чем критически оценивать проблему, её необходимо рассмотреть со всех сторон, увидеть ситуацию в контексте других событий, проследить за её развитием во времени.

Постоянно пополняйте знания в самых разных областях:

  • читайте художественную и научно-популярную литературу;
  • смотрите документальные фильмы и лекции в открытом доступе на образовательных порталах, Youtube-каналах специалистов в разных областях, открытых лекториях;
  • наблюдайте за людьми и их поведением — это поможет понять причину их действий и выработать стратегию взаимодействия в разных ситуациях;
  • разговаривайте с людьми, интересуйтесь их мнением и опытом — это позволит выработать или уточнить свою позицию по любому вопросу.

Учитесь задавать вопросы

Любопытство и жажда познания — основа критического мышления, а чтобы удовлетворить эту жажду, необходимо уметь правильно формулировать вопросы. Тренируйтесь задавать вопросы на самые разные темы. Например, поставьте себе задачу придумать пятьдесят вопросов о любимом фильме, книге, картине, явлении или событии окружающего мира, предмете или конкретной теме школьной программы. При изучении любого вопроса интересуйтесь всеми аспектами, рассматривайте проблему с разных сторон и уточняйте детали, задавая вопросы.

Читайте и анализируйте тексты

Критическое мышление развивается благодаря постоянному анализу информации из книг и интернета. Разбирайте каждый прочитанный текст, например, по такой схеме:

  1. С какой целью написан текст, к какой аудитории обращается автор, какую мысль хочет донести.
  2. Какая проблема описана в тексте, существует ли единственный способ её решения или возможны разные варианты.
  3. Какова точка зрения автора на проблему, какие аргументы используются, относятся они к сформулированной проблеме прямо или только косвенно.
  4. Как автор строит свои рассуждения: доказывает ли каждый приведённый факт или предлагает принять его как само собой разумеющееся. Как правило, именно в обобщениях — «Всем известно, что…» — скрыта недостоверная информация. С их помощью можно манипулировать читателем и формировать искажённое отношение к проблеме.
  5. Где в тексте приводятся факты, а где — их интерпретация. Тренируйтесь отделять одно от другого, читая статьи в интернете об актуальных событиях.
  6. Есть ли в тексте какой-либо скрытый смысл, подтекст, и если да, как он меняет общий смысл текста.

Анализируя текст, обязательно формулируйте собственное отношение к проблеме, выстроенное на фактах, аргументах и логических рассуждениях.

Обращайтесь к альтернативным источникам информации

Критическое мышление обязательно предполагает знакомство с разными, иногда противоположными мнениями о проблеме. Изучая вопрос, обращайтесь к разным источникам, сопоставляйте полученную информацию, оценивайте её на логичность, полноту, достоверность, выявляйте несоответствия. Достоверная информация — та, что получена из проверенных официальных источников и подтверждена конкретными фактами. Статьи в интернете обязательно должны содержать ссылку на первоисточник.

Придумывайте варианты

Мыслить критически — это значит видеть разные варианты развития ситуации в зависимости от тех или иных факторов и уметь вычленять из этих вариантов самый оптимальный, удобный и эффективный.

  • Учитесь прогнозировать последствия своих действий в любой жизненной ситуации. Принимая решение, запишите на бумаге все вероятные последствия, оцените каждое из них, подумайте, как минимизировать риск неудачи или возможные негативные последствия.
  • Придумывайте сложные ситуации и составляйте список возможного разрешения проблем.
  • Анализируйте поступки персонажей книг или фильмов, которые влияют на развитие сюжета. Придумывайте альтернативные варианты развития событий, меняющие жизнь персонажа в лучшую или худшую сторону.

Анализируйте ошибки

Мы верим: не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибка — это не повод для самоуничижения, а способ разобраться, как поступить в следующий раз умнее, лучше и эффективнее. Конструктивно подходите к разбору каждой ошибки: найдите её, оцените причины, которые к ней привели, придумайте варианты, как её можно было избежать.

Фразы про интеллект, логику и мозг

Напомни хаму, что он глуп.

Подумай — это не больно.
Никто из тебя дурака не делает, это полностью твоя инициатива.
Ну это как так? Ты, вроде, подумал и все равно глупость сказал!
Дефекты мозга тоналкой не замажешь.
Я не знаю, чем ты руководствовался, но логику я исключаю сразу.
Твою логику можно отправлять на фронт

-Почему? — Она убивает.
С твоей интуицией только и предсказывать, в какой руке арбуз…
Я бы сразился с тобой в интеллектуальном бою, но боюсь, что у тебя нет оружия.
Вообще-то это примитивно и банально, но в твоем случае сойдет за глубокую и оригинальную мысль.
Ты являешься прямым доказательством того, что человек может жить без мозгов.
А ты умнее, чем о тебе говорят!
Осторожно, не упади с уровня своего самомнения на уровень своего интеллекта, а то разобьешься.
Я так понимаю, что твой мозг идеально гладкий.
Судя по выражению лица информация поступила вам в голову и безнадёжно еще мозг.
И не пытайся сложить слова в предложения. Не твое это, дружище, не твое…
Проверьте подсоединение языка к мозгу.
Думать — это не ваше! Зато тупость — ваш лучший друг!
Ну давай, блесни умом — ответ — Господи, меня аж ослепило.
Несите микроскоп! Сейчас мы посмотрим не его мозги.
Я думал, ты от меня без ума…

Оказалось без ума ты был и до меня…
Даже не знаю, что ты жрёшь по утрам. Но это точно не улучшает твой интеллект.
У ракушки ума поболе будет.
Боже мой, что же ты такой неумный.
Твоего ума хватит, только чтобы из семечек делать кожурки.
Ты такой умный, тебе череп не жмет?

Упражнение «Кто я?»

Каждому участнику группы раздаются карандаши и бумага. Инструкция:
«Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и против каждой цифры дайте ответ на один
и тот же вопрос: «Кто я?». Постарайтесь быть искренними, откровенными,
учитывайте свои интересы, положительные и отрицательные качества. После того
как закончите составлять перечень ответов, приколите лист на грудь и ходите
медленно по комнате, читая, что написано на листе каждого, и позволяя читать
свой перечень».

В качестве варианта один из участников может
прочесть свой перечень ответов громко для всей группы. Занятие заканчивается
обменом мнений.

Нестандартные поступки (экстремальные тренинги)

Смысл практики в совершении непривычных, нестандартных с социальной точки зрения действий.

Пример такой практики приводится в отчете: «Прогулка с ботинком». Надо заметить, что сделать это сразу, без какой-либо предварительной подготовки очень страшно. Наверное, есть смысл начинать с малого. Я начинал именно так. Существуют более простые нестандартные поступки. Придумать их можно массу, главное, чтобы это действительно было нестандартно и непривычно (для себя).

Из тех, которые я пробовал сам, могу отметить «соску» и «подарки» (их описание приводится ниже), довольно простые и эффективные упражнения. Из оригинальных упражнений, со слов одного знакомого, могу привести следующее: «Метро. Толпа людей внизу у эскалатора (на подьем). Стоит мальчик с плакатом, следующего содержания: «Ищу женщину!» :). Мои знакомые также песни в общественном транспорте пели и стихи читали.

Нюансы. Естественно, смысл этих упражнений не в том, чтобы эпатировать публику, как-то выделиться или произвести впечатление своей оригинальностью. Смысл в том, чтобы выследить себя. Эти упражнения создают благоприятные условия для самовыслеживания.

Наиболее характерные реакции в процессе выполнения таких упражнений: страх, смущение, повышенная рефлексия на оценку окружающих и сильная зависимость от этой оценки. В голове крутятся мысли примерно такого содержания: «как на меня будут реагировать?», «как нелепо я выгляжу», «как-то они на меня особенно смотрят…»

В процессе практики становится очевидной взаимосвязь внутреннего состояния и реакции окружающих (мир реагирует на наше душевное состояние). Например, при спокойном и действительно уверенном поведении окружающие люди реагируют также очень спокойно, даже равнодушно. И наоборот: при волнении, смущении и т.д. окружающие реагируют чаще и выраженнее. Впрочем, у каждого будут свои нюансы.

Не рекомендуется выполнять такие упражнения вместе с кем-то (в паре или компанией), это будет значительно легче. Не рекомендуется это делать вблизи собственного дома или тех мест, где существует большая вероятность встретить знакомых (принцип экологичности: не нужно без крайней надобности портить свой социальный имидж в глазах тех людей, с которыми потом придется строить отношения дальше).

Соска

Купить в аптеке соску и ходить с ней. Пример отчета по упражению «Соска».

Подарки

Подойти на улице или в метро к незнакомому человеку и сделать ему подарок. Подарками могут быть: комплименты, конфеты, цветы, воздушные шарики и т.д.

Мне особенно нравилось дарить конфеты вместе с комплиментами. Приятно делать приятно :).

Валерий Чугреев, 07.10.2005

Ответы-вопросы

Ответь вопросом.

  • Почему твой язык работает быстрее мозга?
  • Ты сейчас нахамить пытался или просто использовал длинные слова, смысл которых тебе не понятен?
  • Послушайте, вы не могли бы пропускать слова не только через рот, но и через мозг?
  • Ты тупой или да?
  • И когда количество твоих слов перейдет в качество?
  • Ты и вправду веришь, что подобные реплики поднимают тебя в глазах окружающих?
  • Смотрю, ты слова плохо понимаешь? Сейчас попробую объяснить на пальцах — ты мой средний палец хорошо видишь?
  • С чего это вы взяли что я вас пугаю, я что зеркало что ли?
  • Вы часом не баран по гороскопу?
  • Ты всегда такой противный, или сегодня какой-то особенный день?
  • Ты из принципа игнорируешь здравый смысл или у тебя к нему личная неприязнь?
  • А твоя сиделка знает, что ты здесь?
  • Ты уже позвонил своему психотерапевту?
  • Где таких разводят?
  • Тебя как послать? Честно или интеллигентно?
  • Чё, наточил топор своей тупости и теперь хвастаешься?
  • Думаешь, если будешь громче на меня орать, я буду тише слушать?
  • Ты же хороший мальчик, зачем ты притворяешься дебилом?
  • Тебе за себя не стыдно?

10 эффективных методов для позитивного мышления

Итак, быть оптимистом выгодно. Но что делать, если вы склонны к пессимизму? На этот случай психологи придумали специальные упражнения для развития позитивного мышления. Они действительно работают. Это подтвердили профессора университета Северной Каролины (Journal of Personality and Social Psychology, 2008 год). Мы составили подборку из 10 простых упражнений на каждый день.

Применяйте рефрейминг

Рефрейминг — это интерпретация негативных ситуаций в позитивном ключе. К примеру, спад занятости на работе дал возможность отдохнуть или заняться самообразованием. Позитивные стороны могут быть менее значимыми и даже абсурдными — главное, вообще найти их. Подробное описание этой техники приводит в книге «Поцелуй лягушку! Научись превращать проблемы в возможности» Брайан Трейси, мировой эксперт по личностному развитию.

Записывайте случившиеся за день позитивные события

Неважно, насколько они значительны и в какой сфере жизни произошли. Чем больше их, тем лучше, но начать стоит хотя бы с 3-5. Затем укажите, какие действия привели к этим событиям

К примеру, знакомство с полезным деловым партнером состоялось благодаря принятому приглашению от друзей выехать с ними на природу

Затем укажите, какие действия привели к этим событиям. К примеру, знакомство с полезным деловым партнером состоялось благодаря принятому приглашению от друзей выехать с ними на природу.

Очень часто то, что происходит на консультации у психолога, человек может проделать и самостоятельно: освоить позитивное мышление, визуализацию, активное слушание реально и по советам из книги. Другое дело — ввести полезные психологические упражнения в привычку. Здесь психолог чаще всего выступает лишь стимулом — как спортзал для тех, у кого дома до фитнеса «не доходят руки».

Пример. Потребительский спор

Однажды я купил смартфон. В нём оказался неисправен разговорный динамик. Я потребовал принять обратно смартфон и вернуть мне деньги: 10 000 рублей.

Если бы продавец исполнил моё требование, то это было бы нормальное сотрудничество в рамках закона о защите прав потребителей.

Однако компания заняла позицию уклонения: смартфон они сразу приняли, но деньги в установленный законом срок мне не отдали.

В этой ситуации я вынужден был перейти к подавлению: подал заявление в суд с требованием вернуть деньги за смартфон, а также уплатить штраф, неустойку и компенсацию морального вреда, — всего 50 000 рублей.

Магазин отказался уступить, и юрист компании предложила мне компромисс: они выплачивают мне 25 000 рублей за смартфон и доставленные неудобства, а я отказываюсь от остальных требований. Я сразу согласился, суд утвердил мировое соглашение на этих условиях и через пару дней продавец перечислил мне деньги.

Классификация социальной девиации

Девиантное поведение подразделяется на позитивную и деструктивную форму.

Положительное девиантное поведение включает в себя:

  • научные достижения и открытия;
  • повышенное усердие в школе, на работе;
  • творческие увлечения и успехи;
  • участие в благотворительных акциях;
  • героические поступки, самопожертвование.

Такое поведение считается отклоняющимся от нормы, но отклонение носит позитивный характер.

Отрицательное девиантное поведение – совершение поступков и действий, порицаемых окружаемых большинством. Деструктивная девиация характера может подразделяться на следующие разновидности:

  • аддиктивная девиация;
  • аморальная девиация;
  • делинквентная девиация.

В свою очередь, эти типы подразделяются на несколько видов и подвидов.

Все отрицательные типы девиации могут проявляться 3 формами поведения:

  1. Неосознанная девиация. Пациент не понимает, почему его поведение считается отклонением от нормы, и нарушает правила общества безотчётно.
  2. Нонконформистское поведение. Человек осознаёт, что его поступки и действия не вписываются в общественные нормы, и отклоняется от них намеренно.
  3. Абберантное поведение. Человек понимает неприемлемость своих поступков, и из-за нежелания быть порицаемым совершает их скрытно, втайне от других.

Аддиктивная девиантность

Аддиктивное девиантное поведение – это систематическое бегство от жизненных проблем, выраженное в виде нездоровой увлечённости чем-то, патологических зависимостей.

Девиантная аддиктивность проявляется в виде:

  • алкоголизма и наркомании;
  • анорексии, булимии;
  • религиозного фанатизма;
  • нимфомании;
  • компьютерной зависимости;
  • трудоголизма.

Аддиктивность может быть общественно-полезной, нейтральной и деструктивной. Вне зависимости от подтипа, такое поведение говорит о психологических проблемах и требует вмешательства психотерапевта.

Аморальная девиантность

Подгруппа включает в себя отклоняющееся поведение, нарушающее морально-этические общественные нормы. Поступки аморального человека не представляют серьёзной общественной опасности, однако осуждаются обществом.

К аморальному поведению относится следующее:

  • беспорядочные сексуальные связи, проституция;
  • бродяжничество и попрошайничество;
  • повышенная агрессия по отношению к людям;
  • употребление алкоголя, наркотиков;
  • отказ от работы, учебной деятельности;
  • оскорбление, унижение окружающих людей.

Некоторые классификации девиантного поведения относят аморальный подтип к общественно-нейтральному виду девиантности.

Делинквентная девиантность

К подгруппе делинквентного, или ненормативного поведения относятся типы поведения, нарушающие правовые нормы общества. Они могут проявляться в 2 формах:

  1. Докриминогенный, или противоправный тип. Нарушает правовые нормы. Проявляется хулиганством, вандализмом, поджогами имущества, драками и побоями, оскорблениями.
  2. Криминогенный, или преступный тип. Нарушает уголовные нормы. Включает в себя грабежи, кражи со взломом, разбойные нападения, мошенничество, вымогательство, изнасилование и убийство, а также покушение на данные деяния.

Механизмы

Можно выделить 2 основных механизма построения модели поведения личности в виде избегания. Это полное ограждение от агрессивных факторов внешнего мира, либо же уклонение от конфликтных ситуаций через систему миролюбия.

Через ограждение от внешнего мира

Данный механизм развития психологической модели поведения человека заключается в том, что в ответ на все жизненные ситуации, которые требуют эмоциональной, физической или моральной нагрузки, индивид занимает пассивную выжидательную позицию, не идет на контакт с внешними раздражителями или окружающими его людьми.

Основа этой стратегии сводится к тому, чтобы переждать неблагоприятный период, пустить сложившуюся ситуацию на самотек до изменения жизненных обстоятельств.

Подобный механизм реализации защитной реакции психики действует деструктивно не только на личность самого индивида, но и негативным образом отражается на жизни его близких людей, которые становятся заложниками психологических проблем родного человека.

Через проявление миролюбия

Индивиды, придерживающиеся данной стратегии защиты своей зоны комфорта, отличаются наличием навыков к приспособленчеству, а также умению идти на компромиссы в самых сложных ситуациях.

В психологии избегание через миролюбие предполагает выстраивание партнерских отношений с человеком, который может являться потенциальным провокатором конфликтных ситуаций, источником опасности. Люди, которые исповедуют эту модель поведения, всегда готовы идти на уступки даже в ущерб собственным интересам.

Механизм реализации психологической стратегии избегания через миролюбие требует от человека наличия следующих личностных качеств:

  • высокий уровень умственного развития;
  • коммуникабельность;
  • способность быстро находить общий язык и точки соприкосновения с окружающими людьми;
  • податливость и сговорчивость;
  • наличие морально-нравственных ценностей и хорошего воспитания.

Большинство людей, которые преследуют цель проявления избегания через миролюбие, испытывают внутренние опасения того, что во время конфликтной ситуации будет подавлено их чувство собственного достоинства. Индивиды с подобной моделью поведения отстраняются от сложных жизненных ситуаций по причине страха перед ответственностью.

Важность критического мышления в жизни

В последние годы термин «критическое мышление» мы слышим все чаще и чаще. Он может встречаться в описании вакансии, его можно услышать с экранов телевизора или прочитать в популярных психологических статьях. Но какое именно мышление подразумевается под критическим? Многие путают его с логическим. Это неправильно, хотя критическое подразумевает использование логического мышления.

Важность критического мышления в жизни

Критическое мышление – это способность человека эффективно анализировать поступающую информацию, аргументированно отстаивать свое мнение и принимать верное решение, опираясь на исходные данные. Умение мыслить критически – важный навык, который нужно развивать с юных лет.

Вместе с умением мыслить логически навык критического мышления помогает предугадывать возможное развитие событий, видеть взаимосвязь предметов, справляться с разноплановыми задачами. Такие навыки улучшают показатели в работе.

В повседневной жизни эта способность позволяет быстро анализировать мнение и поведение окружающих, лучше понимать чужую точку зрения, избегать воздействия завуалированной рекламы или пропаганды, обоснованно отстаивать свои слова и возражать тому, что не вызывает согласия.

Для детей умение использовать критическое мышление тоже важный навык. Оно развивает самостоятельность и позволяет не попадать под влияние дурной компании, помогает разбираться в школьных науках.

В обыденной жизни мы часто принимаем на веру большой объем информации, ведь в ином случае нам бы пришлось тщательно изучать и перепроверять множество мелочей. Но сомнения и изучение достоверных источников еще не значит, что мы умеем критически мыслить или способны это делать правильно.

Всегда ли вы аргументированно отстаиваете свою позицию в беседе? Беспрекословно ли доверяете всему, что слышите, или подвергаете сомнению? Часто ли перепроверяете полученную информацию? Давайте выясним, зачем нужно критическое мышление.

Обучение, поиск новых знаний

Обладатели критического мышления способны быстрее искать и сортировать информацию. Таким людям проще выбирать источники, видеть причинно-следственные связи. Есть ряд наук, не относящиеся к точным: социология, философия, политология, педагогика, обществознание, история. Изучая такие предметы, например, в вузе, студент часто сталкивается с дискуссионным методом усвоения изучаемого материала. Для большей результативности обучения как раз и понадобится критическое мышление.

Работа, профессиональная сфера жизни

Критическое мышление в жизни человека

На современном рынке труда много вакансий, требующих наличие критического мышления. В этом можно убедиться, ознакомившись с требованиями компаний к соискателям на должность «белого воротничка». В работе, связанной с умственным трудом, особенно ценятся умения обрабатывать большой массив информации, выставлять правильные приоритеты в задачах, видеть нестандартные пути решения.

Повседневная личная жизнь

Мы все живем в социуме, и нас окружает не только работа, но и семья, друзья, случайные люди. И каждый день мы принимаем решения, совершаем выбор. Купить товар подороже, потому что его рекламируют, или сэкономить, но приобрести проверенный продукт? Пойти с друзьями в кино с нелюбимым актером или провести это время с семьей? Найти оптимальное решение, не допустить глобальных ошибок или быстро их исправить – в этом заключается особенность критического мышления.

Принципы позитивного мышления

В чем же заключаются основные принципы позитивного мышления? Они включают в себя определенные установки, упражнения и методики, помогающие сформировать положительные личностные качества и позитивный образ мышления. Для того чтобы устранить негативное мышление и начать позитивно мыслить, необходимо соблюдать эти принципы каждый день и искренне верить в их эффективность. Вот основные из них.

  1. Наши мысли материализуются. Окружающий мир относится к нам так, как мы относимся к нему. Будьте добрыми, заботливыми, помогайте другим и увидите — мир ответит вам взаимностью.
  2. Главное в жизни — любовь. Она всегда сопровождает нас. Любовь лежит в основе того, как научиться мыслить позитивно и притягивать хорошее. Сопровождайте все свои действия заботой, уважительным отношением, не проявляйте равнодушие. Позитивный человек ко всем относится с любовью и добротой.
  3. Окружающий мир не ограничен, ресурсы в нем безграничны. Звучит непривычно, но попробуйте каждый день повторять себе эту фразу. И вы увидите: если вы чего-то очень хотите, то обязательно это получите.
  4. Каждый из нас — сам автор своей судьбы. Существует множество исследований, подтверждающих, что вера в себя — один из залогов успеха. Не ищите причин своих неудач в других людях. Верьте, что все в вашей жизни зависит только от вас.
  5. Любите себя. Каждый день говорите себе, что вы умны, красивы, счастливы. Хвалите себя даже за небольшие победы.
  6. Окружающий мир справедлив: если с вами что-то произошло, то вы это заслужили. Поэтому делайте хорошие поступки, и мир ответит вам взаимностью. Этот принцип похож на метод причинно позитивного мышления, широко используемого в психологии
  7. Наш мир уникален и достоин восхищения. Не принимайте как должное все, что имеете. Каждый день благодарите судьбу за любые приятные мелочи. Позитивный человек всегда концентрируется на хорошем, находит приятное в ежедневных мелочах.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: