Тема 3.7. психогигиена и психопрофилактика

Энергия мысли

— Некоторые мысли отнимают силы. Получается, что мы не на то, что нужно, тратим отпущенную нам энергию, которая не бесконечна, как и все, что мы имеем?

— Несомненно это так. Непродуктивные, да еще и негативные мысли действительно забирают у нас энергию. Многие люди привыкли к понятию «энергия пищи». А понятие «энергия мысли, слова» для них является уже более сложным. Однако почувствовать ее может практически каждый.

-Как именно?

— Поставьте небольшой, очень простой эксперимент. Например несколько раз мысленно скажите слово «лимон». Вы сразу представите себе этот красивый желтый плод и начнете сглатывать слюну. Так организм мгновенно откликается на слово. Потому что образ лимона связан с конкретными физиологическими проявлениями. Теперь скажите слово «солнце» и ярко представьте себе его. И сразу в ваш организм пойдет энергия. Капилляры мгновенно ответят расширением на данный образ. Или встаньте перед зеркалом и несколько раз произнесите слова «солнце», «яркое», «жгучее». И на ваших щеках начнет появляться румянец. Можно даже почувствовать, как теплеет, наполняясь кровью, носогубный треугольник. Потому что он проецирует состояние сердечно-сосудистой системы. Таким образом, только мысль о солнце, представление его уже оказывают помощь сердцу.

Основные факторы возникновения психических и поведенческих расстройств

В соответствии с биопсихосоциальной моделью болезни, большинство психических и поведенческих расстройств имеют многофакторную природу. Генетические факторы определяют мозговые структуру и механизмы «инструментов» психической деятельности и отвечают за диапазон индивидуальных различий в поведении человека. Именно гены закладывают фундамент уникальности психологического облика индивида. Вероятность получения одного и того же набора генов двумя организмами, рожденными в результате слияния двух половых клеток родителей, равна 1:223, т. е. менее одного шанса на более чем 64 триллиона возможных комбинаций /34/. Гены оказывают влияние, прежде всего на строение и биохимическую активность материального субстрата психики — мозга. Психические расстройства, как правило, связаны с действием не одного, а нескольких генов. В современной психогенетике есть предположение, что возникновение психических расстройств является необходимым следствием генетического многообразия вида Homo Sapiens, поскольку люди с отклонениями от среднестатистического «норматива» психических функций выполняют роль своеобразного природного «резервуара», за счет которого в природе поддерживается уровень распространенности и степень выраженности определенных психических функций

3 стр., 1272 слов

Cновидения и его роль в психической жизни по З. Фрейду и К.Г. Юнгу

… Объект работы: сновидения. Предмет работы: сновидения и его роль в психической жизни по З. Фрейду и К.Г. Юнгу. Цель работы: … изучение сновидения и его роли в психической жизни личности по З. Фрейду и К.Г. Юнгу. Для … кто попытался анализировать сновидения как проявление вытесненных в подсознание нежелательных факторов, был Зигмунд Фрейд. Он предполагал, что сновидения символизируют …

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Возникновение аутизма:

ещё при рождении признаки аномального развития;

В большинстве случаев, до возраста 2 — 2 с половиной года развитие в норме, после чего появляется аутизм (теряются все «приобретения» на тот момент — языковые, общения и т. д.).

Как правило, диагноз не должен быть установлено ранее, чем через три года, потому что это рискованно, можно спутать с умственной задержкой.

Статистика показывает, что одна девочка к четырём мальчикам страдают аутизмом. Девочкам в отличие от мальчиков, характерен синдром Ретта, который является частью категории первазивных, инвазивных, глубоких расстройств развития.

Психогигиена и управление эмоциями

Под управлением эмоциями подразумевается способность понимать, проговаривать, рационально выпускать свои эмоции, прорабатывать их и отпускать. Речь ни в коем случае не идет о подавлении эмоций, речь идет об их принятии и адекватном восприятии. Умение управлять эмоциями помогает бесконфликтно взаимодействовать с другими людьми и жить в гармонии с собой, способствует сохранению психического здоровья.

Мы приготовили общий план по развитию осознанности и навыка управления эмоциями:

  1. Научитесь принимать и признавать любые эмоции. Негативные чувства тоже нужны. Они указывают на наши слабости и те области жизни, которые нуждаются в коррекции. Отрицательные эмоции помогают нам расти, становиться лучше. Не стыдно злиться, обижаться, расстраиваться. Стыдно ничего с этим не делать. Любая эмоция правильная. Нужно только научиться постоянно задавать себе три вопроса: что я испытываю, почему я это испытываю, на что это указывает (что я должен изменить).
  2. Используйте дыхательные упражнения и медитацию, чтобы научиться контролировать свое состояние. Глубоко дышите и вспоминайте что-то приятное, только после этого переходите к анализу эмоций.
  3. Используйте метод «искусственной улыбки». Да, это работает: изобразите ту эмоцию, которую хотите ощутить, и вы ее ощутите.
  4. Научитесь выпускать негативные эмоции, например, если вы злитесь, то выплесните агрессию в аттракционе «антистресс».

Саморегуляция и управление эмоциями – это целое направление в психологии, которое при желании может освоить каждый человек. Существуют десятки эффективных методов, техник. Однако самый действенный способ – развитие эмоционального интеллекта и рефлексия. Научитесь понимать себя, чувствовать свое тело, свои желания и потребности. Эмоции – результат наших реакций, отношения к чему-то. Анализируйте, к чему вы относитесь негативно и думайте, как это исправить.

Основные направления, цели и задачи дисциплин

Ни для кого не секрет, что, столкнувшись со сложными жизненными ситуациями, люди, особенно молодые, теряются и принимают неправильные решения, которые меняют их жизнь совсем не в лучшую сторону.

Рекомендуем: Понятие осмысленности в психологии

Цель психогигиены как раз состоит в изучении факторов внешней среды, способных оказать негативное влияние на психическое здоровье человека, а также в разработке и проведении комплексных мероприятий, направленных на снижение психологической напряженности. Иными словами, выявление групп риска, целенаправленная работа с ними, функционирование кризисных центров, линий бесплатной психологической помощи являются основными инструментами этой науки.

Известный ученый А. Ребер говорил о том, что поддерживать психическое здоровье человека гораздо проще, чем лечить уже возникшее заболевание. С этой точки зрения задача любого психолога, психотерапевта на этапе беседы состоит в том, чтобы выслушать больного, оценить влияние фактора, вызвавшего проблемную ситуацию, и оказать адекватную консультационную помощь. В дальнейшем необходимо отслеживать изменение состояния пациента и корректировать лечение, принимать все меры к укреплению психического здоровья.

Психогигиена имеет несколько направлений деятельности. Одно из них, фундаментальное, занимается рассмотрением методических аспектов сохранения, укрепления психического здоровья людей. Задача прикладного направления состоит в разработке технологий применения теоретических знаний на практике с учетом профессиональных, половых, возрастных, а также прочих особенностей групп потенциальных пациентов.

Рекомендуем: Ребефинг: техника дыхания

Третье, практическое направление сосредоточено на реализации в процессе работы конкретных методик, их доработке и корректировке. На этом этапе решаются задачи укрепления психологической устойчивости человека к факторам внешней среды, повышения работоспособности, снятия внутренней напряженности.

Психопрофилактика является разделом общей профилактики. Ее основная задача состоит в предупреждении психических расстройств. Наука рассматривает три состояния, в которых может находиться пациент:

  • Здоровый человек – не имеет никаких отклонений психики. Используются методы по недопущению психического заболевания.
  • Находящийся в зоне риска – или уже страдает легкой формой расстройства, или есть факторы, способные спровоцировать заболевание. Применяются методы, направленные на недопущение обострения заболевания, выведения человека из состояния нестабильности.
  • Имеется ярко выраженная психопатология. Основная задача – предупредить перетекание заболевания в более тяжелую форму, по возможности реабилитировать больного к повседневной жизни.

История

Этот термин был введён в 1900 году немецким психиатром Робертом Зоммером (англ.)русск.(1864—1937), который основал в 1896 году психиатрическую клинику в городе Гиссене. Однако термин получил большее признание только благодаря усилиям Клиффорда Уиттингема Бирса, направленным на улучшение ситуации с психически больными: «начало современной психогигиены было закреплено в литературе с появлением книги Клиффорда У. Бирса (США) „Разум, который нашёл себя“». Книга Бирса основывалась на его собственном опыте в качестве пациента.

Основные задачи психогигиены, постулированные К. У. Бирсом и Адольфом Мейером (англ.)русск. в 1908 году, таковы:

  1. забота о сохранении психического здоровья, профилактика психических и нервных заболеваний и дефектных состояний;
  2. улучшение лечения психически больных и ухода за ними;
  3. разъяснение значения психических аномалий для проблем воспитания, экономической жизни, преступности и вообще человеческого поведения.

Эти задачи должны выполняться посредством социального обеспечения и взаимодействия с общественными и частными благотворительными организациями.

В 1909 году Бирс основал Национальный комитет психической гигиены, чтобы продолжать свою реформу лечения психически больных людей. В 1913 году он основал Клинику Клиффорда У. Бирса в Нью-Хейвене.

В 1924 году немецким психиатром Р. Зоммером была основана Немецкая ассоциация психогигиены. 20 сентября 1928 года в Гамбурге прошёл первый съезд Немецкой ассоциации психической гигиены.

Первый Международный конгресс по психической гигиене состоялся в мае 1930 года в Вашингтоне, округ Колумбия.

Идея психогигиены, именуемой также психической гигиеной, сыграла свою роль в гетто Терезин (Ghetto Theresienstadt) / концлагере Терезиенштадт, где венский врач и основатель экзистенциального анализа Виктор Франкл создал «Отдел психогигиены» — своего рода вмешательство в кризисных ситуациях. Большинство прибывших были неподготовлены и, следовательно, шокированы тем, с чем они столкнулись в Терезиенштадте. Франкл исходил из того, что при соответствующей помощи шансы на выживание будут выше, и попросил о сотрудничестве Регину Йонас. Её задача состояла в приёме вновь прибывших. Кроме того, в этих условиях она продолжала также свою преподавательскую и проповедническую деятельность.

Заключенный в Терезиенштадт философ Эмиль Утиц (нем.)русск. также использовал это понятие; уже 24 ноября 1942 года он сделал там доклад под названием «Гигиена души в Терезиенштадте».

Генрих Менг (нем.)русск., который в 1929 году стал одним из основателей Франкфуртского психоаналитического института (нем.)русск., после роспуска института в 1933 году по предложению швейцарского воспитательного учреждения отправился в Базель, чтобы там совершенствоваться в области педагогики и психогигиены. Уже через 4 года он стал преподавателем Базельского университета, а в 1945 году был приглашён на специально созданную для него первую в Европе кафедру психогигиены.

Здесь Менг создал в послевоенные годы научно-исследовательский центр, который посещали учёные со всего мира. При щедрой поддержке швейцарских издательств он создал научную библиотеку психогигиены. Одновременно были основаны в Швейцарии и в других странах общества психогигиены, которые посвящали себя разнообразным, преимущественно практическим задачам охраны психического здоровья.

Правило психогигиены

— Борис Иосифович, чем может навредить известная многим не понаслышке «мысленная жвачка»? Ведь часто бывает, что мысли, помимо нашей воли, все время крутятся вокруг одного и того же, как правило, неприятного события.

— Все наши недуги — по сути, психосоматические заболевания. То есть от вредных мыслей страдает тело. Поэтому всякие навязчивые состояния, от которых мы не избавляемся в течение жизни, ухудшают здоровье. Если не разгружать психику, не проводить время от времени «генеральную уборку», то негативные мысли накапливаются и засоряют голову. Этим и объясняется то, что с возрастом, как правило, появляется все больше болезней.

— Известно: чтобы не болеть, надо заниматься профилактикой. Получается, что «генеральная уборка» в мыслях — тоже профилактика многих заболеваний?

— Конечно. Если вы хотите сохранить здоровье на долгие годы, то все лишнее, накапливающееся в мозгу, надо мысленно сжигать. Или каким-то иным образом освобождаться от этого. Мы ведь сжигаем старую листву. Точно так же следует сжигать и старые, отжившие мысли, которые уже не приносят пользы. Мы смываем в бане накопившуюся на теле грязь, и мысли тоже надо периодически очищать. Психогигиена очень важна.

Избавьтесь от обид

— А как быть с обидами, которые накапливаются с годами?

— От них обязательно надо избавляться. К тому же часто оказывается, что не было и повода для огорчений. Человек обижается на своего собеседника, который вовсе не имел в виду ничего плохого. В таком случае профилактикой может стать личная беседа. Стоит спокойно выяснить, что же собеседник, собственно, имел в виду. Или провести «беседу» с самим собой, чтобы понять, правильно ли вы восприняли травмировавший разговор.

— Но если обидчик все же сказал правду?

— Может быть, жизнь преподнесла таким образом урок, сказав устами какого-либо человека то, что вы непременно должны были узнать о себе. В этом случае поможет конструктивное, продуктивное обдумывание своей жизни, своих поступков.

— Все же бывает непросто простить обиды. Что в этом может помочь?

— Во всех главных религиях мира есть особые дни. Можно даже сказать, психотерапевтические, поскольку они помогают привести мысли и чувства в порядок. Например, в Прощеное воскресенье мы договариваемся с собой, со своей душой, совестью простить незаслуженные, как мы считаем, обиды. И это бесконечно мудро.

Лечение:

Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях (кретинизм, микседема) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращённых влечений (неулептил, феназепам, сонапакс).

Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.

Результат психогигиены

Как мы уже говорили, информирование и просвещение – основные средства психогигиены. Поэтому ее результатом считают психогигиеническую компетентность людей. Она состоит из следующих элементов:

  1. Убеждения на оздоровление и сохранение здоровья, отношение к здоровью как к высшей ценности, мотивация вести здоровый образ жизни.
  2. Знания, умения и навыки, помогающие справляться со стрессогенными факторами и минимизировать влияние психотравм.
  3. Ориентация на саморазвитие, изучение и раскрытие личного потенциала, обучение самоконтролю и саморегуляции.
  4. Практические действия, нацеленные на оздоровление, развитие саногенного мышления, коррекцию образа жизни.

Области практического применения

В настоящее время почти все медицинские направления применяют психогигиенические методы обследования пациентов, испытывающих дезадаптацию. Врач любой специальности должен владеть навыками работы с пациентами в предкризисных и кризисных ситуациях. Выделяют следующие разделы психогигиены и области их практического применения:

Психогигиена личности – уделяет особое внимание детям, пожилым людям, направлена на преодоление периодических кризисов. Затрагивает вопросы воспитания, режимов отдыха, питания, обучения.
Бытовая – занимается вопросами предупреждения алкоголизма и наркомании.
Психогигиена труда направлена на разработку комплекса мер, обеспечивающих профпригодность, предупреждение конфликтов внутри трудовых коллективов, профилактику переутомления в ходе выполнения монотонных операций.
Психогигиена семьи – одно из важных направлений, посвященных формированию внутри группы близких родственников доверительных и гармоничных отношений.

Особое место в психогигиене семьи и личности занимает вопрос, посвященный беременности, родам, кормлению новорожденных грудью, правильному воспитанию детей младшего возраста.

Постоянная, целенаправленная работа, проводимая медицинскими учреждениями, позволила значительно повысить психологическое благополучие женщин предродового и послеродового периодов, снизить количество выкидышей вследствие неправильного режима дня и повышенных психологических нагрузок. Проведение для медицинского персонала обучающих семинаров повысило эффективность и своевременность диагностики психопатологий в этой группе пациентов.

Рекомендуем: Все про психические процессы

Работа, связанная с большим умственным напряжением, опасностью или требующая повышенного внимания к мелочам, может привести к переутомлению и фатальным ошибкам, а как следствие – к повышенному травматизму.

Задача психопрофилактики производственной деятельности состоит в выработке мероприятий, способных нивелировать влияние человеческого фактора, сформировать такое отношение к трудовому процессу, которое поможет избежать возникновения кризисных ситуаций. К мерам профилактики можно отнести следующие: изучение условий труда, заболеваемости сотрудников опасных производств, плановое ведение профилактических работ, контроль соблюдения техники безопасности и борьбу с вредными привычками сотрудников.

Психопрофилактика детей и подростков уделяет особое внимание переходным этапам, сопровождающим возрастное развитие. Кризис детей трех лет обусловливается пробуждением детского самосознания, желанием самому выполнять определенные действия. В семилетнем возрасте наблюдается кризис, связанный с осознанием ребенка себя как части социума

Самый сложный этап свойственен переходному периоду, когда подростки начинают входить во взрослую жизнь, и на этом этапе они особенно остро нуждаются в психопрофилактических мероприятиях

В семилетнем возрасте наблюдается кризис, связанный с осознанием ребенка себя как части социума. Самый сложный этап свойственен переходному периоду, когда подростки начинают входить во взрослую жизнь, и на этом этапе они особенно остро нуждаются в психопрофилактических мероприятиях.

Рекомендуем: Пубертатный период — это

Психогигиена и психопрофилактика тесно связаны между собой, они направлены на укрепление психического здоровья не только отдельной личности, но и социальных групп. Задача обеих наук – показать человеку, насколько ценно саморазвитие, какие существуют приемы самопомощи в кризисных ситуациях.

Психогигиена и психопрофилактика

Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой. В задачи последней входит профилактика развития психических расстройств и предупреждение перехода психических заболеваний в хроническую форму.

Психопрофилактика бывает первичной, вторичной и третичной. Каждая из них имеет свои особенности:

  1. Первичная профилактика предполагает предупреждение развития болезней у здорового населения. Это работа с группами риска: те, кто трудятся на опасном или тяжелом производстве, люди с соматическими заболеваниями, родственники больных, люди низкого социального уровня и другие.
  2. Вторичная психопрофилактика подразумевает раннее выявление и устранение заболеваний, предотвращение их перехода в хроническую форму, предупреждение рецидивов.
  3. Третичная психопрофилактика подразумевает работу с тяжело больными людьми для предотвращения их инвалидизации, предупреждение развития осложнений.

Отдельно выделяют психопрофилактику детского и подросткового возраста, позднего возраста, семьи и сексуальной жизни.

Похожие:

Лекции читает Ковригин Д. АМножественность языков общения с вычислительной машиной. Уровни их сложности. Понятие языкового процессора как программы для обработки… Программа курсов повышения квалификации по теме «Учебная мотивация школьников как основа качества знаний»«Учебная мотивация школьников как основа качества знаний» на базе моу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
«Обучение орфографии младших школьников»Язык как средство общения возник и существует прежде всего как звуковой язык, и владение его звуковым строем является обязательным… Роскошь человеческого общения. «Будьте добрыми и человечными!» «Поведение — это зеркалоМожет ли человек быть счастлив в обществе без полноценного общения с другими людьми? Как вы думаете?
Грамматическая основа предложения Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложенияКакое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения? Урок 3 как наилучшим способом общаться с моим спутником жизни?Как тело без крови мертво, так и без общения брак умирает! Как мне услышать, что мой супруг (моя супруга) хочет или не хочет мне…
Системно деятельностный подход в преподавании химии, как технологическая основа фгос «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению»Системно деятельностный подход в преподавании химии, как технологическая основа фгос А8 Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложенияГрамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого (в двусоставном предложении) или одного из них (в односоставном…
Правила общения. Вежливые слова. Школа, ученик, отношение к школе. Для чего нужно учиться?Познавательные: осмысливание процесса общения как способа получения и передачи информации; построение рассуждений о значении понятий… 1. Магистрально-модульный принцип построения компьютераМодульный принцип позволяет потребителю самому комплектовать нужную ему конфигурацию компьютера и производить при необходимости ее…
Беседа с родителями по теме: «Культура общения в семье»Личное обоняние человека проявляется в умении говорить. Культура общения включает способность правильно ориентироваться в ситуации…

Документы

Документы

В психогигиене выделяют следующие разделы:

1) возрастная психогигиена

2) психогигиена труда и обучения

3)психогигиена быта

4) психогигиена семьи и половой жизни

5) психогигиена коллективной жизни

Со времени своего зарождения она всегда была непосредственно связана с психопрофилактикой.Но если по­следняя больше нацелена на предупреждение психических забо­леваний или психических нарушений, то цель психогигиены — разработка системы мероприятий, направленных на формирова­ние, поддержание и укрепление психического здоровья.

Психопрофилактика – это система психологических методов и средств, предупреждающая появление негативных психологических реакций и состояний у человека

Отличительные признаки стресса

Распознать, что человек находится в состоянии стресса, довольно просто. Главный признак — изменение поведения. Чаще всего встречаются:

•повышенная раздражительность и неадекватная реакция на малейшее затруднение;

•снижение активности и, соответственно, уменьшение количества успешно выполненных дел;

•частое желание спорить и излишняя критичность к вещам, которые раньше вполне устраивали;

•потребность в алкоголе для повышения уверенности в себе;

•постоянное уныние и жалость к себе;

•потеря контроля над ситуацией: невозможность справиться со множеством проблем, требующих одновременного и немедленного решения;

•нежелательные реакции организма, как то: учащенное сердцебиение, расстройство желудка

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: